Закрытый потенциал
23.05.2007, Интернет-журнал "Оазис", ? 10 (54) Май 2007
Дильнара Джалилова (Алматы)
Таможенные отношения между странами центрально-азиатского региона очень иллюстративно демонстрируют дисгармонию в отношениях вообще и во многом - состояние самих стран. По словам директора Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутовой, несмотря на инициативы стран по региональному сотрудничеству, торговля внутри региона остается ограниченной. Основными причинами являются сохранение ограничений в режиме свободной торговли, отсутствии координации в торговых операциях в отношении третьих стран и системы коллективных мер защиты. В рамках региональных инициатив остались неунифицированными внешнеторговое, таможенное, валютно-финансовое и налоговое законодательства его участников. Нерешенными также остаются вопросы согласования позиций при вступлении участников соглашений в ВТО.
По мнению г-жи Махмутовой, страны региона вовлечены во множество региональных торговых соглашений, которые содержат противоречащие обязательства. Существует множество барьеров, связанных с торговой политикой, с транспортом, транзитом, которые существенно снижают уровень экономического взаимодействия стран региона. Высокий уровень коррупции во всех странах также является одной из существенных причин, сдерживающих сотрудничество. Кроме того, таможенные отношения осложнены рядом таких факторов, как география, миграционные потоки, наркотрафик. К примеру, граница Казахстана с Россией является самой протяженной в мире (7,5 тыс. км), через нее движутся мигранты из всей Центральной Азии, включая Афганистан. Казахстанско-российский кордон, кстати, вдвое длиннее границы США с Мексикой. Между тем граница Казахстана и Туркменистана - всего 426 км. - она, возможно самая спокойная у этого государства. Наиболее проблемной остается казахстанско-узбекская - информпространство в стране и, разумеется, население регулярно сотрясают известия об убитых, раненых, избитых узбекскими пограничниками казахстанцев - чабанов, жителей приграничных районов. На фоне этого понятным образом воспринимаются и торговые проблемы, когда Узбекистан ограничивает импорт из Казахстана и свой экспорт - главным образом овощи и фрукты, что приводит к еще большей инфляции.
Самая активная таможенная граница - с Кыргызстаном и Китаем. Но и здесь регулярно возникают проблемы - формально из-за процедур, на самом деле - по слухам - из-за передела сфер влияния. Прежде всего, потому что казахстанско-кыргызстанская и казахстанско-китайская границы - «лакомый кусок»: экспортные нефть и металл, импортный ширпотреб, стройматериалы, техника.
Перманентные попытки создать в Центральной Азии - зону свободной или облегченной торговли - наш ответ Евросоюзу или ВТО - в рамках Таможенного союза, ЕврАзЭС - так и остались попытками. По мнению г-жи Махмутовой, «несмотря на инициативы стран по региональному сотрудничеству, торговля внутри региона остается ограниченной. Основными причинами являются сохранение ограничений в режиме свободной торговли, отсутствие координации в торговых операциях в отношении третьих стран и системы коллективных мер защиты. В рамках региональных инициатив остались неунифицированными внешнеторговое, таможенное, валютно-финансовое и налоговое законодательство его участников. Нерешенными также остаются вопросы согласования позиций при вступлении участников соглашений в ВТО».
Слишком велики противоречия между странами - закрытый и нейтральный Туркменистан, непредсказуемый и несколько агрессивный Узбекистан, мечущийся между большими соседями Кыргызстан, гиганты Китай и Россия. В итоге торговля между странами порой сложнее, чем, например, с США или Германией, «правила игры» - не унифицированы, а сама процедура таможенного оформления (иногда складывается ощущение) - настолько усложнена, чтобы стимулировать коррупцию.
По словам Меруерт Махмутовой, страны региона вовлечены во множество региональных торговых соглашений, которые содержат противоречащие обязательства. Существует много барьеров, связанных с торговой политикой, с транспортом, транзитом, которые существенно снижают уровень экономического взаимодействия стран региона. Высокий уровень коррупции во всех странах также является одной из существенных причин, сдерживающих сотрудничество.
