Энергокризис признаем, но причины игнорируем
5 декабря 2008, 08:38 CA-NEWS
CA-NEWS (KG) - Кыргызстанские политики склонны обвинять энергетиков в сложившемся в стране энергокризисе. Однако аналитики указывают, что причины энергокризиса глубоки, и начались они не в нынешнем году, а после распада Союза.
Лимиты круглый год
Первые опасения за нормальное энергоснабжение страны у энергетиков появились после зимы 2008 года. Кыргызстан хоть и пережил зиму почти без сбоев, к весне в Токтогульском водохранилище осталось лишь 7,2 млрд куб. м (при потенциальном объеме 19,5 млрд куб. м) воды. «Мертвый объем», при котором гидроагрегаты Токтогульской ГЭС, производящей 40% всей электроэнергии в республике, должны быть остановлены, составляет 5,5 млрд. куб. м.
Министр промышленности Сапарбек Балкибеков еще весной предупредил, что «угрозы того, что Токтогульская ГЭС перестанет работать - пока нет, но если не будет предпринят ряд мер, уже к следующей зиме может создаться такая угроза».
Для накопления воды в водохранилище с весны начались отключения электроэнергии, длившиеся весной, с небольшим перерывом летом и ужесточившиеся осенью. Зимой прекращения отключений энергетики не обещают, наоборот, к концу ноября из регионов стали поступать сообщения, что электроэнергия подается только на 2 часа в сутки.
Между тем, отключения электроэнергии у населения, отключение трехфазных вводов, отключение бань, саун и увеселительных заведений от электроотопления помогло сэкономить лишь 23% электроэнергии, при запланированных 33%.
Поиски виновных
Версии того, кто или что виновато в энергокризисе, высказывались самые разные, и даже президент то обвинял нерадивых управленцев, то винил природные явления.
Премьер-министр Кыргызстана Игорь Чудинов в сентябре на парламентском заседании заявил, что низкий уровень воды в Токтогульском водохранилище - результат слива в 2004 году 3 млрд. куб. м воды для продажи электроэнергии в Россию.
Экс-спикер парламента А.Мадумаров в мае при посещении водохранилища заявлял, что Кыргызстан пришел к такому положению в энергетике из-за «постоянного сброса Узбекистану нужного объема воды».
Депутат Жолдошбек Жакыпов на заседании фракции «Ак Жол» 12 ноября выразил мнение, что немаловажную роль в кризисе играет «близорукое управление».
Энергокризис в стране «вызван нашей энергомафией, которая существует со времен Акаева», - выразил уверенность лидер Социал-демократической партии Кыргызстана Алмазбек Атамбаев в октябрьском интервью АКИpress.
Глава государства в свою очередь посчитал необходимым уволить министра энергетики, при этом на заседании 24 ноября, предшествовавшем увольнению, президент то обвинял С.Балкибекова за допущенный «бардак» в энергетике и высказывания, сеющие панику, то винил природные условия, а населению напомнил, что оно было предупреждено о сложностях заранее.
Как объяснял К.Бакиев, энергокризис настиг Кыргызстан «не от того, что президент, или правительство, или Балкибеков что-то не понимает или не хочет делать». «Именно природные условия нас поставили в такие условия и предыдущая зима. Вы же помните, какая предыдущая зима была, когда в Таджикистане по полтора часа свет подавался, а в Кыргызстане не было отключений. Вот вам вода куда вся ушла:», - объяснял президент.
«А в этот год мы за 6-7 месяцев предупредили свой народ, что зима будет сложная, в электроэнергии будут перебои, потому что надо обеспечить воду, говорили им переходить на другие виды топлива», - сообщил он.
История забытых проблем
Политики ищут виноватых в том, что водохранилище опустело, однако публичных попыток понять причины энергокризиса не видно. Для того, чтобы осознать, что идти к энергетическому кризису страна начала не в текущем году, а сразу после развала Cоюза, достаточно прочитать отчет Международной кризисной группы (ICG) от 2002 года «Центральная Азия: вода и конфликт», в котором уже тогда можно было найти тревожные сигналы.
С тех пор, как в 1991 году Центральноазиатские государства обрели независимость, потребление воды достигло уровня, «поддерживать который далее стало невозможно». По информации авторов отчета, «ирригационные системы пришли в упадок настолько, что половина всей воды не достигает полей, а несколько лет маловодья сократили имеющиеся водные ресурсы на одну пятую часть, при этом потребность в воде постоянно растет».
В отчете сообщается, что проблемы обеспеченности водными ресурсами осложнились неспособностью стран региона действовать сообща. Во время Советского Союза Москва предоставляла средства и руководила строительством и содержанием водноэнергетической инфраструктуры, однако после обретения независимости «странам ЦА не удалось выработать жизнеспособный региональный подход управления водными ресурсами».
Споры о водных и энергетических ресурсах «сильно» затронули такой чувствительный регион, как Ферганская долина, где узбекистанцы терпят наводнения зимой и засуху летом из-за того, что Кыргызстан спускает воду для производства электроэнергии. Кыргызстанцы в свою очередь замерзают зимой в результате отсутствия поставок газа из Узбекистана в обмен на поливную воду.
Аналитики ICG сообщают, что сразу после распада СССР Узбекистан и Казахстан установили мировые цены на газ, уголь и мазут. Кыргызстан «с трудом мог позволить себе платить за них», и потому увеличил производство электроэнергии на Токтогулке в зимнее время, чтобы компенсировать нехватку топлива. В стране также резко выросла потребность в электроэнергии. Уже в 2000 году потребность в электроэнергии была на 20% выше, чем в 1991.
