Новый Кыргызстан: ГЭС ждут реальных хозяев
24.07.07 11:15, Интернет-издание Tazar
Как пройдет одна из самых крупных в истории независимого Кыргызстана распродаж государственной собственности? С какими результатами? От этого зависит многое: инвестиционная привлекательность страны, рывок в экономическом развитии и, самое главное, людские настроения
Депутаты ЖК КР одобрили передачу в частные руки нескольких стратегических объектов энергетической отрасли республики. К инвесторам должны перейти недостроенные гидроэлектростанции на реке Нарын - «Камбар-Ата - 1», «Камбар-Ата - 2» и ТЭЦ Бишкека. ГЭС обретают возможность перейти в руки управленцев, способных навести долгожданный порядок в отрасли. Будет ли ситуация развиваться именно так?
Что впереди?
Как пройдет одна из самых крупных в истории независимого Кыргызстана распродаж государственной собственности? С какими результатами? От этого зависит многое: инвестиционная привлекательность страны, рывок в экономическом развитии и, самое главное, людские настроения. Как ни крути, но тарифы на электроэнергию - одна из главных составляющих социальной стабильности.
Практически во всех странах мирах наблюдается рост цен на различные энергоносители. Тоже самое происходит и в нашей республике, мы - часть мировой экономики и не можем играть по своим правилам. Но, при росте цен и повышении тарифов, власть обязана соблюдать баланс между доходами и расходами населения - увеличение цены на свет и тепло должно соответстовать социальной обеспеченности населения.
Как предстоящая приватизация отразится на состоянии республики в целом и на жизни простых кыргызстанцев в частности?
Все начнется с поиска инвесторов. Инвесторов, которые готовы к колоссальным тратам финансов. Для того, чтобы закончить строительство двух ГЭС нужно больше 2,5 млрд. долларов! Вернуть эти деньги в ближайшие 15-20 лет нереально. Потому что речь идет о долгосрочных перспективах. Работать также придется с оглядкой на: нестабильную политическую ситуацию в республике; постоянно ведущиеся разговоры о национализации частных предприятий; высокий уровень коррупции; техническую изношенность всей энергосистемы; повальное воровство электроэнергии; отсутствие в Кыргызстане необходимого количества «рабочих рук». На днях председатель Госкомитета по миграции и занятости Айгуль Рыскулова заявила, что для строительства Камбаратинских ГЭС собственных трудовых ресурсов может не хватить. Требуется, ни много, ни мало, 15 тысяч квалифицированных рабочих. Их, по словам чиновницы, просто нет.
Ко всему этому нужно добавить, необходимость договариваться с Казахстаном и Узбекистаном насчет справедливого распределения воды. Чтобы и электроэнергия на новых ГЭС в полных объемах вырабатывалась, ее хватало для внутренних и внешних - экспортных - нужд, и казахов мы не затапливали, что уже случалось, и узбеки могли спокойно поливать свой хлопок. Договариваться должен будет все-таки инвестор, используя свои рычаги и методы воздействия, так как наше государство уже показало свою некомпетентность в «водном» вопросе, в результате чего, как сообщают оппозиционные газеты, сельхозугодья наших соседей из-за дефицита воды в Токтогульском водохранилище в этом году могут просто-напросто «сгореть».
Несмотря на все неблагоприятные факторы, наши чиновники от энергетики, премьер-министр и президент считают, что крупные инвесторы найдутся. Интерес к Камбаратинским ГЭС со стороны последних действительно есть. Еще при Аскаре Акаеве были достигнуты договоренности на этот счет с РАО «ЕЭС России». Но они таковыми и остались. И россияне, кстати, обвинили в этом нас, заявив, что Кыргызстан потерял былой интерес к проекту. Говорят, что с РАО «ЕЭС России» после принятия Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об особом статусе каскада Токтогульских ГЭС и национальных высоковольтных линий электропередач» возобновляются переговоры. Риски, конечно, велики (смотрите выше), но кусок слишком лакомый. И в первую очередь даже не из-за электричества, которое можно продавать на внутренний и внешний рынки, а из-за контроля над водой, которая питает половину Средней Азии. Включая так называемые страны-лидеры региона - Узбекистан и Казахстан. Возможно, поэтому последние, наряду с Россией и Китаем входят в число потенциальных покупателей гидроэлектростанций.
Цены все равно вырастут
Чиновники утверждают, что определять тарифную политику после продажи энергообъектов будет государство, а не новые хозяева ГЭС. Курманбек Бакиев заявил об этом в Жогорку Кенеше, когда убеждал народных избранников проголосовать за принятие Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об особом статусе каскада Токтогульских ГЭС и национальных высоковольтных линий электропередач». «Не стоит опасаться резкого скачка цен», - заявил глава государства. Значит, цены на электричество все-таки вырастут.
По нашей информации, во-первых, тариф на электроэнергию до 2010 года вырастет до 1 сома за квт/ч и без приватизации ГЭС. Это одно из требований Всемирного Банка, который таким образом пытается вернуть выданные республики кредиты. А во-вторых, инвестор не может работать на благотворительных началах. Его главная цель - прибыль. Бизнесменов, работающих в убыток себе, не существует. А когда они это допускают, то их называют меценатами. Но меценаты к нам в энергосектор точно не придут. На сегодняшний день прибыль для инвестора заключается именно в увеличении цены на электричество. Другой путь - сокращение количества технических потерь электроэнергии на пути от выработчика до потребителей и своевременная оплата последними счетов за свет и тепло. Чего нет уже последние пятнадцать лет. Изменить психологию людей, которые привыкли пользоваться электричеством на халяву в течение этого времени в одночасье невозможно. Нужны кардинальные меры, вроде массового отключения электроэнергии за неуплаты. Этого сделать, учитывая страсть народа ко всяким шумным мероприятиям, вроде митингов, пикетов и демонстраций, никто не позволит. Поэтому единственно возможный выход - потихоньку поднимать цену.
