Кому в Казахстане жить хорошо
16.04.2009, Общероссийская Газета "Честное Слово"
Много лет Казахстан считался местом, где в жизнь воплотилась идея «единства советского народа». Но после обретения независимости для русских в этой стране чуждыми стали и культура, и религия, и даже язык
Фобии титульной нации
Некоторые казахстанские политологи и общественные деятели всерьез считают, что русские представляют собой угрозу казахстанской государственности! В результате преподавание русского языка в общеобразовательных школах сокращается до минимума, и в 10 - 11 классах он вообще не преподается.
Тем временем идет подготовка к переходу всего делопроизводства на государственный язык, и уже сейчас в государственных органах не увидишь ни одного русского человека. Хотя почти две трети чиновников не готовы к переводу всей документации на казахский язык, так как многие казахи не знают родного языка. И это несмотря на огромные финансовые и моральные ресурсы, задействованные в его пропаганде. А все от того, что невозможно насильно заставить его изучать.
Моя русская подруга решила записаться на курсы по изучению языка, но, когда ее начальник строго сказал: «Вы обязаны знать казах-ский язык», все ее желание тут же улетучилось! Так устроен человек - насилие чуждо его природе.
В последнее время в печати появляются материалы об исключительности казахской национальности, историки зачем-то ищут родственные связи с японцами; Самарканд, Бухару и Хорезм в Узбекистане основали и построили потомки Абулхаир Хана. Все заводы, ГЭС, ТЭЦ в Казахстане построил один человек-герой, имя ему Динмухамед Кунаев, бывший первый секретарь ЦК КПК. А недавно один чудо-филолог доказывал, что русский язык произошел от казахского, приводя такие примеры: Батыр - богатырь, тенге - деньги, Москеу - Москва. Названия городов и улиц постоянно меняются, едешь по родному городу и дивишься - ни одной знакомой улицы - даже потеряться можно! Не успеет президент высказать свое предложение о переименовании городов, как местные депутаты тут же подхватывают эту идею. Близко расположенный к Новосибирску Семипалатинск - теперь уже Семей. Усть-Каменогорск, практически единственный город с русским названием, в скором времени также потеряет свое прекрасное имя, данное еще майором Лихаревым, основателем Усть-Каменогорской крепости в XVIII веке. Название ему уже готово - Оскемен. Павлодар, скорее всего, прозвучит как Кереку. Один из представителей казахской интеллигенции Карыкбай Алдабергенов, доктор исторических наук, считает, что «коренной народ хочет, чтобы некоторые города, которые назвали еще при царской России, переименовали. Вернули им «коренные названия». Будем надеяться, что господин историк вспомнит историю. Павлодар - это исконное название города. В 1720 году на этом месте основали форпост Коряковский, а в 1861 году казачьей станице Корякова присвоили статус города с названием Павлодар.
Сносная жизнь
В конце 80-х - начале 90-х распад СССР привел к массовому выезду сначала немцев и греков, а потом и представителей славянских народов. По последней всесоюзной переписи 1989 года эти национальности составляли более половины жителей республики, что могло стать катастрофой для малонаселенного Казахстана - всего 15 миллионов человек. По мировым стандартам - это численность одного мегаполиса. Правительству страны удалось вовремя обратить внимание на «русский вопрос» и сократить отток русскоязычного населения. Вместе с тем, не так уж и вольготно живется «нетитульной нации» на Родине. - Нет, русских в Казахстане не «давят» так, как на Украине или в странах Балтии, - заявил член Президиума Совета республиканского славянского движения «Лад» Петр Кузьменко. - Их мягко загоняют в законодательную и социальную ниши, где позволяется вполне сносно жить, но не позволяется иметь конституционный статус и, соответственно, право участвовать в управлении государством - хотя бы в рамках национально-культурной автономии. Год от года уменьшается представительство русских в высших органах власти, возрастает языковой прессинг, и не исключено, что под нажимом националистического лобби через год-два будет ликвидирован официальный статус русского языка. Нетитульное население давно бы из Казахстана выдавили, если бы не огромная малозаселенная территория, насущные потребности экономики и общая демографическая ситуация, не позволяющие свести русское население к желательному минимуму.
И поскольку внутри государства буйствует дискриминационная политика, то при смене действующего президента, возможно, ураган под названием «чтобы русским духом здесь не пахло» приведет к политическому хаосу. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан, в органах государственной власти русский язык должен употребляться наравне с государственным. А на деле все иначе: например, в столице одной из казахских областей состоялось собрание местного парламента - маслихата, полностью прошедшее на казахском языке, без синхронного перевода. Кроме 13 депутатов-казахов, на нем присутствовали трое русских, правда, в роли ничего не понимающих «китайских болванчиков».