«Соседи больше не смогли поставлять Кыргызстану газ и уголь взамен на сокращение попусков воды из Токтогулки. Казахстан приватизировал свои угольные шахты и больше не смог отдавать им приказы снабжать Кыргызстан бесплатным углем. Казахские чиновники говорят, что это основная причина невыполнения страной своей части соглашения», - поясняется в отчете.
«Срывы поставок газа из Узбекистана имеют как технический, так и политический характер», - говорят аналитики. Газопроводы Узбекистана требуют срочного ремонта, и поэтому подача газа по республике и в соседние страны часто нарушается. К тому же, Узбекистан производит «влажный» газ очень плохого качества с высоким содержанием водных паров. В зимнее время вода замерзает, образуя пробки в трубопроводах.
Со времени публикации отчета прошло 6 лет, но проблемы в энергетике остались все те же, ведь страны не смогли понять, что лишь при региональном сотрудничестве и скоординированных действиях можно избежать кризиса.
Страны не желают уступать друг другу
В нынешнем году состоялось несколько переговоров по водным ресурсам, но их проигнорировали Кыргызстан, а затем Таджикистан и Узбекистан. Переговоры остались безрезультатными также из-за того, что страны не пожелали уступать друг другу, отстаивая только свои интересы.
В апреле на переговоры по воде в Ходженте (Таджикистан) не явился Кыргызстан, хотя именно он должен был стать ключевой фигурой переговоров. «Невозможно договариваться о распределении воды, не зная, сколько будет поступать из Токтогула», - сообщил агентству «Казахстан сегодня» 14 апреля представитель РГП «Югводхоз» Сембай Сейсенов.
Переговоры в сентябре в Алматы по вопросу распределения водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского бассейна также закончились безрезультатно. По информации сайта «Немецкая волна» от 11 сентября, Таджикистан вообще не стал присылать своих представителей на переговоры.
Ссылаясь на чиновника, участвовавшего в переговорах, сайт пишет о том, что Кыргызстан настаивал на длительном сохранении воды в обмелевшем за последние четыре года Токтогульском водохранилище, и был намерен использовать ее «исключительно в собственных целях» для получения необходимой для страны электроэнергии, острую нехватку которой она испытывает в настоящий момент.
Выделять воду на сельскохозяйственные нужды Узбекистана и Казахстана Бишкек был готов. Но только при одном условии, что они возместят ему недостачу электроэнергии, поскольку мощности Токтогульской ГЭС будут значительно снижены в случае пропуска воды для полива полей соседних государств. Однако позиция Бишкека не устроила ни Ташкент, ни Астану.
По информации сайта Eurasianet от 15 октября, на встрече по водным проблемам в Душанбе (Таджикистан) 9 октября не прибыл Узбекистан. На заседании планировалось заложить основы регионального положения по долгосрочному использованию водных ресурсов ЦА. Но из-за неявки узбекской стороны, а также из-за расхождения во мнениях, стороны так и не достигли консенсуса, объясняется на сайте.
Еще в 2002 году президенты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана в Душанбе договорились разработать соглашение о создании международного водноэнергетического консорциума. «На сегодняшний день такой консорциум до сих пор не создан, потому что у каждой страны свои интересы, и эти интересы порой идут вразрез», - сообщил в интервью АКИpress в марте Эрнест Карыбеков, заместитель заведующего отделом энергетики и минеральных ресурсов Аппарата правительства КР.
Он также уверен, что создание консорциума в ЦА зависит от руководителей глав государств ЦА. К тому же, для создания консорциума нужно стремление этих стран обеспечить не только свою безопасность, «но и региональную безопасность в плане энергетики и экономики».
Вся надежда на ТЭЦ
Уже сейчас очевидно, что воды в Токтогулке в следующем году не будет, уверен аналитик Валентин Богатырев. «По всем расчетам, которые я видел у различных экспертов, даже при режиме отключений, который имел место последние 2-3 месяца, когда света в домах жителей не было по 8-10 часов в сутки, к апрелю мы все равно выйдем на критический уровень пять с небольшим миллиардов кубических метров», - говорит он в интервью сайту BPC в ноябре.
Надежду аналитик возложил на ТЭЦ, на которой, по его мнению, необходимо увеличить выработку электроэнергии. «В этом сезоне ничего уже сделать невозможно и ТЭЦ будет работать на пределе своих возможностей. Сейчас мы должны молиться за то, чтобы она обеспечивала эти 200 мВт и ничего при этом не произошло. Вместе с тем мы уже сейчас должны думать о том, как мы будем готовить ТЭЦ к следующему сезону. Нам требуется повышение мощности станции хотя бы до 400-500 мВт», - сказал он.
Говоря о дальнейших перспективах, эксперт заметил, что необходимо смириться, что ТЭЦ должна работать не только зимой. «Это значит, что населению будет поставляться дорогое электричество, поскольку себестоимость его производства на ТЭЦ гораздо выше, чем на ГЭС», - подметил он.
Предположения о предстоящей нехватке воды в Токтогулке весной подтверждает и новый министр промышленности Ильяс Давыдов. Заявивший на днях, что к марту 2009 года объем в Токтогульском водохранилище может составить 5, 8 млрд куб. м. Зима, по его прогнозам, ожидается холодной, но выход, по его мнению, только один - в экономии электроэнергии. Об устранении причин энергокризиса он не говорит ни слова.
Алина Кенжеева // АКИpress