Третий лишний
19 Dec 2008, eurasia.org.ru
Развитие третьего сектора - своеобразный индикатор наличия демократии (или ее отсутствия) в любом обществе
Третий лишний
Казахстанское правительство стремится контролировать неправительственные организации
Два знаменательных события произошли на этой неделе. Формально они не только не связаны друг с другом, но и не сопоставимы по масштабу. Однако есть один момент, который позволяет объединить их.
Итак, первое событие.
В Страсбурге, в стенах Европейского парламента, объявлено имя очередного лауреата премии Сахарова за свободу мысли. Престижнейшая награда была учреждена в 1988 году решением лидеров партий Ассамблеи Совета Европы. И присуждается ежегодно «За достижения в деле защиты прав человека и его основных свобод, а также за уважение международного законодательства и развитие демократии». В этом году премия отправляется в Китай. На церемонию вручения премии сам лауреат - Ху Цзя - не смог приехать. Он - видный китайский правозащитник, активист по борьбе за гражданские права, защиту окружающей среды и права ВИЧ-инфицированных. Приговорен китайским судом к 3,5 годам лишения свободы.
В своем видеообращении в адрес депутатов Европарламента его супруга заявила, что «причитающуюся за премию сумму в 50 тысяч евро она намерена направить на создание специального фонда для помощи семьям преследуемых китайских правозащитников». Какое благородство! Искреннее. Негромкое.
Второе событие произошло у нас в Казахстане. Ряд неправительственных организаций (НПО) подвергся массированной атаке со стороны фискальных и правоохранительных органов. И в эти декабрьские дни закрываются по решениям судов. В частности, НПО «Дом» (Семипалатинск), возглавляемая Майрой Абеновой. Моей соратницей по РНПК.
Что же объединяет эти два события?
Объединяет одно: они - зеркальное отражение официальной государственной политики этих стран в отношении так называемого «третьего сектора».
Европа всячески поощряет деятельность таких НПО. Присуждает премии. Пропагандирует саму идею негосударственной, то есть общественной активности граждан. И награждает Ху Цзя, несмотря на официальное предупреждение Пекина не делать этого: мол, в противном случае пойдем на санкции.
Китай и Казахстан оказались по другую сторону общественной баррикады! Как и другие страны третьего (в смысле демократического развития) мира. Что символично, симптоматично и показательно.
Известно, что развитие третьего сектора - своеобразный индикатор наличия демократии (или ее отсутствия) в любом обществе. Казахстан в этом смысле - не исключение. Отлично понимая сие специфическое обстоятельство, наше правительство действует по привычной схеме: всеми правдами и неправдами желает контролировать этот сектор (хоть он и называется неправительственным). Всячески препятствует такой неформальной и не зависящей от государственных органов деятельности. Примеры? Пожалуйста!
Во-первых, несовершенно само законодательство, регулирующее деятельность НПО. Об этом неоднократно заявляли сами руководители этих организаций. Бюрократические, присущие только постсоветским странам сложности по их учреждению и регистрации. Полная, порой доходящая до маразма, подконтрольность различным государственным органам.
Во-вторых, наша власть изрядно поднаторела в удобной для себя интерпретации законов и подзаконных актов. И на практике создала несколько чисто казахстанских ноу-хау, позволяющих ей единолично определять будущность той или иной НПО.
В свое время была учреждена республиканская Конфедерация НПО. Власть постаралась вовлечь туда наиболее лояльные и послушные организации, финансируя их из различных источников. Многие по-настоящему независимые от власти НПО туда не вошли. Структура эта порой имитировала такую бурную и кипучую деятельность, что создавалось впечатление, что только она и печется о простом народе! Чего стоит только пресловутый Общественный комитет по наблюдению за выборами, который, как по заказу, после очередных выборов, шумно заявив во всех СМИ об их честности и справедливости, уходит в небытие.
Таких «неправительственных» адвокатов режима - хоть отбавляй! В различных сферах - экономической, юридической, политологической, социологической, в области прав человека, свободы слова и СМИ. Власть их руками (головами, устами) ловко манипулирует общественным мнением, попутно создавая иллюзию расцвета «третьего сектора».
Существует так же четкая система формального отсеивания неугодных НПО. Правительство в свое время определило (единолично, ни с кем не советуясь!) список грантодателей. И чтобы освободиться от уплаты налогов, нужно сотрудничать только с ними! С другими - ни-ни! Понятно, что у НПО, у руководства которых стоят критики власти, могут быть иные, не предусмотренные правительством источники. Как это случилось с Центром социально-экономических и общественно-политических инициатив «Реформа», которым руководил Ваш покорный слуга. Несмотря на то что у налогового органа к нам никаких претензий не было, в 2002 году финансовая полиция возбудила уголовное дело по статье 222, ч. 1 Уголовного кодекса РК («уклонение от уплаты налогов с организации»). И Медеуский суд осудил меня на год лишения свободы (правда, условно). Чтобы я не смог принять участие в парламентских выборах 2004 года.
До сих пор на местах происходит то же самое - НПО, руководимые неудобными акимам гражданами, не допускаются к финансовым ресурсам. Вокруг них организована информационная блокада. Их с завидным постоянством «трясут» различные проверяющие органы.
Итог неутешителен.
Несмотря на формальные заверения режима о приверженности международным стандартам в сфере развития НПО, власть ведет себя по старинке: проверяй, проверяй и еще раз проверяй! А если не нравятся бесконечные и тотальные проверки - закрывай!
В стране, где правят бал двое - власть и провластная партия, третий, то бишь невластный - лишний.
Амиржан Косанов Новая газета 19 Dec 2008