Пыточный конвейер
? 12 (80) Июнь 2008 Интернет-журнал "Оазис"
Наргис Зокирова (Душанбе)
В 1997 году по рекомендации Экономического и Социального Совета, Ассамблея провозгласила 26 июня Международным днем Организации Объединенных Наций в поддержку жертв пыток. Этот день проводится с целью привлечения внимания к проблеме пыток, выражения солидарности жертвам пыток и обеспечения эффективного функционирования Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, которая вступила в силу 26 июня 1987 года.
Проблема пыток затрагивает многие страны мира. Уже долгие годы правозащитники различных государств борются с этим явлением в своих странах. В отдельных случаях наблюдаются позитивные шаги в этом направлении, но в некоторых странах, в частности, в центрально-азиатских государствах, эта тема практически не поднимается или о ней просто не принято говорить. Таджикистан, как участник Международного Пакта о гражданских и политических правах и Конвенции против пыток, взял на себя обязательства предпринимать все необходимые меры для предотвращения пыток на своей территории. Тем не менее, пытки все еще остаются серьезной проблемой в стране.
По словам граждан, проходившим по уголовным делам в качестве обвиняемых, физическому и психологическому насилию подвергаются многие. Пытки, чаще всего, используются, как один из основных методов «раскрытия» некоторых преступлений. Чаще всего, жестокое психологическое и физическое насилие вынуждает задержанных лиц признаться в совершении того или иного преступления, порой даже в несовершенных деяниях. Видимо поэтому сегодня человек в милицейской форме вызывает у таджикистанцев недоверие и страх.
В 1995 году Таджикистан ратифицировал Конвенцию против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращений и наказаний. Осенью 2006 года впервые в Комитете ООН против пыток был рассмотрен Национальный доклад об осуществлении Таджикистаном Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство обращения и наказания. После чего Комитет против пыток направил правительству страны свои заключительные рекомендации.
В своих рекомендациях Комитет выразил свою озабоченность по поводу отсутствия систематического обзора, а также регулярного доступа к местам лишения свободы со стороны международных и национальных мониторов. Кроме того, отсутствует регулярный доступ без предварительного разрешения.
В этой связи Комитет считает, что «Государство-участник должно рассмотреть возможность установления национальной системы по надзору за всеми местами лишения свободы, а также за делами о предполагаемых нарушениях в период содержания под стражей. Национальным и международным мониторам должно быть гарантировано разрешение на проведение регулярных, независимых визитов всех мест содержания под стражей без предварительного на это согласования. С этой целью государство-участник должно обеспечить наличие прозрачных руководств и критериев для содействия в получении разрешения на доступ и проведение визитов со стороны независимых национальных мониторов и других, таких как Международный Комитет Красного Креста, Офис Верховного Комиссара по Правам Человека, и НПО. Государство-участник должно рассмотреть возможность подписания Факультативного Протокола к Конвенции против пыток».
Основной целю протокола является создание системы регулярных посещений, осуществляемых независимыми международными и национальными органами, мест, где находятся лишенные свободы лица, с целью предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Представители правозащитных организаций и специалисты в области права также считают, что уже сейчас настало время, когда Таджикистану необходимо ратифицировать Факультативный Протокол к Конвенции против пыток.
В анализе по правовым аспектам и перспективам ратификации Таджикистаном Второго дополнительного Протокола к Международному Пакту о гражданских и политических правах и Дополнительного Протокола к Конвенции против пыток, подготовленного заместителем начальника Академии МВД Республики Таджикистан Каримджоном Солиевым, при поддержке Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека, отмечается, что «стремление к достижению согласованности между национальным и международным правом просто диктует о необходимости ратификации Факультативного Протокола к Конвенции против пыток. Тем более, что статья 27 Факультативного Протокола к Конвенции против пыток предписывает, что он подлежит ратификации любым государством, которое уже ратифицировало саму Конвенцию против пыток. А Таджикистан, как известно, ратифицировал данную Конвенцию, что предполагает ратификацию и Факультативного Протокола к ней».
В чем необходимость ратификации данного Протокола и что он даст гражданам страны? На поставленный вопрос отвечает консультант Бюро по правам человека и соблюдению законности Нигина Бахриева:
«Таджикистан, всеми своими действиями показывает готовность к конструктивному диалогу по внедрению стандартов прав человека в национальное законодательство и правоприменительную практику. Проводятся реформы, принимаются новые законы, меняются системы обучения и профессиональной подготовки представителей юридических профессии. Этот процесс уже невозможно остановить. Следующим шагом является ратификация Факультативного протокола к Конвенции против пыток. Согласно Протоколу государство должно на национальном уровне создать специальный орган (национальный превентивный механизм), который бы постоянно проводил мониторинги мест лишения свободы, а также других закрытых учреждений. Это могут быть не только места, где содержатся лица подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, то есть следственные изоляторы или исправительные учреждения. К ним относятся любые учреждения, где находящие там граждане не могут свободно покидать эти учреждения - психиатрические учреждения, детские дома и детские интернаты, дома для престарелых лиц, вытрезвители.
Исходя из практики международных органов по правам человека, а также правозащитных организаций, именно в этих учреждениях чаще всего наблюдаются нарушения прав человека, которые выражаются в плохих условиях содержания, жестоком обращении и пытках. Этот национальный орган сможет постоянно посещать эти учреждения, встречаться с лицами, там находящимися, контролировать, чтобы не нарушались их права.
В тоже время, протокол предусматривает тесное сотрудничество и взаимодействие национального органа с представителями гражданского общества - общественных организаций, средств массовой информации.
В тех странах, где существует сотрудничество гражданского общества и государственных органов, деятельность закрытых учреждений более прозрачна и подконтрольная обществу, что в свою очередь может привести к уменьшению случаев пыток и жестокого обращения».
Пытка - это любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера.