CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Иссякающие источники

27 июня 2008

Иссякающие источники

? 12 (80) Июнь 2008 Интернет-журнал "Оазис"

Василина Воркова (Алматы)

С каждым годом проблема с дефицитом воды в Центральной Азии становится все более сложной, что «накаляет» отношения между странами богатыми водными ресурсами и основными потребителями воды. Из-за всемирного потепления климата запасы пресной воды продолжают стремительно сокращаться, а ученые и аналитики не исключают того, что вода в будущем станет предметом торга наравне с нефтью и газом.

Согласно докладу ПРООН, опубликованному в ноябре прошлого года, в Центральной Азии более 20 млн. человек зависят от воды, поступающей из рек Сырдарья и Амударья. Из-за неравномерного распределения водных ресурсов возникают конфликты между странами-поставщиками воды в регионе (Таджикистан, Кыргызстан) и странами-потребителями (Казахстан, Туркменистан и Узбекистан).

Искандер Мирхашимов, руководитель проекта Или-Балхашского региона Регионального экологического центра Центральной Азии: «В основном, вся используемая вода в регионе поступает из двух рек - Сырдарьи и Амударьи. Основная часть стока Сырдарьи (75%) формируется на территории Кыргызстана, основной сток Амударьи (74%) - на территории Таджикистана, отсюда неравномерное распределение водных ресурсов. Что касается Казахстана, то 44% воды поступает из-за границы - из России, Кыргызстана, Узбекистана, Китая. Киргизия и Таджикистан сбрасывают воду в Сырдарью и Амударью. Регионы, находящиеся на юге страны затапливает каждый год, при этом происходят огромные потери воды, а в центральном Казахстане от поселка до источника воды около 200 км. - в Казалинске и Аральске люди месяцами сидят без воды. Процесс сокращения водных ресурсов продолжает расти».

Прежде всего, Таджикистан и Кыргызстан заинтересованы в использовании воды для максимальной выработки и экспорта электроэнергии, поэтому увеличивают сброс воды в осенне-зимний период. Казахстан, Туркменистан и Узбекистан настаивают на использовании воды в вегетационный период для ирригационных целей, при этом часто срывают поставки топлива и не соглашаются компенсировать Таджикистану и Кыргызстану издержки за работу ГЭС в холостую.

И хотя появляются новые проекты распределения и использования водных ресурсов, проводятся саммиты, заседания и конференции, решение проблемы до сих пор не достигнуто. Пока независимые государства настаивают на своих интересах, снежно-ледовые ресурсы в Центральной Азии сокращаются по площади со скоростью 0,6-0,8% в год.

Заместитель председателя экологического союза «Табигат» Константин Плахов: «Я скептически отношусь к возможности центрально-азиатских стран договориться. Дефицит воды назревает и перспективы для Центральной Азии достаточно плачевные. Вначале заметно поднимется уровень воды в семи крупнейших речных системах Азии, который затем сменится на дефицит водных ресурсов по мере дальнейшего таяния ледников, соответственно уменьшится водозабор в реки, уменьшится поступление воды. Страны, которые сами располагают водными ресурсами, скоро увидят, что воды у них с каждым годом становится все меньше и меньше. То есть они не пойдут на то чтобы делиться с кем-то своими ресурсами, они будут искать возможности увеличить количество воды для самих себя. Это одна проблема. Вторая серьезная проблема - водоемы, которые мы можем использовать в равнинной части Центральной Азии. Эти водоёмы тоже постепенно сокращаются. Многие из них еще и отравлены из-за массового сброса сточных вод, промышленных отходов - они становятся непригодными для использования в качестве питьевого ресурса».

Согласно данным исследований глобальное потепление происходит по нескольким причинам. Главная причина заключается в том, что наша планета выходит из очередного ледникового периода. Потепление происходит на протяжении порядка последних 400 лет, но в то же время научно-технический прогресс привел к тому, что за последние 50-100 лет темпы потепления резко увеличились.

Глобальное потепление отражается в первую очередь на водных ресурсах. По прогнозам Всемирного совета предпринимателей по устойчивому развитию, изменение климата уменьшит количество выпадающих дождей, увеличит испарение и изменит модели таяния снегов. С одной стороны запасы пресной воды сокращаются, с другой происходит таяние полярных ледников.

По некоторым прогнозам это может привести к тому, что уровень мирового океана поднимется на 50 и более метров и большинство европейских стран будут затоплены. А в Центральной Азии, кроме изменения климата, будет наблюдаться резкое сокращение водных ресурсов, то есть произойдет наступление пустынь, климат станет более сухим, соответственно площади пригодные для земледелия, постепенно сократятся, а орошение тех что есть станет весьма проблематичным.

Эксперты нередко отмечают, что водные конфликты станут обычными во многих странах. Вода является главным фактором, определяющим устойчивость сельского хозяйства, промышленности, энергетики и других отраслей экономики, окружающей природной среды.

По данным Всемирной организации здравоохранения нехватка и загрязнение воды являются основными причинами ухудшения здоровья населения развивающихся стран. Кроме того, дефицит воды может привести к таким негативным последствиям, как деградация климата и окружающей среды, деградация пастбищ и снижение урожайности, сокращение рыбных запасов, возникновение зон экологического бедствия. Но эксперты также говорят, что дефицит стимулирует развитие новых технологий, уменьшающих потери воды, и совершенствование водопотребления на предприятиях.

Согласно заверениям экспертов и политиков, если Казахстан обеспечен нефтью и газом на многие десятилетия вперед, то по прогнозам ученых и экологов водные ресурсы уже к середине столетия могут сократиться на 20-40%. Как утверждают ЮНЕСКО и Всемирный совет предпринимателей по устойчивому развитию потребление воды на глобальном уровне выросло в шесть раз за последние 100 лет и еще удвоится к 2050 году, прежде всего из-за ирригации и требований сельского хозяйства, на нужды которых в Центральной Азии используется 85-90% всей пресной воды. Без усовершенствований следствием будет еще большее распространение дефицита воды и быстро растущие цены на этот ресурс.

По словам Константина Плахова мнение, что водой будут торговать как нефтью - это вполне реальный прогноз, который основан на выводах, что количество пресной воды пригодной для питья повсеместно сокращается. Если без нефти теоретически обойтись можно, то человек без воды жить не может, соответственно, вода становится объектом купли продажи. Так как количество питьевой воды не возрастает, то, в конце концов, стоимость воды может превысить стоимость нефти.

Несколько лет назад снова возникла идея воплотить в жизнь грандиозный проект поворота сибирских рек на юг. Тогда планировалось построить водный канал длиной около 3000 километров и шириной 15 метров из Оби через Казахстан в Узбекистан и Туркмению. По словам экспертов, сказать однозначно об эффективности проекта нельзя - сложно сказать помог бы он восстановить Арал и обеспечить водой регион, так как нужно точно знать количество воды, которое собираются забирать из сибирских рек, каким образом происходило бы распределение, но в первоисточнике этот проект мало кто видел. У ученых и экономистов разделялись мнения на этот счет, но кроме политических спекуляций серьезных масштабных исследований, которые показали бы какой эффект этот поворот даст практически не было и проект закрыли.

ca-oasis.info

Предыдущая статьяМежду двух огней
Следующая статьяПрофессор Ф.Рудич: Политическое лидерство на постсоциалистическом пространстве определяет судьбу стран