Обвинять депутатов в том, что они этого не знали, не стоит. Противников у приватизации в парламенте хватает. К примеру, аксакал Дооронбек Садырбаев. Он, в частности, считает что правительство «пустило на закуску курицу, несущую золотые яйца». Вообще, как полагает Садырбаев, не надо продавать электроэнергию другим странам, а как можно скорее переходить в Кыргызстане от газовых плит к электрическим. Его коллега Исхак Масалиев был одним из немногих, кто и в первый, и во второй раз проголосовал против принятия Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об особом статусе каскада Токтогульских ГЭС и национальных высоковольтных линий электропередач». По его мнению, нельзя сейчас, когда энергетическую отрасль возглавляет команда, не внушающая доверия, выводить на приватизацию гидроэлектростанции и Бишкекскую ТЭЦ. Против проголосовали и все так называемые оппозиционные парламентарии. Некоторые в знак протеста даже покинули зал заседаний. Но помешать процессу не смогли.
«Эффект домино»
Если наше правительство договорится с действительно серьезными инвесторами, проведет по-настоящему справедливый и прозрачный тендер, в ходе которого будет выявлен победитель, то уже через год-два в Кыргызстане начнется «стройка века», сопоставимая по своему значению разве что с прокладкой Байкало-Амурской магистрали. Это будет означать, во-первых, создание новых рабочих мест. И, несмотря на пессимизм председателя Госкомитета по миграции и занятости Айгуль Рыскуловой, рабочие руки обязательно найдутся. Желающих будет наверняка больше чем 15 тысяч человек, учитывая высокий уровень безработицы в нашей стране. Вообще, возникнет так называемый «эффект домино» - потребуются квалифицированные кадры всех уровней - строители, инженеры, менеджеры. Перед системой высшего и профтехобразования встанет задача по их качественному взращиванию. Возникнет потребность в стройматериалах, промышленном оборудовании, что может запустить простаивающие местные предприятия.
Наверняка на карте республики появится новый населенный пункт недалеко от ГЭС, где и будут жить все рабочие, а в дальнейшем и обслуживающий персонал гидроэлектростанций. Благодаря помощи инвестора свое положение может существенно улучшить весь регион. Если же иметь ввиду всю страну, то неминуемо возрастут налоговые отчисления в бюджет. Ведь такой гигант - это вам не швейная фабрика в подвале.
Не стоит забывать и об увеличении мощностей по выработке электроэнергии. Чего, кстати, не происходило уже долгое время. Эксперты утверждают, что, учитывая темпы роста энергопотребления в республике и за рубежом, в течение ближайших 10 лет Кыргызстан может превратиться из страны-экспортера электроэнергии в страну-импортера. Пуск Камбаратинских ГЭС решит эту проблему и в целом может дать толчок к оздоровлению всей энергетической отрасли страны. К примеру, повысится качество вырабатываемой электроэнергии. И кыргызстанцам больше не придется бояться того, что в один «прекрасный» момент из-за скачка напряжения сгорит телевизор или холодильник.
Резюме
Следующий шаг - проведение тендера. Власть должна сделать его максимально прозрачным. Попытки скрыть информацию, под шумок привести «в огород» какие-либо фирмы-однодневки, для которых главное просто сорвать куш, к хорошему не приведут. Потому что речь идет об энергетической безопасности страны. Об этом президента, кстати, уже на протяжении нескольких месяцев предупреждают оппозиционные политики и газеты. Гидроресурсы Кыргызстана по праву считаются одними из самых важных стратегических ресурсов страны. Но они могут называться «народным богатством» только в том случае, когда народ, а не коррумпированные «верхи», действительно будет получателем пользы от этих ресурсов. Чтобы недра начали работать, необходимы условия - и нынешние правители Кыргызстана, принявшие решение о приватизации энергообъектов, по логике, делают этот шаг, чтобы заставить природные ресурсы работать на людей.
P.S. Общественность республики вяло отреагировала на принятие закона. Лишь несколько неправительственных организаций провели возле здания Жогорку Кенеша митинг против приватизации энергообъектов. В их числе - политическое молодежное движение "Жебе", которое выступило с заявлением, резко осуждающим продажу Камбаратинских гидроэлектростанций и Бишкекской ТЭЦ.
Возможно, не поддержка обществом протестных акций связана с тем, что слово "приватизация" у людей больше не ассоциируется с чем-то плохим. С чем-то в корне неприемлемым, связанным с элементарным захватом собственности и кулуарной дележкой природных богатств. Сейчас другое время. Возможно, кыргызстанцы понимают, что страна не может навести порядок в энергетической отрасли, ничего не меняя в отрасли. А промедление смерти подобно. Поэтому руководству республики ни в коем случае нельзя обманывать ожидания людей.
Андрей Гордин,
23/07/2007, Новый Кыргызстан