"Афганский фронт"
Echo 11/09/08
Именно он в ближайшее время обещает стать главной политической новостью
А.ШАКУР
По последним сообщениям из Пакистана, здесь недавно ликвидирован лидер местной ячейки "Аль-Гаэды". Недавно назначенный лидер отделения "Аль-Гаэды" в Пакистане Абу Харис получил смертельное ранение в результате ракетного удара, нанесенного самолетами BBC США на северо-западе Пакистана. Как передает CNN, об этом сообщил охранник, раненый вместе с Харисом. Белый дом пока комментариев по этому поводу не дает. Однако журналисты уточняют, что два беспилотных самолета ВВС США выпустили шесть ракет по населенному пункту в пакистанской области Северный Вазиристан, которая, по данным спецслужб, стала в последнее время опорной базой "Аль-Гаэды" и движения "Талибан". Раненый охранник сообщил, что всего от ракетного удара погибли 25 человек и около 20 были ранены. Кроме того, по его словам, накануне от ран скончались еще три члена "Аль-Гаэды": два выходца из Саудовской Аравии и один египтянин, которые вели активную подрывную деятельность на территории Пакистана. Факт гибели этих боевиков подтвердили пакистанские спецслужбы. Как сообщалось, целями удара были дом одного из руководителей талибов Джалауддина Хаггани и основанная им религиозная школа. Однако, как утверждают его родственники, этот близкий соратник Усамы бен Ладена не пострадал, поскольку в момент ракетного удара находился в Афганистане.
Показательно и другое. Как отмечают многие эксперты, до последнего времени теперь уже бывший президент Пакистана Первез Мушарраф категорически возражал против действий войск США на собственной территории, притом что вашингтонские аналитики в один голос утверждали: именно северо-запад Пакистана, примыкающий к афганской границе, стал убежищем многих функционеров "Аль-Гаэды".
Однако практически синхронно с ракетными ударами, нанесенными с американских беспилотников, в столице Пакистана Исламабаде состоялась инаугурация нового президента Пакистана Асифа Али Зардари - первого за многие десятилетия гражданского лидера страны. Политик поклялся в своей приверженности мусульманской вере и ее предписаниям, в уважении конституции своей родины и в том, что не позволит своим личным интересам взять верх над интересами Пакистана. Все это он произносил на английском языке (официальный язык наравне с урду).
Как отмечают большинство аналитиков, Зардари, вдовец ставшей жертвой террористов Беназир Бхутто, считается не просто ее политическим наследником - именно он унаследовал неофициальный титул главы одного из влиятельнейших кланов Пакистана. После инаугурации члены Пакистанской народной партии (ПНП), присутствовавшие на церемонии, начали скандировать: "Дело Бхутто живет!" А в зале присутствовали дети Зардари и Бхутто - Билавал, Бахтавар и Асифа, - сестра Бенаир Санам Бхутто.
Однако куда более показательным наблюдатели сочли присутствие в качестве почетного гостя президента Афганистана Хамида Карзая, у которого с Первезом Мушаррафом отношения явно не складывались. Более того, именно Карзай обвинял Мушаррафа в том, что пакистанский лидер не предпринимает должных мер по борьбе с терроризмом. Теперь же Зардари обещает "разобраться" с террористами в тесном сотрудничестве с афганским лидером. И удар с американских беспилотников - факт показательный.
Но при этом солидную "информацию к размышлению" дает и решение Белого дома перебросить из Ирака в Афганистан около 6 тысяч военнослужащих США. Вряд ли речь идет о смене приоритетов для американской администрации. Более того, в Ираке количество терактов планомерно снижается, обстановка постепенно стабилизируется, и процесс вывода американских войск из этой страны уже начался. Наконец, на сегодня на берегах Тигра и Евфрата присутствуют 146 тысяч американских солдат, 8 тысяч из которых и так до конца года должны покинуть Ирак.
Однако переброска дополнительных сил в Афганистан на этом фоне заслуживает особого внимания. Вряд ли это удачный повод для повторения излюбленных прогнозов, что вслед за СССР США непременно "увязнут" в Афганистане и т.д. Важно другое: Афганистан остается, кроме всего прочего, "ключом" от Центральной Азии, региона, политические позиции в котором в разворачивающейся в мире "войне за ресурсы" чрезвычайно важны. Не говоря уже о необходимости создавать "противовес" и для Китая, и для Индии. И при этом очевидно, что итоги саммитов ШОС и ОДКБ, несмотря на попытки Москвы представить их как свою важную дипломатическую победу, не оставляют сомнений: влияние России на своих союзников в этом регионе весьма ограничено. Во всяком случае, здесь не спешили выполнять российскую "команду" на признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Словом, "афганский фронт", как и в годы советской интервенции в эту страну, обещает стать решающим. Но теперь уже - для судеб бывшего "южного подбрюшья СССР".