Торг еще уместен
26.02.2009, ? 4 (96) Февраль 2009, Интернет-журнал "Оазис"
Роман Махмудов (Бишкек)
В Кыргызстане до сих пор не утихли политические дебаты вокруг будущего статуса американской базы «Манас» под Бишкеком. Несмотря на то, что президент и правящая партия «Ак-Жол» одобрили и подписали соответствующие документы однозначного мнения ни среди общественности, ни среди политических кругов страны нет.
Оппозиционные партии и движения демонстративно заняли проамериканскую позицию, заявляя, что вывод американской базы «Манас» осложнит дипломатические отношения между Кыргызстаном и США вместе с Евросоюзом. Ведь, не секрет, что на базе «Манас» находятся представители и европейских вооруженных сил. Тем более, что специальный представитель Евросоюза по странам Центральной Азии Пьер Морель во время своего рабочего визита в Кыргызстан подчеркнул, что этот шаг может не оказать положительного влияния на урегулирование ситуации в Афганистане. Более того, он обратил внимание кыргызской стороны на последствия вывода американской военной базы, потому что, по словам Пьера Мореля в антитеррористической операции в Афганистане участвуют и граждане Евросоюза. И европейские страны несут определенную ответственность за стабилизацию ситуации в Центральной Азии и в частности в Афганистане.
Специальный представитель Евросоюза выразил сожаление, что они не были официально уведомлены о шаге Кыргызстана и его причинах. По его словам не было сделано детального изучения ситуации среди военных экспертов о том, как закрытие базы может отразиться на регулировании ситуации в Афганистане и безопасность в регионе.
Свою озабоченность закрытием базы выразил и посол Великобритании в Кыргызстане Пол Браммел. Во время встречи с лидерами двух партийных фракций в парламенте страны, он сказал, что «авиабаза играет очень важную роль в работе антитеррористической коалиции. К сожалению, работа в Афганистане не закончена - есть еще проблемы: например, производство наркотиков, проявление экстремизма, и в общем ситуация в стране довольно нестабильна». Посол Великобритании выразил надежду, что Кыргызстан и США все-таки договорятся между собой.
Закрытие базы однозначно может отразиться на двусторонних отношениях не только между Кыргызстаном и США, но также и Кыргызстана со странами Евросоюза. Потому что такого подвоха со стороны официальных властей Кыргызстана в Старом и Новом Свете просто не ожидали, тем более, когда новый президент США Барак Обама объявил об отправке в Афганистан новой группы военнослужащих. По сути дела это «испытание на вшивость» новой администрации в Вашингтоне. Потому что за «смелым» шагом Бишкека стоит Москва, которая пыталась всячески дистанцироваться от этого. Все-таки заявление о закрытии базы прозвучало именно в Москве, во время государственного визита президента Курманбека Бакиева в Россию.
По кыргызстанским законам вывод базы должен состояться через 180 дней, после подписания указа президентом страны. Пока, как сообщает пресс-служба базы, работа на ней не останавливалась и местный персонал в количестве 650 граждан Кыргызстана продолжают свою работу.
В местных средствах массовой информации после подписания президентом соответствующего указа о закрытии базы у многочисленной части кыргызстанских политиков моментально появились патриотические настроения. Секретарь безопасности Адахам Мадумаров заявил ни много, ни мало о том, что впервые в жизни он горд, что он кыргыз... Эту псевдопатриотическую игру подхватили и депутаты правящей, пропрезидентской партии «Ак-Жол» в парламенте.
Депутат правящей партии Раиса Сидоренко заявила, что за время пребывания военной базы «Манас» в Кыргызстане на Чуйскую долину сброшено почти 160 тонн авиатоплива. По ее словам, один литр керосина может испортить 1 млн. литров воды плюс 92 000 жителей Чуйской области остались без урожая из-за сбросов авиационного топлива: «В районах вокруг базы наблюдается падеж скота и у местных жителей появились кожные заболевания» - отметила депутат Сидоренко. Глава фракции «Ак-Жол» в парламенте Улугбек Ормонов добавил, что от сбросов топлива пострадала не только северная Чуйская, но и южная Ошская области. Откровенно говоря, просто удивляешься депутатским данным. Потому что ранее никто не обнародовал таких душераздирающих сведений о жизнедеятельности военной базы «Манас».
Единственный голос разума в этом соревновании псевдопатриотизма прорезался у депутата Зайнидина Курманова, который напомнил коллегам про дипломатический этикет: «Подобные вопросы не должны сеять антиамериканские, антикитайские или какие-то другие негативные настроения в обществе», - подчеркнул он.
Официальный Бишкек в вопросе о будущем статусе базы не уставал акцентировать внимание на финансовой стороне присутствия базы. Дескать, кризис, и что мы постоянно говорили об этом всем партнерам в Европе и США. Но, эти призывы почему-то впервые были услышаны в Москве, а не в Брюсселе или Вашингтоне. Хотя, глава министерства обороны США Роберт Гейтс во время визита в Польшу заявил, что администрация Барака Обамы готова рассмотреть вопрос о повышении арендной платы за присутствие военной базы «Манас» под Бишкеком.
В таком случае, если Бишкек и Вашингтон все-таки договорятся между собой, то первому придется серьезно объясняться с Москвой. И не исключено, что такой поворот может отразиться на российско-кыргызстанских гидроэнергетических проектах. Правительство Кыргызстана очень надеется на российскую помощь в строительстве новых ГЭС на Нарынском каскаде. Тем более учитывая, прошлый энергетический кризис в стране строительство новых ГЭС спасло бы положение. Ведь по двусторонним соглашениям между Москвой и Бишкеком - Кыргызстан должен получить безвозмездную ссуду в размере $450 млн. и $1,7 млрд. инвестиций в свои амбициозные гидроэнергетические проекты. Да, ещё Россия обещала списать долг на общую сумму $193 млн.
Пресс-секретарь министерства обороны США Брайан Уитмен, комментируя ситуацию вокруг базы в Кыргызстане, заявил, что в Штатах все еще надеются на положительное решение этого вопроса. Сам шеф Пентагона подчеркнул, что американские власти не считают военную базу «Манас» незаменимой. И в случае окончательного отказа Бишкека Вашингтон готов искать альтернативные маршруты снабжения международных сил антитеррористической операции в Афганистане.
Как уже отмечалось выше, по кыргызстанским законам вывод базы должен состояться через 180 дней после подписания указа президентом страны. Срок истекает 20 июля. До часа икс еще достаточно времени, чтобы Вашингтон уговорил Бишкек, или же Бишкек дал себя уговорить. Слишком много поставлено на кону. Если все-таки Бишкек настоит на своем при поддержке Москвы и Пекина, международная репутация Кыргызстана в Старом и Новом Свете будет окончательно испорчена как ненадежного партнера. Об этом же говорит и глава международной кризисной группы в Кыргызстане Пол Куин Джадж комментирую ситуацию вокруг базы Бишкекскому пресс-клубу: «Будет легкое разочарование. Более серьезные последствия будут в отношениях между Россией и США, а это уже большая политическая проблема, и вопрос американской авиабазы «Манас» вписывается в эту проблематику».