Водный мир Центральной Азии
22.10.2008, ПОЛИТКОМ.RU
Сергей Расов
Пять стран Центральной Азии договорились о скоординированном использовании водно-энергетических ресурсов в предстоящие зимний и вегетационный периодыС момента распада Советского Союза бывшие среднеазиатские республики, никак не могут договориться и поделить по-братски водные потоки, которые на 80% формируется на территории Таджикистана и Кыргызстана, а используется странами низовья - Узбекистаном, Казахстаном и Туркменистаном. Узбеки и казахи считали водные артерии, пронизывающие государства, даром Всевышнего, а посему, рассматривать воду в качестве товара, никак не хотели. Напротив, киргизы и таджики, полагают, что поступающая от них вода, должна иметь эквивалент в твердой валюте, или энергоресурсах:
Например, директор Института водных проблем Кыргызстана Душен Маматканов считает, что «мы могли бы зимой вырабатывать 2,2 млрд. киловатт-часов электроэнергии. Но мы ничего не вырабатываем и теряем от этого 150 миллионов долларов, которые нам никто не возмещает - ни Казахстан, ни Узбекистан». Споры-разговоры о водной проблеме продолжались без особого успеха более 15 лет. Например, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предлагал не только создать Союз государств Центральной Азии, но объединенный водно-энергетический консорциум. В середине сентября по итогам переговоров в Алматы руководители водно-энергетических комплексов центрально-азиатских стран не подписали планируемые документы по рациональному использованию водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского бассейна.
И вот на днях вице-премьер правительства РК Умирзак Шукеев с гордостью сообщил, что «пять стран Центральной Азии договорились о скоординированном использовании водно-энергетических ресурсов в предстоящие зимний и вегетационный периоды». Как выяснилось, этого удалось достигнуть после прошедшего саммита СНГ в Бишкеке.
Тогда в один день состоялось сразу три саммита - СНГ, ЕврАзЭС и ЦА. Напомню, что тогда в качестве первого шага Киргизия согласилась не производить чрезмерный слив воды зимой, в обмен на энергоресурсы от Узбекистана и Казахстана. Курманбек Бакиев за понимание получит от соседей бесперебойную поставку газа, угля и мазута. В противном случае грядущие холода экономика Кыргызстана, могла и не пережить. Впервые же, по словам Шукеева, подписан пятисторонний договор, к которому присоединилась и Туркмения:
- Туркменистан взял на себя обязательства продать дополнительные объемы электроэнергии Таджикистану и Кыргызстану, а Узбекистан взял на себя обязательства обеспечить транзит электроэнергии, заявил вице-премьер.
Подписанное соглашение регламентирует со стороны Киргизии сохранить воду в стратегическом для среднеазиатских республик Токтагульском водохранилище, где на данный момент очень небольшой ресурс - «исторический минимум». Также, киргизы вводят жесточайший режим экономии энергоресурсов, почти на треть меньше от обычного потребления. Речь идет об электроэнергии вырабатываемой Токтагульской ГЭС. Даже зимние школьные каникулы в Киргизии продлятся с декабря по март месяцы, чтобы не тратить энергоресурсы на школы. Такая же тяжелейшая задача по экономии электроэнергии поставлена и перед Таджикистаном. В свою очередь Узбекистан выделит дополнительно соседу 150 млн. куб. газа, а казахи кроме мазута и угля «сделают предоплату за электроэнергию». Надо отметить, что такой положительный прорыв в водной проблеме эксперты связывают с изменением позиции Узбекистана, который снял претензии к соседям по поводу использования трансграничных водостоков. Возможно, это связано с тем, на саммите в Бишкеке президенты Киргизии и России к взаимному удовольствию договорились о строительстве каскада Камбаратинских ГЭС, а Алексей Миллер подписал меморандум об участии «Газпрома» в приватизации «Кыргызгаза», 75% акций которого находится в руках государства. То есть, у Киргизии появилась реальная альтернатива по поставкам газа в республику лице «Газпрома». Напротив, Ташкент перестал быть монополистом в поставках «голубого топлива».
Тем не менее, ставить окончательную точку в разрешении водной проблемы, еще рано. Если какая-либо из стран неожиданно откажется выполнять ранее взятые на себя обязательства, это неминуемо приведет к краху пятисторонних договоренностей. Как отмечает узбекский политолог Ташпулат Юлдашев - «это связано с дефицитом доверия, которое официальный Бишкек испытывает по отношению к официальному Ташкенту. Общеизвестно, что Узбекистан может подписать то или иное соглашение, а впоследствии отказаться от выполнения взятых на себя обязательств».