В Киргизии наблюдается «экспансия» узбекской культуры. Что предпримут власти?
24.07.2007 11:44 msk, Фергана.ру
А.Мамараимов (Джалалабад)
В областях южного региона Киргизии, где проживают более половины пятимиллионного населения страны, все сильнее наблюдается доминирование узбекской культура. Этому способствует не только близость соседнего Узбекистана, мощное культурное воздействие которого на регион уходит в глубь веков, но и этнический состав населения. На юге Кыргызстана, по различным данным, проживают от семисот тысяч до одного миллиона представителей узбекской национальности.
Для нас важнейшим является кино?
Тысячу раз был прав вождь мирового пролетариата Владимир Ульянов (Ленин), когда говорил, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Опыт советского киноискусства по формированию целых поколений «советских» людей доказал правоту этого тезиса. Агрессия дешевой западной кинопродукции, хлынувшей на бывшую советскую территорию, стала одной из причин моральной и нравственной деградации общества, роста жестокости и насилия. Из «великой депрессии» тридцатых годов прошлого века Соединенные Штаты выходили, в том числе, и с помощью голливудских фильмов, полных оптимизма и патриотизма, благодаря умелой политике государства по подчинению искусства своим идеологическим целям.
Об идеологической роли кино говорят и в Кыргызстане. Но за все годы независимости страны дальше разговоров дело так и не двинулось. Если не считать пару более-менее удачных картин, снятых за последние годы. Однако, принцип «свято место пусто не бывает», работает безупречно: образовавшийся в киргизском обществе киновакуум успешно занимает продукция других стран. На юге страны эта ниша, в основном, занята узбекским кино, которое в последние годы развивается завидными темпами.
Достаточно заглянуть в любую точку проката компакт-дисков на юге страны, чтобы убедиться в небывалой популярности узбекских фильмов. Да и на рынках Бишкека прокатчики не в последнюю очередь предлагают купить новые узбекские фильмы. Они все больше вытесняют с рынка западные боевики и российские фильмы, которых поступает в регион не так много, как продукции «Узбекфильма». По словам продавцов «компашек», которых можно встретить на каждом углу больших и малых городов, представители титульной нации (киргизы) покупают узбекские фильмы не меньше, чем узбеки. Хотя все фильмы из Узбекистана поступают на узбекском языке. «Есть спрос, есть предложение», - таков примерный ответ кинопрокатчиков. Ведь сегодня практически каждая не голодающая кыргызстанская семья имеет как минимум один дешевый китайский DVD-плейер.
О популярности узбекского кино говорят и плакаты с портретами звезд узбекской эстрады, активно совмещающих сцену со съемками в кино. Эти плакаты можно купить в любом киоске или в лавке канцтоваров. Плакатов же звезд киргизской эстрады практически нет, а то, что есть, покупают редко из-за нехорошего качества и относительно меньшей популярности. О портретах звезд киргизского кино пока говорить не приходится - их сейчас просто нет. Такие великие актеры советского масштаба, как Суйменкул Чокморов или Айтурган Темирова стали историей.
В последние годы появилось несколько киргизских фестивальных фильмов, однако широкой публике они малоизвестны. Из-за строгого контроля за авторскими правами диски с этими фильмами трудно найти. Они демонстрируются в кинотеатрах, куда ходят немногие.
Известный кинорежиссер, народный артист СССР Болот Шамшиев, который является советником президента страны по культуре, винит в спаде киргизской культуры экс-президента страны. «Акаев не давал денег не только на кинематограф, но и вообще на культуру:», - говорил он во время недавней встречи со студентами в Оше. - «Сейчас положение изменилось, власти наконец-то обратили внимание на культуру и пообещали выделять на ее развитие ежегодно пятьсот миллионов сомов, в том числе 120 миллионов ($ 3,15 млн. - прим. авт.) - на кино». Но кем и как эти деньги будут использоваться, чиновник не уточнил. На днях Минфин страны уже выделил более половины из этой суммы.
