CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Э.Гасанов: Совершенно новые азербайджанцы. Ничто так не приходиться отрабатывать, как Божий дар!

3 декабря 2007

Э.Гасанов: Совершенно новые азербайджанцы. Ничто так не приходиться отрабатывать, как Божий дар!

00:52 03.12.2007, ЦентрАзия

Недавно случайно оказался в интересном кругу, там были совершенно новые азербайджанцы.

Абсолютно другие, какие - то умные, степенные, солидные. Ни до, ни после я таких не видел. От них веяло серьезностью, нравственностью, хотя легче падать вместе с нравственностью, чем подниматься вслед за нею.

Встреча состоялась в одном из кафе Баку, в центре города. Уже изначально стало ясно, что меня пригласили в не простое место. Прямо перед кафе, у входа стояли навороченные машины, одна лучше другой: Инфинити, Лексусы, Прадо, Ягуары, все автомобили черного цвета. Какой Баку большой и маленький!

В помещении столы, на них изысканные яства, нет ресторанного воя, визга и галдежа, все тихо, языки узлом завязаны, за столами сидят мои родные земляки, они знакомы с правилами сиденья.

Они совсем ИНЫЕ, шепотом шпарят, от них веяло силой, тыщесильным темпом, масло не покажется. Какой - то отпечаток чуда, машина ко времени.

Это людье с детства трудами муштровано.

Один из них, точнее, их предводитель, Бахтияр Гуламов, псевдоним "Батя", мужчина лет 50, опишу его. Высок, лысоват, глазастый, с сократовским лбом, орлиный огонек в глазах. Лицо румяное, как из парилки. Пропорцией лица похож на Горбачева.

Одет просто, но со вкусом. Серый твидовый пиджак, черные брюки, лакированные туфли "ТОПМЭН", не курил, не ругался, говорил тихо. Предводитель.

Каждый новый посетитель подходил именно к нему, здоровался, усаживался на свое место. Явочный порядок. Все мои сородичи говорили тихо, словно заговорщики, будто готовят, вынашивают какой - то план свержения кого - то откуда - то. У всех сердца почти что снаружи, я это чуял дистанционно.

Они на меня глядели приветливо, хотя видели меня впервые. Повторюсь: каким ветром их занесло в Баку, этого я не знаю. Стало ясно, что некоторые из них прибыли в Баку из Грузии, иные из России, сам предводитель Бахтияр из Турции.

Все они в цене. Активно интересовались политическими, экономическими делами в Азербайджане. Кто - то сзади промолвил:

- Если кто - то изменит ситуацию в Баку, то лишь они, - заявил усатый очкастый гражданин в черном костюме, указывая на моих новых сородичей.

Рядом крутились три высших чиновника Азербайджана, пытались угождать "Бате", заискивали, мельтешили перед ним.

Около "Бати" сидела светловолосая женщина, на вид ей было 50 лет, потом выяснилось, что она смертельно больна, обречена.

Эта дама видела в "Бате" скорую помощь, спасительный берег. "ЕГО СЛУШАЛИ", он относился к ней по отечески, снисходительно.

И вообще, мне показалось, что тут сосредоточились очень умные азербайджанцы, таковых я не видел. Все их слова были четкие и твердые, вызывали горячие чувства. Как я уже говорил, я никогда не повторяюсь: такого я среди азербайджанцев ранее не наблюдал. Я знаю лишь тех, кто любит "жить на авось".

Мягкий член не может быть органом.

Но что же они хотели?

Юсиф Адилов, высокий плотный юрист из Кисловодска за бокалом шампанского мигнул мне: - От США останется одна тень, но тень эта должна (?) еще до поры до времени оттеснять берега Каспия, ибо заменить ее живым, и не только живым, но еще здоровым организмом, пока невозможно...

Али Парвин (помощник Бахтияра) сидел рядом, шепнул мне:

- Мы не хотим войны. В презервативах погибло больше людей, чем во всех мировых войнах вместе взятых. Надо внушить обычному смертному азербайджанцу, что он НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК, ОН Бог, он даже лучше бога, он свят, и он может совершить и сделать все. Надо поднять планку психологии народа, тогда можно отклеивать марки и решить бесспорные вопросы.

Однако хорошо сказал. Мне понравилось. Вообще они были похожи на героев, были далеки от ненависти, от грязной политики, от религии, нацизма, они в себе вырабатывали нечто другое, возвышенное, святое, не желали пробуждать лирой инстинкты родо - племенного противостояния, это всегда под рукой. Тут пахло другим.

Но чем же? Для чего такой маскарад? И маскарад ли?

Сам "Батя" поднял тост, начал размеренно говорить.

