«Большой бизнес» по-узбекистански
03.12.07 10:11, Uznews.net
Непременным атрибутом «большого бизнеса» в Узбекистане являются запредельные цены на товары, которые власти навязывают «маленьким» бизнесменам и простым гражданам, неспособным противостоять государственному беспределу.
Наверняка, многие ташкентцы, хотя бы раз проходившие мимо совместного с итальянцами предприятия «Совпластитал», замечали установленные перед ним пластиковые детские домики-горки. Большие и красочные, они привлекают внимание еще издалека. Казалось бы, вот радость детям!
Однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что совсем не для детей здесь установлены эти аттракционы: на наклеенных ярлыках с «космическими» названиями указаны такие же «космические» цены. На вопрос, какой же «космонавт» это будет покупать, независимые эксперты говорят: «Обязательно купят. Заставят купить. Это у нас называется «большой бизнес».
На ярлыках указано: «Детская площадка «Луноход большой ?2», цена: 10 656 900 сум», «Детская площадка «Луноход», цена: 7 126 200 сум». Это около 8500 и 5700 американских долларов, соответственно. Смотря на эти пластмассовые сооружения, сразу же задаешься вопросом: «Неужели это может столько стоить?» Откуда взялись такие баснословные цены? Жадность ли это производителя или что-то другое?
Говорят, что при конструировании крупных, в несколько метров, пластиковых изделий изготовление пресс-форм - процесс дорогостоящий. Но даже если столь высока себестоимость продукта, поневоле задаешься еще одним вопросом, какой смысл предлагать на местном рынке пластиковые детские горки по цене нового автомобиля или даже квартиры? Не нелепо ли это?
Однако, не стоит недооценивать коммерческие «способности» некоторых местных деятелей. У них это называется «большой бизнес». Своими знаниями о нем с Uznews.net поделился некто Фазылбеков - внук бывшего хокима Ташкента.
«Обыкновенный бизнес - это когда ты что-то производишь, чтобы заработать, но не знаешь наверняка: купят или нет. «Большой бизнес» - это нечто другое. Например, есть государственная программа по установке в дома людей водяных счетчиков, - рассказывает наш собеседник. - Предприятию, их производящему, власти гарантируют сбыт и, таким образом, обеспечивают постоянный доход. И сами при этом в накладе не остаются. Вот это и называется «большой бизнес».
В нем государство является не заказчиком, а создателем необходимой для обогащения себя и данного монополиста среды, издавая такие постановления, которые будут заставлять людей покупать тот или иной продукт».
Внук высокопоставленного в прошлом деда, очевидно, рассказал то, что слышал в семье, приближенной к государственной власти, поэтому трудно его обвинить в голословности. Но даже и без свидетельств и откровений «сверху», примеры местного «большого бизнеса» налицо.
Какую ловкую комбинацию власти Узбекистана провернули, резко подняв цены на импортное подсолнечное масло и заставив людей покупать местное хлопковое масло «с душком»! То же происходит и с мукой, и с хвойными деревьями, которыми засадили весь город, несмотря на то, что здесь для них неподходящие условия, и расти они просто не будут?
Также можно лишь развести руками по поводу сети музыкальных магазинов «Нирвана», по слухам, принадлежащим дочери президента Каримова, в которых «легально» продаются «пиратские» диски по цене, приблизительно, 5 долларов за штуку, «красная цена» которым - 1 доллар?
А сколько можно заработать, заставив под предлогом выполнения государственных программ по защите детства и т. п. приобретать «совпластиталовские» детские площадки? И платить за них «космические» цены будет, очевидно, не государство, а заставят «скинуться» простых бизнесменов.
А иначе - пригрозят им налоговой «проверкой». Или обирать будут родителей тех детей, которых этими «детскими площадками» облагодетельствуют. Или придумают еще какую-нибудь ловкую комбинацию.
В одной из хвалебных статей о бессменном директоре СП «Совпластитал» Александре Мелкумове есть такие строки: «Среди новинок этого года - комплекты мебели для школьных и больничных столовых, детских садов, учебных классов и лабораторий, сборно-разборные пластиковые игры и игрушки.
Особая гордость Мелкумова - детские игровые площадки, освоенные в кооперации с Ташкентским авиапроизводственным объединением имени В.П. Чкалова. Это целый сказочный городок с горками, качелями, различными переходами. Они уже появляются в парках и дворах Ташкента, Бухары и других городов».
При этом сам Мелкумов поясняет: «Мы должны делать то, что отвечает мировому уровню нашей отрасли, но с одной оговоркой: чуть-чуть опережать этот уровень, делать все качественнее, дешевле, чем за рубежом, экологически безукоризненно. Такова наша стратегия».
И действительно, «уже появляются» подобные аттракционы - вот так и процветает «большой бизнес» в Узбекистане. А «качественнее, дешевле» - это для настоящих космонавтов, наверное.
В той же публикации на сайте «Tribuna.ru» читаем следующее: «:На центральном месте в кабинете Мелкумова и портрет другого человека, тоже поддержавшего его во всех начинаниях: первого президента независимого Узбекистана Ислама Каримова. И он тоже при встречах обращается к Мелкумову по-товарищески - «Саша».
«Хотя я понимаю, какая дистанция между первым лицом государства и генеральным директором предприятия, пусть и известного», - улыбается Александр Николаевич.
Обращение по имени - некий пароль, символизирующий общность целей «большого бизнеса». Спасибо, Саша, что повесил на свои «площадки» ценники! А иначе так и оставались бы в неведении, сколько стоит «счастливое детство» наших детей.