А в прошлом году отмечали 50-летие Казахского телевидения. На празднике не сказали ни одного русского слова, русская речь звучала разве что в приветствии президента. Это, кстати, точно отражает современную ситуацию в эфире, когда 70% вещания идет на казахском языке. Было бы, конечно, лучше, если бы этот праздник с привкусом ностальгии прошел на двух языках.
- Казахский язык вырвался из аула, а свобода пьянит, вот и не удалось избежать ошибок, - отметил Анвар Мамраимов, шеф-редактор отдела документального кино телеканала «Казахстан». - Стоит вспомнить, сколько народа приняла наша земля в лихие военные годы, скольких накормила. И ни одна казахская мать не сказала чужому ребенку: «Пока ты не попросишь меня на моем родном языке, хлеба тебе не дам».
Закон и реальность
А что же делает российское государство для поддержки своих соотечественников? Как оказалось, закон «О государственной политике РФ за рубежом» был утвержден Борисом Ельциным еще весной 1999 года и сегодня устарел. Правда, изменения и дополнения в закон зачем-то продолжают вносить. Как это ни парадоксально, ему просто не для кого работать, так как нет четкого определения понятия «соотечественник». Возникает закономерный вопрос: в таком случае, если закон переписывать, то для кого же?
Чтобы иметь права, равные правам гражданам РФ, выходцы из России должны получить соответствующее свидетельство, но за десять лет существования закона не было выдано ни одного удостоверения соотечественника, так как под это понятие попадают десятки миллионов людей по всему миру. Для сравнения, в Польше существует закон о «карте поляка». Он имеет силу не во всем мире, а только в странах бывшего Советского Союза.
Для решения вопросов по работе с соотечественниками Владимир Путин устранил раздробленность структур, заметив, что «у семи нянек дитя кривое», и передал весь комплекс проблем МИДу. Представление интересов русских за рубежом зачастую противоречит основной его функции - налаживанию добрых отношений с властью, где «выходцы» и проживают. Следовательно, чаяния и тем более недовольства народа доносить до правительства Казахстана никто не будет. Вот и получается, что и у одной няньки дитя бывает не только кривое, но и заброшенное.
Тем временем внешнюю политику Казахстана аналитики считают, по меньшей мере, двойственной. - Казахская этнократическая элита проводит в отношении России политику хитрую, изощренную и в известной степени коварную, - считает Аждар Куртов, эксперт Российского института стратегических исследований. - На словах эта элита всегда заявляет, что Россия - чуть ли не главный приоритет во внешней политике страны, и она же предпринимает очень много популистских шагов типа проведения года России в Казахстане и т. п. А на деле из Казахстана выдавливается русскоязычное население.
Примечательно то, что о положении русских в странах Балтии и Украины пишут, а о русских в Казах-стане единичные публикации, да и те не раскрывают национализма и русофобских настроений. А они мало чем отличаются от тех же эстонских и украинских.
И если обратить внимание на такой пунктик в законе, как материальная поддержка, то Госдума России регулярно выделяет средства на поддержку соотечественников (в 2008 году федеральные ассигнования на эти цели составили почти 407 миллионов рублей). На что их тратят - непонятно. Во всяком случае, поддержки не ощущается.
Свобода выбора
Наконец долгожданные двери России вновь распахнулись - начала работать «Государственная программа по оказанию помощи добровольному переселению соотечественников в РФ». Правда, двери оказались настолько узкими, что проще уехать тихо и спокойно, без долгих и мучительных очередей в консульских учреждениях и без жестких программных условий. Вопреки всем ожиданиям, всплеска миграционных настроений не произошло: из 40 тысяч обратившихся анкеты написали только 8 тысяч человек!
Русских не устраивает, прежде всего, крайне узкая география переселения - всего 12 регионов, то есть 4% российской территории. Причем это в основном те земли, где недостаточно рабочих рук, откуда по статистике наблюдается отток местного населения. Помимо того, для начала нужно выбрать определенную вакансию из числа предложенных, а достойной работы не так уж и много.
- Надо, чтобы эта программа стала кровным делом каждого губернатора, - заметил Борис Мещанинов, Генеральный консул России в Казахстане.
По словам Бориса Мещанинова, таким примером можно считать работу главы одной из российских областей, который принял по программе 30 тысяч человек.
Другие губернаторы ахнули. У них к тому времени было принято только: 12. В заключение хотелось бы сказать, что свобода выбора остается правом каждого - надеяться на свои силы или ехать по программе, жить в Казахстане и бороться за свои права или просто уехать. Но порой одолевает грусть и недоумение, оттого что на Родине чувствуешь себя гостем. И русские уезжают. Или хотя бы связывают будущее с Россией. По моему опыту - а я переехала меньше года назад - это единственный способ почувствовать себя полноправным членом общества, а не индифферентным ко всему окружающему, как хотят нас видеть в Казахстане.
Инна МЕТЕЛЕВА, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»