По мнению Шамшиева, в стране «появилось много киносорняка». Люди, которые могли бы снять хорошие картины, ушли в политику или уехали из страны. Наглядный пример - Народный артист Киргизской ССР Дооронбек Садырбаев, известный своими картинами, вошедшими в классику национального кино. Уже более десяти лет, будучи депутатом парламента, он - то поддерживает власти, то оппонирует им. Но трудно вспомнить, чтобы ветеран киргизского кино ставил вопрос о проблема национального кинематографа.
Телевидение не вытеснит театр. За отсутствием последнего
По словам Болота Шамшиева, концерн «Кыргызкино» уже разрабатывает национальный проект создания молодежных телесериалов. И это неспроста. Сегодня три главных телевизионных канала соседнего Узбекистана постоянно «крутят» сразу несколько сериалов в переводе на узбекский язык. Корейские и турецкие сериалы, которые по духу очень близки к культуре среднеазиатских народов, пользуются бешеной популярностью не только в Узбекистане, но и на юге Киргизии, даже среди этнических киргизов. Об этом можно судить по повседневным разговорам южан на улице, на работе, на вечеринках.
Кроме этого, сегодня на юг вещают несколько узбекских телеканалов областного уровня (андижанское, наманганское, ферганское телевидение). Противостоять этой телеэкспансии безуспешно пытается первый канал киргизского телевидения, вокруг которого не утихают страсти по преобразованию его в общественный. Пока с качественными программами и передачами здесь не густо. Любимые всеми домохозяйками сериалы пока не по карману. Правда, канал начал показ китайского сериала на киргизском языке. Но он вызывает у многих зрителей открытое раздражение из-за никудышного дубляжа. Областные телеканалы и независимые студии на киргизском языке имеют всего по нескольку часов в неделю, в основном освещают официальную хронику (государственные каналы) или ретранслируют российские каналы (независимые ТВ).
Однако, это далеко не весь перечень причин, из-за которых большинство представителей титульной нации на юге страны предпочитают узбекское телевидение. Единственное преимущество национального канала - возможность охвата наибольшей части территории страны. Но, несмотря на усилия правительства, до сих пор есть горные районы, куда его сигнал не поступает, и здесь транслируется только узбекское и российское телевидение.
Наиболее популярные на юге местные телеканалы «ОшТВ» и «МезонТВ» больше вещают на узбекском и русском языках, так как рассчитаны именно на эту аудиторию. В свое время это вызвало резкую критику нынешнего госсекретаря Адахана Мадумарова, потребовавшего, чтобы эти каналы вещали на государственном языке, так как «в соседнем Узбекистане ни один канал не вещает на киргизском». Руководители этих каналов вынуждены были обратиться к руководству страны с просьбой прокомментировать позицию главного идеолога страны и прояснить, «является ли эта позиция официальной позицией руководства страны». Сегодня эти каналы включили в свои программы передачи и на киргизском языке.
По мнению одного из лидеров узбекской общественности Кыргызстана Улугбека Абдусаламова, властям стоило бы заботиться не о языке вещания этих каналов, а об идеологии, которую проводят СМИ вообще. «У нас должна быть государственная идеология, а не национальная, подчиненная интересам одной нации, - говорит Абдусаламов. - И эту идеологию нужно проводить любыми средствами, в том числе на языках народов, проживающих в стране. Ведь в том же Узбекистане телеканалы вещают на казахском и кыргызском языках, что помогает впитать им идеологию государства через их родной язык. Я скажу больше, именно узбекскоязычные СМИ Кыргызстана помогли здешним узбекам идентифицировать себя как граждане этой страны. Если сократить вещание на узбекском языке, наши узбеки переключатся на узбекистанские каналы, и будут жить идеологией этой страны:»
Не намного лучше обстоит дело и с радио. Большинство южан, независимо от этнической принадлежности, больше знают узбекские радио «Эхо долины», «Замин», «Дийдор» и других, чем отечественные, которые в основном вещают на русском языке. Полностью на киргизском языке на всю страну вещает только одно радио - «Кыргызстан обондору» (Мелодии Кыргызстана).
