CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

inopressa.ru

Междоусобная вражда в "Аль-Каиде"

24 июля 2007

Междоусобная вражда в "Аль-Каиде"

24 июля 2007, inopressa.ru

Сами Юсафзай и Рон Моро

Триумф пакистанского президента Первеза Мушаррафа оказался недолгим. Еще до того, как его солдаты штурмом взяли Лал Масжид, Красную мечеть, - занятый экстремистами комплекс в тихом обычно Исламабаде - боевики стали проводить акции возмездия. На прошлой неделе террористы-смертники - афганские талибы и боевики из пакистанских племен - атаковали несколько пакистанских военных колонн. Еще один террорист устроил взрыв в вербовочном центре полиции: в ходе кровопролитного теракта погибли 29 человек. На следующий день боевики организовали классическую партизанскую засаду, атаковали конвой с помощью стрелкового оружия и гранатометов и убили 14 пакистанских солдат. Эти атаки показали впечатляющий уровень организованности и стремительности, не говоря уже о четком стратегическом планировании. После того как Беназир Бхутто, в свое время занимавшая пост премьер-министра Пакистана, публично поддержала антитеррористическую операцию Мушаррафа в Красной мечети, новый смертник в Исламабаде подорвал бомбу в толпе, собравшейся на митинг Народной партии Пакистана, которой руководит Бхутто. Тогда погибли не менее 13 человек. Таким образом, в результате акций возмездия за штурм Красной мечети за неделю были убиты свыше 150 человек.

Кто же стоял за этой волной насилия? Пакистанские чиновники и талибы, давшие интервью Newsweek, заявляют, что этим человеком был Айман аз-Завахири, второй человек в "Аль-Каиде". Не так давно появилось множество аудио- и видеозаписей с его участием. В то время как Усама бен Ладен исчез с горизонта - по мнению представителей американской разведки, он может быть болен - Завахири агрессивно приступил к установлению контроля над группировкой. Действия Завахири спровоцировали идеологический раскол внутри "Аль-Каиды", где опасаются его чрезмерного усиления - и этот раскол может перерасти в серьезный конфликт, сообщили два джихадиста, давшие интервью Newsweek на прошлой неделе. По их же словам, Завахири поставил своей главной целью свержение Мушаррафа.

Несколько лет казалось, что Завахири находится в бегах. Однако теракты, организованные им на прошлой неделе, доказывают, что "Аль-Каида" и "Талибан" вновь собрали силы и поставили под свой контроль безопасные районы возле пакистанской границы. В новом докладе национальной разведки, опубликованном на прошлой неделе в Вашингтоне, также делается вывод, что "Аль-Каида" возрождается в Пакистане. И организована она гораздо лучше, чем когда-либо после 11 сентября. Подобные доклады публикуются разведслужбами периодически и считаются наиболее авторитетным аналитическим источником правительства США. В нем сообщается, что "Аль-Каида" "восстановила ключевые составляющие", необходимые для организации нападения на США. В число этих составляющих входят убежища на племенных территориях Пакистана - в Северном Вазиристане и Баджауре - а также оставшаяся невредимой система руководства и командования.

Как сообщили давшие интервью Newsweek джихадисты, группировка внутри "Аль-Каиды", настроенная против Завахири, боится, что его действия поставят под угрозу безопасность убежищ организации. Оба сообщивших об этом источника в прошлом доказали свою надежность. Один из них выступил под псевдонимом Омар Фаруки. Он давний боевик "Талибана", отвечающий за взаимодействие повстанцев в афганской провинции Газни. Второй - Гемат Хан, талиб, имеющий связи с "Аль-Каидой". По их словам, личный джихад Завахири вызвал недовольство так называемой "ливийской" группировки в "Аль-Каиде". По мнению разведки, ее может возглавлять харизматичный лидер Абу Яхья аль-Либи, который совершил дерзкий побег из строго охраняемой американской тюрьмы на военно-воздушной базе Баграм в 2005 году. Ливийские исламисты, равно как бен Ладен и другие высокопоставленные лидеры "Аль-Каиды", тоже хотели бы избавиться от Мушаррафа. Однако они опасаются, что Завахири лишь навлечет на организацию гнев пакистанского лидера и что он раньше времени открывает новый фронт, еще до того, как джихадисты собрались с силами.

Представители пакистанской разведки полагают, что Завахири стоит за двумя неудавшимися покушениями на Мушаррафа в декабре 2003 года. С тех пор убийство или свержение пакистанского лидера стало для Завахири идеей фикс. В своем последнем видео - а всего за этот год он выпустил не менее 10 аудио- и видеозаписей, в рекордные сроки появившихся на одном из джихадистских сайтов - Завахири осудил штурм Красной мечети и призвал пакистанских мусульман к "восстанию". В противном случае, заявил он, "Мушарраф уничтожит вас". (Насколько известно, мечеть служила убежищем для иностранных боевиков и джихадистов, направлявшихся из города в племенные районы. Пакистанские силы безопасности взяли мечеть штурмом 10 июля. В результате операции погибли около 70 боевиков и студентов, находившихся внутри комплекса.)