- Во всяком случае, одно кажется ясным, а именно: мы нужны Азербайджану, нашей Родине даже более, чем думаем. И нужны мы ей не для минутного союза, а навечно. Идея воссоединенного Азербайджана широка, величава и смотрит в глубь веков. Что Ирану делить с нами? Объект его - все восточное человечество.

Он себе предназначил восточный мир, провести в него свои шиитские начала, России он оставляет Запад. Это не затеи ума или честолюбия: так сам мир слагается. Есть новые и странные факты и появляются каждый день.

Когда у нас, еще на днях почти, говорить и мечтать о едином Азербайджане считалось даже чем-то фантастическим, в немецких и американских газетах заговорили многие о занятии нами Тебриза и части Тегерана как о деле самом обыкновенном.

Надо считать, что дружба России с Ираном нелицемерна и тверда и будет укрепляться чем дальше, тем больше, распространяясь и укрепляясь постепенно в народном сознании обеих наций, а потому, может быть, даже не было и момента для России выгоднее для разрешения Восточного вопроса окончательно, как теперь.

В Тебризе, может быть, даже нетерпеливее нашего ждут начала войны между Ираном и США. Между тем действительно нельзя теперь поручиться ни за кого. Кончится ли война раньше, чем начнутся последние и роковые волнения Европы? Все это неизвестно. Но поспеем ли мы на помощь Баку, нет ли, Тебриз во всяком случае рассчитывает на нас не как на временных союзников, а как на вечных.

Во всяком случае, нам надобно ловить минуту. А долго ли эта благоприятная наша минута может продолжаться? Пока действуют теперешние великие предводители США, эта минута всего вернее для нас обеспечена...

Стоп, снято. Речь завершена, поднялись голоса. У всех гудели груди, котлами греты. Люди - скалы. - Именно тут инстинкт, тут предчувствие будущего.... Это необходимость перемен, реструктуризация подполья, это варианты будущего. Вот что должен думать про себя любой азербайджанец, и непременно так думает - размахивая указательным пальцем, шепнул мне на ухо Али Парвин.

Я наклонился к Али, спрашиваю:

- Ну и кто тут у вас урод?!

- Какой еще урод?!! - ????

- Да ладно! В семье не без урода!

Он покосился на меня, захлопал глазами.

Вот такие пироги, такое двоемыслие, такая диалектика, переходящая в сплошные парадоксы.

■■■

Через некоторое время мы с группой новых сильных азербайджанцев вышли в фойе выпить кофей, покурить сигару.

Расселись в пуховых креслах, Бахтияр зашагал перед нами, рука в кармане, говорил.

- Наш азербайджанский народ отрезвляется, наш мир - не шутка. Пена должна осесться, дым рассеяться, размах прекратиться, чтобы начался неудержимый и твердый рост.

Азербайджан заслуживает большего, мы культурны и образованы, мы приятная нация. Да! - мы имеем минусы, у нас много негативов, а разве луна не имеет пятен? Имеет, но она светит много миллионов лет. Около нашего дома стоит старый клен, ствол его ободран, половина дерева сгнила, но клен живет по сей день. Под его тенью в жару собираются люди, играют в нарды.

У растений все как у людей: деревья гордятся своими плодами, а пни своими корнями.

Идеала нет, поверьте! Все должны любить свою нацию, любить имя наше, название, обозначение - азербайджанец!

В азербайджанце смешалось много кровей, да и как у всех других наций тоже. У всех так, у одних больше, других меньше. Нет чистой расы.

Но нам надо придумать идею, как армяне выдумали геноцид. Это развивает народ, дает ему толчок. Пусть даже эта идея искусственная.

В целом, все нации равны, сближает народы лишь еда и язык.

Будучи заграницей, вы чувствуете себя неуютно, неловко, у вас дискомфорт, так как вы там никого не знаете, кругом все чужое, но стоит вам увидеть своего земляка, как тут же вы сияете, вы счастливы. Но суть этого в языке, вам было бы все равно, если ваш земляк не умел бы говорить на своем родном языке. Сближает лишь общность в говоре, языке, а это мелочь, это искусственное, наживное, чуждое.

(Мы молча курили, особливо я, уселся поудобнее на диване, внимательно слушал Бахтияра, вглядываясь ему в зрачки).

Он продолжал:

- Нет такого понятия - нация! Люди не братья, все люди, это один общий организм, одно целое ядро, или яйцо. Все одно! Города - груды глиняные, главное тут не камни, а люди. У всех людей один отец, и мать одна. Как кошка рожает по нескольку котят сразу, неизвестно от какого кота, также и люди, не буквально конечно, но в принципе это так.

Надо добиться абсолютной власти, и уметь тут же делиться с нищими. Надо уметь отдавать, только так можно привести в движение кармическое колесо.

