Комитет ООН по правам человека вынес очередные соображения по жалобам граждан Таджикистана
5 декабря, 2008 Voice of Freedom
Наргис Зокирова,
Voice of Freedom, Душанбе, Таджикистан
Комитет ООН по правам человека на своей 94-й сессии вынес свои соображения по индивидуальным сообщениям граждан Таджикистана Сайбиби Хусейновой и Пардахон Бутаевой. Жертвами нарушения прав человека по данным сообщениям выступают сыновья авторов.
В ноябре 2003 года Иброхим Хусейнов и Тоджиддин Бутаев Верховным судом Таджикистана были признаны виновными в бандитизме, убийствах и разбое и осуждены сроком на 20 лет лишения свободы с конфискацией имущества каждый.
Авторы жалобы утверждают, что стали жертвами ряда нарушений прав человека со стороны Таджикистана. В своей жалобе граждане, помимо других правонарушений, указывают и на пытки, которые применялись к их сыновьям со стороны представителей правоохранительных органов в ходе предварительного следствия.
По словам авторов, по отношению к жертвам была нарушена статья 9 (части 1, 2), Международного Пакта о Гражданских и Политических правах (МПГПП), поскольку они были незаконно арестованы и удерживались в течение долгого времени без предъявления официального обвинения. Первая и вторая часть данной статьи гарантирует каждому человеку право на свободу и личную неприкосновенность. «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом. Каждому арестованному сообщаются при аресте причины его ареста, и в срочном порядке сообщается любое предъявленное ему обвинение», - гласит статья.
В жалобе также говорится о применении пыток к жертвам для дачи показаний против себя и признания вины в совершении преступлений, что нарушает статью 7 МПГПП в сочетании со статьей 14 (3 g). В данной статье в частности отмечается: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающему его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам».
Однако Иброхим Хусейнов и Тоджиддин Бутаев, по словам авторов, на предварительном следствии со стороны правоохранительных органов подвергались избиениям дубинкой по различным частям тела, к ним также применяли электрошок.
Также, авторы отметили нарушение статьи 14 (часть 1) МПГПП, в связи с тем, что судебный процесс не был беспристрастным и не отвечал требованиям справедливого судебного разбирательства. По утверждению авторов, жертвы не были проинформированы о праве на помощь адвоката и не имели своевременного доступа к нему, что противоречит статье 14 (3b) МПГПП. В деле Тоджиддина Бутаева, по мнению его матери - автора жалобы, в процессе суда был нарушен принцип состязательности сторон, что ведет к нарушению статьи 14 (3 е) МПГПП.
В статье 14 Пакта также отмечается, что «все лица равны перед судами и трибуналами. Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе, на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия; однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми».
По жалобам авторов Комитет признал нарушение статьи 7 в сочетании статьи 14 (3 g), 14 (3 b), где говорится, что «Каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения как минимум на следующие гарантии на основе полного равенства: b) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником; 14 (3 е), только по отношению к Т.Бутаеву, где подчеркивается, что «допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него».
Комитет призвал государство провести по фактам пыток немедленное и беспристрастное расследование.
Комитет отметил, что в соответствии со статьей 2 (3 а) МПГПП Таджикистан обязан обеспечить жертвам Иброхиму Хусейнову и Тоджиддину Бутаеву эффективные средства правовой защиты и соответствующую компенсацию. Таджикистан также обязан предотвратить такие нарушения в будущем.
Следует отметить, что за невыполнение Таджикистаном рекомендаций Комитета ООН по правам человека, на государство не будут налагаться какие-либо санкции. Однако, это может серьезно отразиться на авторитете страны перед мировым сообществом, так как, ратифицируя международные документы, государство берет на себя обязательство по их выполнению.
Комитет ООН по правам человека вынес уже более 10-ти соображений, во всех случаях признав Таджикистан нарушителем прав своих граждан.