Иран готовится к войне,
11 Июля 2007 , Echo
в том числе и с "внутренними врагами"
Т.АНСАРИ
Иран строит сеть подземных тоннелей в горном районе вблизи ядерного центра в Натанзе. Такое сенсационное сообщение распространило агентство Reuters со ссылкой на данные спутниковой фотосъемки, полученные американским Институтом науки и международной безопасности. Снимки, по данным агентства, были сделаны 11 июня коммерческой фирмой DigitalGlobe, занимающейся сбором спутниковой видеоинформации, а впоследствии оказались в распоряжении экспертов института.
По мнению экспертов, работы вблизи центра в Натанзе начаты сравнительно недавно, так как на снимках той же местности от января следов строительства еще не было видно. На июньских снимках просматриваются две недостроенные дороги, одна из которых упирается в гору и, по всей видимости, ведет в тоннель. Входы в тоннели, однако, замаскированы. И, как полагают эксперты института, сеть тоннелей может быть использована для хранения ядерных материалов в случае нападения на Иран, а также для непосредственной защиты Натанзы - не исключено, что ее в ближайшем будущем могут оснастить зенитными батареями и другим оружием. Ранее подобный подземный комплекс был выстроен вблизи лабораторий по переработке урана в Исфахане. "Иран, возможно, занимается строительством аналогичного комплекса у Натанза из опасений, что подземные пространства Натанзы уязвимы для авиаударов", - заявили эксперты института.
Впрочем, заметно и другое. Несмотря на появление в окрестностях Натанзы и Исфахана подземных галерей, темпы подготовки Ирана к открытой войне с Западом заметно снизились: ленты новостей уже не пестрят сообщениями о новых образцах оружия, перманентных военных учениях и т.д. Зато куда активнее в Иране укрепляют позиции режима. По сообщению ряда ближневосточных СМИ, в эти дни Мохаммад Саффар-Харанди, глава могущественного Ershad ("ориентирование") - ведомства, контролирующего культуру и СМИ в Исламской Республике Иран - выступил с заявлениями, согласно которым, у его страны существуют внешние враги: Большой сатана - или же Соединённые Штаты - и все те, кто хочет наложить дополнительные санкции, чтобы остановить "законную ядерную гонку". Есть также внутренние враги: "те, что стремятся покончить с системой и посылают через прессу сигналы о ползучем государственном перевороте". "Это тайная и грязная пропаганда, ежедневные заговоры против правительства вошли в новую фазу унижения, оскорбления и осмеяния президента", - подчеркнул министр, очень близкий к Махмуду Ахмади Неджаду. Как напоминают эксперты, это, увы, не только слова - уже в марте в Иране начались репрессии против неугодных. Теперь же дело дошло до закрытия фрондирующих изданий. Первой жертвой оказалась газета Ham Mihan ("Соотечественник"), близкая к бывшему президенту, реформисту и прагматику Хашеми Рафсанджани. Издание было открыто в мае (после запрета в 2000 году), а теперь опять закрыто. Под запретом оказалась газета Mosharekat ("Участие"), главный орган реформистской партии. Закрыт и еженедельник Nedaye Kordistan ("Голос Курдистана"), и "агентство трудящихся" Ilna. Жесточайшее давление, говорится в блогах диссидентов, оказывается и на другие газеты. Например, на реформаторскую Etemad Melli ("Национальное доверие").
Пока ещё жива знаменитая Sharq ("Восток"), которая вновь стала выходить в свет в мае после восьмимесячного запрета, наложенного из-за карикатуры на Ахмади Неджада. Однако многие полагают, что и это издание в сложном положении: недавно была опубликована статья, в которой президент подвергается критике за катастрофическую экономическую политику и высочайшую инфляцию. "Ситуация значительно ухудшилась, - заявил корреспонденту итальянской Corriere Della Sera Машалла Шамсолваезин, бывший редактор газет, бывший издатель, бывший комментатор, неоднократно оказывавшийся в тюрьме, а в настоящее время глава Ассоциации иранских журналистов. - В Ershad лежат три тысячи заявлений об открытии газет и журналов, но все заблокировано, более того, издания закрываются. У нас почти 3 тысячи безработных, потому что у нас здесь не такой большой выбор для журналистов: или ты меняешь профессию, или эмигрируешь, или даже сотрудничаешь с иностранными СМИ, выходящими на фарси, или соглашаешься на самоцензуру и продолжаешь работать". Четвёртый вариант - ты оказываешься в тюрьме: недавно вновь начались аресты журналистов.
Плюс ко всему в эти же дни в Иране объявлено о разоблачении очередной "шпионской сети". Здесь, по сообщению AFP, арестованы 20 человек. Как утверждает руководитель иранских спецслужб в городе Керманшахе, задержанные шпионы входили в пять сетей. Некоторые были подданными Ирана, остальные имели гражданство других государств, и все они предоставляли "вражеской разведке" информацию экономического, военного, политического, культурного характера, заявил руководитель разведслужбы города Керманшаха. "Заклятыми врагами" Ирана являются США и Израиль, добавил чиновник. И не исключено, что всплеск шпиономании должен "обосновать" в глазах иранской аудитории новую волну репрессий.
Впрочем, как утверждают аналитики, у Ахмади Неджада действительно предостаточно причин для беспокойства. С одной стороны, постоянная угроза войны из-за сверхжесткого политического курса не может не подтачивать позиций режима - сегодня уже очевидно, что в Иране на фоне слишком уж наглядного примера соседнего Ирака ставка на "идеологию осажденной крепости" не сработала. С другой, нефтеносный Иран столкнулся с жестоким "нефтяным кризисом" и, как следствие, ростом социально-экономических проблем. Другое дело, что еще никогда в истории подобные проблемы не удавалось решить при помощи репрессий.