CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

СНГ начинает скукоживаться даже в таком, казалось бы, безобидном формате, как клуб президентов Содружества

26 декабря 2008

СНГ начинает скукоживаться даже в таком, казалось бы, безобидном формате, как клуб президентов Содружества

26.12.2008 г., Новая газета - Казахстан

Аркадий Дубнов, обозреватель «Время новостей»

Москва шлет Астане сигнал

Обе столицы «спешат» в разные стороны. Доверие тает на глазах

Вчера в российской газете «Трибуна» обнаружил весьма примечательную статью. Известный политолог, специалист по российско-казахстанским отношениям Юрий Солозобов анализирует итоги состоявшейся в конце прошлой недели на курорте в Боровом встречи пяти президентов СНГ. Точнее говоря, состоявшихся там переговоров между Нурсултаном Назарбаевым и Дмитрием Медведевым.

Вот цитаты из этой статьи. «Политологи считают, что во внешней политике Казахстана происходят серьезные процессы, которые можно назвать «эрозией многовекторности». В Астане выбирают стратегического партнера, и не факт, что им останется Москва». Российский эксперт приходит к выводу, что «в новом проекте концепции внешней политики Казахстана России будет отводиться куда более скромная роль». Солозобов считает, что «такой поворот в сторону от России поддерживает влиятельная группа в верхушке казахстанской номенклатуры, желающей сохранить свои привилегии, деньги и власть после возможного ухода Назарбаева». «Сегодня те, кто считает (или уже назначил!) себя его преемником, видят гарантами своего благополучия страны Запада, а кое-кто и Китай», утверждает эксперт.

Юрий Солозобов - искушенный аналитик, способный разглядеть изнутри тонкие хитросплетения казахстанской политики. Ничего подобного тому, что приведено выше, о Казахстане и его элите он раньше не писал. Более того, будучи российским экспертом, он всегда чрезвычайно высоко оценивал казахстанский опыт возведения политической надстройки над экономическим базисом. Уж не обнаружил ли Солозобов какой-то изъян в возведении этой стройной системы? Похоже, что так оно и есть. Изъяны эти даже обозначены в статье - это направление реальных интересов Астаны в сторону США, Китая и ЕС, ее «стремление одновременно быть военным союзником ОДКБ и НАТО», «спешное предоставление американским самолетам запасного аэродрома в Алма-Ате»...

Кстати, насчет «спешности»... Президент Назарбаев подписал Закон о ратификации парламентом Казахстана подписанных на этот счет в 2001 году соглашений с Соединенными Штатами буквально через три дня после встречи с президентом России Медведевым, 23 декабря. Трудно сказать, имел ли в виду это обстоятельство автор статьи в «Трибуне» или это простое совпадение... Однако, немного представляя себе, как устроена политика на «верх-них этажах власти», рискну предположить: если бы результаты переговоров с российским президентом устроили г-на Назарбаева, вряд ли бы стал он спешить с подписанием этого закона. Тем более, что из Москвы накануне встречи в Боровом доходили более чем отчетливые сигналы о раздражении, которое испытывают некоторые российские начальники по поводу американского «авиатренда» Астаны.

Но вот что касается поспешности принятия политических решений, то лично я бы вспомнил классический, на мой взгляд, образец такого рода. Имею в виду решение Дмитрия Медведева от 26 августа с.г. о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, принятое уже через 2 недели после окончания пятидневной российско-грузинской войны. Тогда для многих в мире это оказалось полной неожиданностью, ведь это лишило Москву свободы политического, дипломатического маневра в отношениях с Западом. Как известно, в дипломатии гораздо большее значение иногда имеет угроза принятия того или иного решения, нежели сам факт этого решения. Эксперты обосновывали спешку Кремля в те дни необходимостью легитимизации пребывания российских войск на территории Грузии после заявления Тбилиси о выходе из СНГ. Ведь в таком случае мандат, выданный от имени СНГ на пребывание российских миротворцев, к примеру, в Абхазии, терял свою силу.

Однако, по прошествии времени, мы видим, что даже если такие конъюнктурные соображения имели тогда право на существование, реальные последствия медведевского указа от 26 августа оказались куда более тяжелыми для Москвы. Как известно, на сегодня ни один(!) из российских союзников по СНГ не признал Сухуми и Цхинвали. Более того, премьер Казахстана Карим Масимов твердо заявил недавно в Москве, что Астана делать это и не собирается. Это ли не позиция?! Уверен, что эту самую болезненную сегодня для Кремля тему Назарбаев и Медведев обсуждали в Боровом с глазу на глаз. И ничего такого, что можно было бы предложить Нурсултану Абишевичу в обмен на признание Астаной независимости бывших грузинских автономий, «в рукаве» у Дмитрия Анатольевича не нашлось. Казахстан не Белоруссия, и Назарбаеву, в отличие от батьки Лукашенко, не надо выторговывать российские кредиты и дешевый газ в обмен на дипломатическую поддержку.

Дмитрий Медведев, выступая в Боровом, заметил, что «ряд событий, которые произошли в этом году, поставили его в разряд драматических годов последнего периода». Законы драматургии предполагают, что вслед за трагедией наступает катарсис. Если усилить выражение российского президента и заметить, что прошедший год был во многом и трагическим, то придется признать, что катарсис еще впереди. Во всяком случае, это относится к тем серьезным испытаниям, что ждут в ближайшее будущее СНГ. То, что эта структура начинает скукоживаться даже в таком, казалось бы, безобидном формате, как клуб президентов Содружества, собиравшийся на свои саммиты - формальные или неформальные, - очевидно уже по той встрече, что состоялась в Боровом. На приглашение Нурсултана Назарбаева не откликнулся даже его верный поклонник, молодой, но уже оказавшийся «великим лидером» туркменского народа Гурбангулы Бердымухамедов. Не говоря уже о белорусском батьке, который предпочел хоккей в Москве толковищу в Боровом...

Что же касается статьи г-на Солозобова, то, безусловно, она выглядит весьма недвусмысленным сигналом из Москвы, посланным в Астану по одному из доверенных обеим столицам каналов. Но доверие на дистанции между самими точками А и М тает на глазах.

Как иначе объяснить принятое обеими сторонами решение начать с Астраханской области весной будущего года демаркацию российско-казахстанской границы.

novgaz.com

Предыдущая статьяЦентральная Азия - весьма привлекательный регион для значительных иностранных инвестиций
Следующая статьяГосагентство по статистике завершает подготовку к предстоящей переписи населения Казахстана