Радиоактивный туризм
06 июля 2007 13:34, iamik.ru
Одним из приоритетных направлений восстановления экономики Таджикистана президентом Эмомали Рахмоном названо развитие туристической отрасли. Козырем президентского туражиотажа является Согдийская область и некоторые высокогорные лагеря республики. Таджикистан, традиционно занимающий последнее место по туристической активности в Центральной Азии, имеет достаточно привлекательный вид. Здоровый климат, девственная горная природа, чистый, целебный воздух. Есть даже свои исторические достопримечательности. Так считают в исполнительном аппарате президента.
Однако, цены на туристические услуги в Таджикистане просто космические. На стоимость только перелёта в Таджикистан и обратно среднестатистический европеец, американец или россиянин может приобрести двухнедельную путёвку в Турцию или Таиланд а-ля «всё включено».
«Существует программа по развитию туризма в Таджикистане, однако она никак не влияет на высокую стоимость наших услуг, стоимость одной путевки составляет 2 тыс. долларов», - говорит директор высокогорного лагеря Альп-Навруз Рано Сабирова. По ее словам, несмотря на то, что сезон открывается только в июле, турфирмы Таджикистана уже сейчас теряют множество потенциальных заказов.
Но и это не самое главное. Оборотная сторона, начищенной блудословием поддакивающих президенту чиновников, медали таджикской инфраструктуры туризма, способна оказать на приехавших отдыхать туристов прямо противоположный эффект. Проблема этой отрасли таджикского народного хозяйства невидима. Её нельзя увидеть или потрогать. Её можно только измерить. Счётчиками Гейгера. Именно Гейгера, потому, что практически вся территория современного Таджикистана находится под воздействием миллионов тонн радиоактивных отходов, на скорую руку погребённых в одной из самых крупных областей республики - Согдийской. В этой области, где захоронены более 54 миллионов тонн урановых отходов, все чаще стали рождаться дети с врожденными физическими недостатками. Местные жители живут лишь тем, что собирают зараженный металл.
За последние годы дважды в районе Адрасмана и Табошара селями частично размывались защитные слои хвостохранилищ. В период с 1945 по 1993 годы предприятиями Ленинабадского горно-химического комбината ?6 (ныне государственное предприятие «Востокредмет») на территории Северного Таджикистана велась добыча и переработка урановых руд на трех территориально разобщенных площадках - Чкаловск, Табошар и Адрасман. В последних двух предприятия прекратили свою деятельность, а «Востокредмет» перепрофилировал свою деятельность. В результате производственной деятельности на указанных объектах накоплено 54,8 млн. тонн радиоактивных отходов с суммарной активностью 6,5 тыс. Кюри, сосредоточенных в хвостохранилищах и отвалах.
Рекультивация территорий, подвергшихся воздействию уранодобывающих предприятий, представляет собой сложную техническую проблему. В могильниках поверхностного типа радиоактивные отходы содержат ряд долгоживущих радионуклидов с периодом распада в 80 тыс. лет. И достаточно вскопать немного эти холмы или вытащить оттуда арматуру, трубы, как начнётся выделение родона.
В Табошаре имеются 4 хвостохранилища, хранилище бедных руд, карьер и отвалы пустой породы, не защищенные от ветровой и водной эрозии. Здесь мощность гамма-излучения на порядок выше, чем в других районах.
Таджикистан в настоящий момент проводит лишь мониторинг ситуации. Денег на реабилитацию могильников нет. И не предвидится в ближайшем будущем. По оценкам экспертов только на первичные работы по укреплению хвостохранилищ, требуется 10-15 миллионов долларов США. Эта сумма постоянно увеличивается, поскольку ежегодно слой песка и земли, покрывающий радиационную бомбу замедленного действия, уменьшается.
По данным экспертов, в Худжанде - одном из центров таджикского туризма, имеются участки, где радиационный фон достигает 80 и выше мкрн/час. И находятся они в центре города, в жилых кварталах. Максимально допустимой нормой считается цифра в 50 микрорентген/час. А в районе шахт, разбросанных по территории Согдийской области, имеются участки, где радиационный фон достигает 1000 и более микрорентген/час.
Местные жители любят рассказывать историю о том, что группа туристов из Японии, прилетев в Худжанд чартерным рейсом, едва сойдя с трапа самолёта, тут же потребовала увезти их обратно. Уровень радиации показался гостям из страны восходящего солнца не совместимым с жизнью. Само население давно уже не обращает на это внимания.
- Мы здесь выросли, здесь и останемся, - разводит руками житель Худжанда Саид Раззаков, - мы уже привыкли. Жаль, вот, дети болеют. А что нам остаётся делать? Сколько не жалуйся, всё равно никто не услышит.
Каждый год ветер разносит радиоактивные частицы по всей стране. Местные жители растаскивают бесхозные покрытия могильников из рельсов и бетонных плит и реализуют их в другие области Таджикистана. В туристических буклетах, описывающих красоты горного края, о радиации ничего не говорится. Правительство не считает нужным предупредить гостей о смертельной опасности. Пару недель отдохнут - ничего с ними не случится, зато бюджет пополним, - думают толстолобые управленцы из Комитета по делам молодёжи, спорту и туризму при правительстве республики. Сколькими годами жизни наивные гости поплатятся за две недельки в Таджикистане, их беспокоит в последнюю очередь.
Амрихудо Хушкадамов