Египтянин Завахири формально возглавляет "египетскую" группировку - организацию "Джамаат аль-Джихад", которая объединилась с "Аль-Каидой" в 1990-е годы. Данная фракция крупнее, в нее входит больше высокопоставленных людей, чем в ливийскую группировку. Оба информатора сообщили Newsweek, что сейчас наметился "очевидный", по словам Хана, раскол между двумя фракциями. В частности, ливийцы, судя по всему, недовольны безграничным эгоизмом и самодовольством Завахири. "Ливийцы считают, что он слишком радикален", - объясняет Фаруки. Кроме того, им не нравится, что Завахири выступает от имени бен Ладена. "Ливийцы говорили мне, что шейх (бен Ладен) не назначал себе преемника. Лишь правительство США и международные СМИ говорят, что Завахири - его заместитель", - утверждает Фаруки.

Один из высокопоставленных американских чиновников, связанный с борьбой против терроризма, который просил не называть его имени в связи с деликатностью обсуждаемых тем, подтвердил, что внутри "Аль-Каиды" существуют трения между египетской и ливийской группировками, а также между представителями Саудовской Аравии и Центральной Азии. "Эти парни не чужды национализма", - объяснил он. Джон Аркилла, специалист по разведке Курсов усовершенствования офицерского состава ВМС, внимательно отслеживающий деятельность радикальных исламистов, называет происходящее "битвой за сердце "Аль-Каиды". По его словам, "идет мощное противостояние по вопросу о том, нужно ли концентрироваться на свержении правительства Пакистана... поскольку это позволит получить контроль над ядерным оружием".

По словам информаторов-джихадистов, сам бен Ладен не пытается остановить междоусобицу. Опасаясь за свою безопасность, он редко лично встречается с помощниками. "Он не хочет вмешиваться, - объясняет Хан. - Он слишком занят стратегическим планированием, идеологической поддержкой и обеспечением собственной безопасности". Как сообщают информаторы, бен Ладен постарался прекратить конфликт, разграничив обязанности фракций и назначив двух посредников.

Тем не менее, междоусобица не помешала Завахири и его сторонниками из "Аль-Каиды", "Талибана" и пакистанским племенным лидерам создать командную, тренировочную и вербовочную базу в Вазиристане, сообщают официальные лица в США и Пакистане. По словам американских чиновников, "Аль-Каида" значительно укрепила свои позиции после того, как в сентябре 2006 года Мушарраф подписал вызвавший споры мирный договор с пуштунскими племенными старейшинами Северного Вазиристана. По условиям данного договора, местные боевики, ориентированные на "Талибан", получили полный контроль над обеспечением безопасности в районе. "Аль-Каида" обеспечивает их финансированием, организует их подготовку и предоставляет идеологическую поддержку, а афганские талибы и пакистанские племенные лидеры поставляют людей: боевиков и смертников, причем число последних растет. По труднопроходимым далеким горам разбросаны небольшие тренировочные лагеря, командные посты и посты связи, окруженные глинобитными стенами.

На прошлой неделе племенные представители, настроенные все более радикально, дали понять, что с прошлой договоренностью покончено. Губернатор афганской провинции Хост Арсала Джамаль сообщил Newsweek, что "Аль-Каида" вместе с афганскими и пакистанскими боевиками перевела ряд своих высокопоставленных боевиков и командиров из Вазиристана в безопасные районы Афганистана на случай, если пакистанские и американские силы начнут карательные рейды.

Американские агенты по борьбе с терроризмом старались не вторгаться в Вазиристан, чтобы не нарушить пакистанский суверенитет и не вызвать недовольство Мушаррафа. В Пакистане все больше растет оппозиция генералу как со стороны светского населения, так и со стороны исламистов. В пятницу Верховный суд Пакистана постановил отменить решение Мушаррафа об отстранении от должности главного судьи страны, которое спровоцировало масштабные демонстрации.

Хэнк Крамптон, давний высокопоставленный сотрудник ЦРУ и бывший координатор Госдепартамента по борьбе с терроризмом, говорит, что США следует вмешаться, поскольку Мушарраф не способен справиться с проблемой в одиночку. В прошлом году пакистанский лидер направил на племенные территории более 100 тыс. солдат, но у них, по словам Крамптона, "недоставало необходимых навыков по борьбе с повстанцами". А если Мушарраф не станет активнее бороться со сложившейся ситуацией, то в Пакистане усилится движение талибов. "Талибанизация вышла за пределы племенных районов, она идет в самом Пакистане", - говорит Крамптон. Эти же слова подтверждает секретный доклад министерства внутренних дел Пакистана, который попал в руки Newsweek.

Американские и пакистанские власти надеются, что Завахири будет стремиться убить Мушаррафа с таким рвением, что выдаст разведке свое местоположение. По словам Крамптона, США необходимо объединить усилия с местными племенами, враждебными "Талибану", некоторые из которых подвергаются нападениям "Аль-Каиды". "Если нас (США) атакуют, а это обязательно случится, то почти наверняка теракт будет спланирован оттуда. Что мы тогда будем делать?" Остается надеяться, что Аймана аз-Завахири - и его возрожденную "Аль-Каиду" - удастся остановить до того, как это произойдет.

inopressa.ru

Предыдущая статьяБудет ли война в Иране?
Следующая статьяБ.Тыныбеков: О религиозной ситуации в Кыргызстане после "тюльпановой" революции