CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Мигрантские дебаты

27 июня 2008

Мигрантские дебаты

? 12 (80) Июнь 2008 Интернет-журнал "Оазис"

Алексей Брянцев (Москва)

Движение против нелегальной иммиграции в России не считает действия скинхедов против гастарбайтеров абсолютно недопустимыми. Кроме этого, по мнению руководства организации, сегодня скинхеды наказываются за свои действия государством неадекватно жёстко. Сами трудовые мигранты не признаются в том, что сталкивались со скинхедами, однако, многие из них говорят, что среди их знакомых есть таковые, но после таких стычек они на время или на всегда предпочитают покидать Россию.

Один из руководителей Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) Алексей Михайлов считает, что молодые люди, которые нападают на трудовых мигрантов в России, не являются преступниками, так как у них именно такая форма борьбы с нелегальной иммиграцией. Он также не стал отрицать, что скинхеды иногда имеют контакт с БПНИ: «Скинхеды, как люди политически активные по своему, иногда действительно вступают в нашу организацию, иногда им что-то не нравится и они выходят из неё. Они ждут, конечно каких-то более активных силовых действий, которых мы не проводим. Но так или иначе, поскольку это очень активный и даже часто политически грамотный контингент, так как они не только избивают, они ещё читают литературу, они интересуются вопросом, поэтому так или иначе они с нами контактируют, безусловно» - говорит Михайлов и продолжает: «Мы их методы не поддерживаем, но я бы обратил внимание на другое. На то, что совершенно неадекватная реакция идёт, как в прессе, так и со стороны правоохранительных органов на их действия, потому что пресса со своей стороны раздувает это, а правоохранители, следуя на поводу и выполняя политический заказ, неадекватно на всё это реагируют. То есть, если сравнить, например, случай, когда азербайджанец во Владивостоке, оскорбляя русского пенсионера, в ходе конфликта убил его и получил за это три года условно и группа скинхедов, избившая таджика, за что каждый из этой группы получил по 15 лет - есть определённые перекосы. Мы это видим и поэтому будем за этих людей заступаться. Потому что всё должно быть по справедливости и закон должен в первую очередь защищать коренное население, граждан страны, а не карать каких-то политических противников.

Если раньше ещё были разговоры, что скинхеды остаются безнаказанными, то тот кто говорит об этом сейчас просто врёт. Сейчас за это огромные сроки людям дают - дают пожизненное, устраивают политические процессы. Все данные есть об этом в Интернете.

Последний пример - это группа Николая Королёва, которая по обвинению в организации взрыва на Черкизовском рынке, там несколько человек получили пожизненное заключение. Или Александр Копцев, это правда несколько другой случай - это не скинхед, это антисемит, который с ножом пришёл в синагогу и нанёс несколько ранений её посетителям. От тоже, по-моему, получил 15 лет заключения и недавно был убит в тюрьме. Вот такие вот особенности нашей правоохранительной системы».

С этим заявлением совершенно не согласна руководитель организации «Гражданское содействие», член правозащитного центра «Мемориал» Светлана Ганнушкина, которая считает, что такой большой срок Копцев получил потому, что суд учёл совокупность статей. Что же касается сроков, то независимо от того, кого судят, Ганнушкина не считает, что огромные сроки, тем более пожизненные, необходимы, так как перевоспитать или изменить человека таким наказанием невозможно. По поводу убийства азербайджанцем пенсионера она не может ничего сказать, так как не знает этого и если это и было, то она не видела материалов дела. Что же касается практики осуждения скинхедов, то и в этом Светлана Ганнушкина не согласна со своим оппонентом: «Я не знаю случаев, когда за избиение или убийство трудовых мигрантов давали бы очень большие сроки. Я знаю больше случаев, когда предвзятость выражается в противоположном случае. Например, год назад в Санкт-Петербурге прошёл суд над убийцами антифашиста Тимура Кочеравы. Так вот настоящих виновников не наказали. Это был ужас. На спинках кресел в зале суда кто-то успел нарисовать свастики и судья это воспринял спокойно. И вообще, если кого-то и осуждают по этим делам, то обычно самого незащищённого и незначительного из тех, кто участвовал в преступлении».

Со Светланой Ганнушкиной согласен и её коллега по правозащитному центру «Мемориал» Виталий Пономарёв. В телефонном разговоре он уточнил, что высказывает своё личное мнение: «Я не могу дать точные факты и цифры, но могу сказать однозначно - в целом сейчас есть скрытая симпатия сотрудников правоохранительных органов к скинхедам. Поэтому слабо верится, что всем дают большие сроки наказания за их преступления. Но эта проблема очень сложная. Мне, например, известен случай, когда среди группы скинхедов, которых задержали, был юноша - сын выходцев из Туркменистана, соответственно с туркменскими именем и фамилией. С другой стороны, трудовой мигрант в Новосибирске убил ножом старушку, за что получил семь лет. Из мест заключения он стал писать письма в правозащитные организации, в которых жаловался, что суд при вынесении приговора не учёл его воспитание и менталитет. По его словам, старушка слишком громко слушала телевизор и не отреагировала на его замечание. А он, дескать, воспитан так, что женщина должна выполнять требование мужчины. Из этого же ряда и то, что очень часто коммунальщики, например, оставляют для жительства квартиры дешёвым мигрантом, которых в этой одной квартире проживают несколько десятков. Когда таких людей становится очень много, то местных жителей это начинает раздражать и они все резко негативны по отношению к таким приезжим. Поэтому, конечно, с каждым конкретным случаем надо разбираться отдельно и непредвзято».

Со своей стороны сами мигранты относятся к спорам о них более чем просто отстранённо. Я приходил в одну из таких квартир, о которых упоминал господин Понаморёв в доме, где я живу и разговаривал с мигрантом-киргизом, который приехал недавно. Он ещё не имеет разрешения на работу, но уже работает дворником, на что местная администрация закрывает глаза, так же, как мигрант закрывает глаза на то, сколько ему платят. Что же касается отношений со скинхедами, то мигранты предпочитают об этом не говорить, ссылаясь на то, что плохо знают русский язык и на то, что приехали только недавно и ничего про это не знают. Только один из них сказал после того, как я по его просьбе выключил микрофон, что «найти пострадавших от скинхедов очень сложно. Многие говорят, что у них есть знакомые, которые от них пострадали, но найти этих знакомых не представляется возможным, потому что после таких проблем эти мигранты на время или на всегда уезжают из России». На мой же вопрос о том, встречался ли с ними сам мой собеседник, не последовало ни положительного, ни отрицательного ответа.

ca-oasis.info

Предыдущая статьяВласти Туркменистана снесли тюрьму из-за "дефицита заключенных"
Следующая статьяУГЛЕВОДОРОДЫ ВМЕСТО ПРАВ ЧЕЛОВЕКА