По данным проекта Регионального стратегического документа по региону Европейского Сообщества от 15 июня 2006 года, в Казахстане, например, для перевозки стандартного груза от заводских ворот до ближайшего порта экспорта требуется примерно 93 дня с учетом всех таможенных, административных и экспортных требований, а в Узбекистане в среднем требуется 139 дней для импорта стандартного груза. Между тем, согласно Анализу Международной Финансовой корпорации и Всемирного банка (2006г.), каждый день задержки сокращает объемы экспорта страны на 1%. В частности длительные задержки также делают невозможным экспорт скоропортящихся сельскохозяйственных продуктов, таких как мясо, фрукты и овощи.
В связи с ожидаемым вступлением в ВТО всех стран региона есть надежда на улучшение таможенных отношений. На последнем заседании Всемирной Таможенной организации в июне 2005 г. Казахстан, Кыргызстан (единственный пока член ВТО в Центральной Азии) и Таджикистан заявили о намерении создания стандартов таможенного контроля для ограждения торговой цепочки от организованной преступности и улучшения административного потенциала таможенных служб.
Г-жа Махмутова считает, что для достижения ощутимых выгод региональные торговые соглашения должны ориентироваться на сокращение тарифных и нетарифных барьеров, устранение препятствий для транзитной торговли и софинансирование в проектах развития инфраструктуры. В структуре торговли стран можно выделить группы товаров, пользующиеся спросом в регионе, но импортируемые из третьих стран. Хотя Центральная Азия и обладает достаточным потенциалом для удовлетворения спроса. Уже определены шесть категорий товаров, обладающих высоким и средним спросом для региональной торговли. К ним относятся: продукты питания и перерабатываемая продукция сельского хозяйства (пшеница, томаты, свежие яблоки); химикаты (портландцемент антрацит, оксид алюминия); текстиль и готовая одежда; продукция из железа и стали; транспортные средства и автомобильные узлы (аккумуляторы, тракторы, автобусы, автомобили); оборудование тяжелой промышленности (компрессоры, комбайны, краны, трансформаторы).
В Центре анализа общественных проблем считают, что в развитии торгового потенциала региона важно создание правительствами стран условий для участия частного сектора. Все секторы, обладающие высоким внутрирегиональным экспортным потенциалом, могут представлять интерес для частного бизнеса и агентств международной помощи. В частности, сектор продуктов питания и перерабатываемой продукции сельского хозяйства, пшеницы и муки определены как секторы, обладающие высоким потенциалом. Интерес могут представлять строительные объекты, цемент и стальная арматура из сектора химикатов и изделий из железа и стали. Со стороны агентств международной помощи отмечается высокий спрос на изделия из текстиля, обычно, на одежду, одеяла, палатки и другие изделия временного крова. Регион производит и обладает потенциалом по выпуску текстильной продукции. На всей территории возникает потребность в транспортных средствах, каковыми является тяжелое оборудование для водяных насосов и электрогенераторов. Это продукция, которую можно продвигать с расчетом на повышение уровня внутрирегиональной торговли, одновременно позволяя агентствам международной помощи использовать данную возможность обеспечить поставки. При этом г-жа Махмутова добавляет, что странам необходимо извлечь все преимущества от участия в региональных союзах и не нарушать принятых на себя договоренностей, вводя необоснованные ограничения во взаимной торговле, защищая, зачастую, неконкурентоспособные производства. Правительствам каждой страны необходимо на деле обеспечить соответствие национального законодательства заключенным соглашениям и принятым обязательствам в рамках региона, а также международным конвенциям. Следует проанализировать работу всех служб, присутствующих на границе, чтобы уменьшить дублирование функций, упростить таможенные, пограничные и прочие процедуры контроля, и найти наиболее их эффективные формы.