В городах Ош и Джалалабад есть областные киргизские драмтеатры, залы которых заполняются в основном лишь на концертах звезд киргизской и узбекской эстрады. Создается впечатление, что в стране о театрах вспоминают лишь во время каких-то международных театральных фестивалей, в которых главное - принять участие. Это не идет в сравнение с относительно высоким уровнем развития театрального искусства в Узбекистане. Впрочем, состояние театров Кыргызстана красноречиво говорит об отношении властей к национальной культуре вообще и государственному языку, в частности. Так что, сегодня актуально говорить о необходимости реанимации театра и культуры вообще, а не угрозы ему со стороны телевидения и кино.
Об этом же говорил несколько месяцев назад в своем интервью ИА «24.kg» главный редактор центрально-азиатского альманаха «Курак», архитектор и художник Улан Джапаров. Спад культурного и интеллектуального уровня конца 80-х - начала 90-х годов XX века в центрально-азиатском регионе он назвал «культурной катастрофой, результаты которой еще долго будут сказываться на нас». По его мнению, на место уехавших компетентных людей в эту сферу пришли «менее подготовленные, но более настырные маргинальные «деятели культуры». «Их главное достоинство - знание языка титульных наций и обслуживание интересов правящих режимов», - считает он.
Равноправие в развитии - гарантия процветания страны
В результате вышеназванных процессов, узбекская речь на юге Кыргызстана так же привычна для слуха, как киргизская. Сегодня здесь этнические киргизы больше говорят на узбекском языке, чем пять-десять лет назад, когда они требовали от других этнических групп выражаться на государственном языке. И узбеки, в свою очередь, стали говорить на киргизском языке гораздо лучше. Это особенно заметно на базарах, которые на Востоке являются зеркалом жизни общества. Сегодня киргиз-продавец ведет торговлю с узбеком-покупателем на его родном языке и наоборот. Ведь у рынка свои правила - в условиях растущей конкуренции клиент ценится дороже самых искренних патриотических чувств. К тому же, как заявляют официальные власти, в поисках лучшей доли за пределы страны уезжают в основном южане - представители титульной нации. Это заметно влияет на этнических состав населения, так как большинство традиционно оседлого узбекского населения все еще пытается заработать свой кусок хлеба на хлопковых полях или строительных работах у соотечественников, которые привозят деньги из России или Казахстана.
Сегодня, пожалуй, на юге страны не бывает киргизской свадьбы, где бы не танцевали под узбекскую музыку, и нет узбекской свадьбы, где бы не пели киргизские песни. Постепенно возобновляются межэтнические браки. На концерты звезд узбекской эстрады ходят и киргизы, а на концертах киргизских исполнителей можно заметить узбеков. Гастроли узбекских звезд эстрады проходят с аншлагами и в столице страны, где представленность этнических узбеков не столь высока. Все эти положительные тенденции сближают киргизов и узбеков.
Государству необходимо принять действенные меры по развитию киргизской культуры и языка на деле, отбросив практику использования этой проблемы в узких политических целях. В противном случае растущая «экспансия» узбекской культуры закладывает серьезный фундамент для проблем между двумя регионами страны и в межэтнической сфере. Ведь именно из-за влияния узбекского языка и культуры на южных киргизов северяне называют их «сартами», имея в виду влияние узбекского языка. При этом жители северных областей республики относятся к самим узбекам совершенно дружелюбно.
Доминирование узбекской культуры в регионе может вернуть общество в состояние советских времен, когда киргизская культура в Киргизской ССР пребывала на втором плане, после русской на севере и узбекской на юге, где преобладало узбекское население. Это отчасти и привело к характерному для всех постсоветских стран межэтническому противостоянию в регионе.
Наверное, нельзя не считаться и с естественным ходом истории, когда более высокая культура других, больших в количественном плане народов, поглощала культуру других этносов. Наиболее образно о роли узбекской культуры говорил великий киргизский писатель современности Чингиз Айтматов, который сравнивал влияние этой культуры на народы Средней Азии с влиянием культуры Византии на развитие европейской культуры.
Сможет ли найти руководство Кыргызстана не только финансовые ресурсы для развития киргизской национальной культуры, но и политическую волю, чтобы обеспечить это развитие не за счет ущемления прав и возможностей других этнических групп? Ведь, как показывает исторический опыт, процветание любой страны возможно только при обеспечении равных прав и возможностей для всех групп общества.