Чем выше власть, именно власть, а не лицедейство, тем больше делись с нищим. Лишь так движется галактика. Все окупится с лихвой.

Надо изменить мышление и воображение. Это не душевный альпинизм, это истина.

В фойе стало душно, прокурено, облако дыма, мы вышли на улицу, рядом со мной Бахтияр и Али. Прогуливаясь, завернули в симпатичный сказочно просто расположенный старый заброшенный сквер внутри двора больницы железнодорожников, это около вокзала. Полутемный маленький парк, освященный дряхлыми фонарями, ярким светом из оконных глазниц больницы. Нет глуше парка, чем этот.

Курили, болтали, хлюпали шагами, я слушал "Батю", он был в ударе.

- Надо не разумом жить, а сердцем, своим нутром, своей сущностью. Мозг отдаляет от бога, сердце же соединяет.

Помни Эльчин (загородил мне дорогу): все войны имеют одну единую причину - бедный воюет с богачом. Вот гляжу я по сторонам, смотрю телевизор, собираются политологи, политики, журналисты, обсуждают скажем обстановку в Грузии, мятежи и митинги в Тбилиси, критикуют Саакашвили, придумывают всякие небылицы, усложняют, усугубляют все вопросы, за которые берутся решать, хоть и устно. Они не ведают, что в Грузии обычная картина: нищий не согласен с сытым, вот и все! В Грузии много нищих лентяев. Никто работать не хочет, поэтому и голод. Нищий буянит, громит кулаком, грозится, кидается на власть, ему нечего терять. Такой шухер и кипиш, как в Тбилиси в Баку устроить невозможно, ибо тут народ более сытый, нежели в Грузии. Причем тут демократия, ценности запада, Юнеско, ОБСЕ, всякая дрянь?! Все очень просто. Каждый человек жалуется на нехватку денег, везения, счастья и удачи, но никто (!) не жалуется на нехватку ума, всем кажется, что они гении.

Так мы подошли к заброшенному фонтану. Вдруг видим такую картину.

Двое мужиков средних лет стоят в углу сквера у старого серого чана. Бородатые, в черных куртках, раскинули перед собой коврик, разулись, делают намаз, совершают молитвы.

Они нас заметили, расстояние меж нами было метров 10, но продолжали молиться, вознеся руки к небу, приседая, вставая.

- Уф:поссать захотелось, - завопил Бахтияр, вытирая мощный лоб, демонстративно расстегнул ширинку, подошел к тополю, начал вздрагивая писать.

Струя мочи с теплым паром билась о ствол дерева, брызги разлетались, верующие заметили это, секунду покосились, но продолжили молиться.

- Это нехорошо, нет? Зачем он перед ними поссал? - шепнул я на ухо Али Парвину, указывая на верующих. Бахтияр это расслышал, подошел ко мне вплотную, на ходу застегивая ширинку.

- Помни парень одну вещь! Эти двое (показывая на молящихся) молятся сейчас не Богу, а самим себе. Они взвалили торбу на горб. Человек никогда не получит ничего, на что он молится, он не возьмет то, что он вымаливает у бога молитвами. Не купить ему ни коня, ни ситца, одно остается - стоять да коситься. Но человек всегда берет и будет брать то, что создает сам, своим сознанием, групповым сознанием. Ибо человек - копия Бога. Его воля - Божья воля!

Мы покинули сквер. Я попрощался с ними, они ушли, луной палимы, я смотрел им вслед, зазевавшись, делал вывод про себя: возможно, они хотят тут установить ненужный рекорд, а может по ним плачем изолятор КГБ? Нет уж, они герои не моего романа. Это не левые и не правые, это обычные валенки.

На душе у меня осадок. Все оттого, что я скверный, гадкий человек, посему и нет соединения с окружающим миром.

■■■

Но одно я знаю наверняка. Жизнь любого человека - это произведение искусства, жизнь как на сцене, и эта сценическая жизнь делится на две категории.

1. Животная жизнь, это когда человек играет по животному, пляшет как козленок, скулит как пес, ноет как шакал, орет как осел, кукует как кукушка, ржет как лошадь, рычит как тигр.

2. Человеческая жизнь, где человек двигается вперед, к свету, пусть даже мигающему тусклому свету, но все же это свет. Тем самым помогает и себе и другим вспомнить себя, ВСПОМНИТЬ! Кто они такие, зачем пришли в жизнь?! Именно вспомнить, с самого начала рождения.

ЭЛЬЧИН ГАСАНОВ, rufinat@mail.ru elcin_gasanovv@yahoo.com

Источник - ЦентрАзия Постоянный адрес статьи -

centrasia.ru

Предыдущая статьяОБСЕ раздора
Следующая статья"НП" » Генеральская битва. На казахстанско-китайской границе продолжается авто-столпотворение