Медленный прогресс туркменских реформ
03 декабря 2007 14:11, iamik.ru
В новой публикации IWPR, подготовленной на основании опросов, проведенных в Туркменистане, опрошенные выразили мнение, что они не уверены, искренен ли Гурбангулы Бердымухаммедов в своем желании претворить в жизнь реформы, о которых он говорил во время предвыборных обещаний. На вопрос, насколько они почувствовали на себе проведение реформ, жители ответили, что они отметили изменения в таких сферах, как образование, здравоохранение, пенсионные выплаты и свобода передвижения внутри страны, но в таких сферах, как гражданские и политические права граждан никаких существенных изменений не увидели.
Президент «расшевелил» министерство внутренних дел и создал Государственную комиссию по рассмотрению обращений граждан по вопросам деятельности правоохранительных органов, однако, мнения местных обозревателей и туркменских аналитиков за пределами страны разделились относительно того, насколько искренни эти попытки улучшить работу в рамках закона.
Источники в образовательной системе сообщают, что с нового учебного года была возобновлена полная десятилетняя система образования в школах, которая была упразднена Сапармуратом Ниязовым, а абитуриенты в вузах снова будут учиться по пятилетней системе, а не по двухлетней, как это было при Ниязове.
По словам докторов и пациентов, они либо не заметили изменений в сфере здравоохранения, либо изменения есть, но они незначительные, хотя некоторые из них признали, что началось строительство новых зданий. По словам врача-рентгенолога, «Снабжение стало гораздо лучше и, что самое главное, ничего не надо выпрашивать, вымаливать у начальства. Начальство теперь очень заботиться о том, чтобы не дай бог, жалобы от больных в Минздрав не пошли».
Все обозреватели сошлись во мнении, что обещания Бердымухаммедова были выполнены в отношении возобновления выплат пенсионных пособий, отмененных его предшественником Сапармуратом Ниязовым. В июле власти упразднили «внутренние визы», которые раньше требовались для перемещения внутри страны. «Наметился некоторый режим послабления - меньше постов, меньше проверок, более вежливыми стали военные на постах», - говорит местный журналист.
Однако до сих пор существуют черные списки невыездных людей. Эти списки были составлены спецслужбами, и пограничники не выпускают людей, которые в них значатся, за пределы Туркменистана. «Списки продолжают работать. Хотя некоторых бывших госчиновников начали выпускать за границу», - сказал комментатор в Ашгабате.
Несмотря на открытие новых Интернет-кафе, доступ к вэб-ресурсам контролируется спецслужбами. По словам одного туркменского журналиста, «Интернет - под полным контролем; запрещено входить на оппозиционные, правозащитные и другие сайты, блокированные властями. По-прежнему, в ресурсных центрах [финансируемых иностранными организациями] где иногда бывает Интернет, зарубежные сайты не открываются».
Несмотря на слова Бердымухаммедова о том, что на местные СМИ не оказывается никакого давления, в этой сфере не наблюдается никаких изменений, кроме сокращения эфирного времени, отводимого на хвалебные отзывы о главе правительства.
Перспектива проведения амнистии вызвала надежду, однако, когда в октябре нынешнего года из тюрем было освобождено 9 000 человек, среди них не было ни одного известного политического заключенного. Государственная комиссия по рассмотрению обращений граждан по вопросам деятельности правоохранительных органов, созданная Бердымухаммедовым, вдохновила людей на то, чтобы сообщать о незаконном обращении, которому они подверглись, однако, существуют опасения, что эти сообщения просто передаются в те ведомства, на которые поступила жалоба.
Придя к власти, Бердымухаммедов снял с постов двух министров внутренних дел и министра безопасности, работу которых он подверг резкой критике, что позволяет предположить, что новый президент действительно собирается реформировать органы, которые поддерживали власть его предшественника путем запугивания и произвольных арестов тех, кого они считали неблагонадежными.
Некоторые аналитики все же утверждают, что эти изменения в штате просто отражают попытку Бердымухаммедова окружить себя «своими» людьми - включая родственников - а не желание определить правовые нормы.
«Сейчас он назначает людей, которые верны ему и не подведут», - сказал один из обозревателей в Туркменистане.
Полученные IWPR сведения оказались разной степени убедительности в зависимости от сфер, подвергшихся реформированию. Изменение учебного курса в области образования, возобновление выплаты пенсий и увеличение свободы передвижения внутри страны - все это примеры изменений, которые имели место. Они указывают на то, руководство осознало необходимость облегчения жизни людей, даже если это означает простую отмену тех решений Ниязова, которые оказали разрушительное воздействие на некоторые сферы общественной жизни.
Однако, обещания Бердымухаммедова сделать страну открытой всему миру не было выполнено, когда дело коснулось доступа в Интернет и других форм СМИ.
По стилю и содержанию методы Бердымухаммедова остались, как это ни тревожно, схожими с методами Ниязова - введение изменений сверху-вниз путем президентских указов, выговоры чиновникам за реальные или выдуманные проступки, и незначительные попытки получить поддержку народа. Для прочтения полного репортажа, нажмите сюда.
Данный доклад был составлен редакторами IWPR в Бишкеке и Лондоне. Большинство интервью проводилось Максатом Алекперовым, журналистом из Туркменистана, работающим под псевдонимом. Имена людей, опрошенных в Туркменистане, не называются из соображений безопасности.
Максат Алекперов, сотрудники IWPR в Центральной Азии и Джон МакЛеод в Лондоне
IWPR