CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

vof.kg

Пытки - Новости: Смерть кыргызстанца в Узбекистане: Родные утверждают, что он умер в результате пыток

6 мая 2009

Смерть кыргызстанца в Узбекистане: Родные утверждают, что он умер в результате пыток

6 мая, 2009, vof.kg

Voice of Freedom, Бишкек

Тридцатипятилетний гражданин Кыргызстана Нозим Мамадалиев поехал в Республику Узбекистан за справкой из адресного бюро. Через две недели родные привезли домой его труп. Они заявляют, что Нозим умер в результате пыток со стороны сотрудников милиции Узбекистана.

Согласно заявлению сестры покойного Муниры Мамадалиевой, жительницы села Базар-Коргон, одноименного района Джалал-Абадской области Кыргызстана, Нозим Мамадалиев скончался после жестоких пыток в Узбекистане, где он с 13 по 29 апреля содержался в заключении. Причиной его ареста стало объявленный на него еще в 2007 году розыск. Тогда в отношении Мамадалиева прокуратурой города Ферганы было возбуждено уголовное дело по обвинению в мошенничестве.

По словам правозащитника из Кыргызстана, руководителя ОО «Воздух» Азимжана Аскарова, который помог доставить тело односельчанина домой, в то время Нозим работал разнорабочим в объекте, который был продан незаконно и раскулачен. Его обвинили в уголовном деянии, к которому не имел никакого отношения.

«Будучи гражданином Кыргызстана, он не мог составлять никаких юридических документов и тем более, подделать их на территории другой страны», - говорит Аскаров. - Тем более как разнорабочий он не имел никаких полномочий для подписания каких-либо документов".

После вскрытия трупа судебно-медицинская экспертиза (СМЭ) Ферганской области поставила диагноз: цирроз печени и туберкулез острой формы. Но родные Нозима утверждают, что он никогда не жаловался на свое здоровье.

Еще до вскрытия трупа, с отца Нозима Тиркашбая Мамадалиева настоятельно требовали, чтобы он подписал заявление о том, что не имеет никаких претензий по поводу смерти сына. За отказ угрожали отказом в выдаче и транспортировке трупа на родину. Бумагу отец не подписал, так как заключение СМЭ можно будет получить только через месяц. Их отпустили только тогда, когда потребовали, чтобы труп поместили в морозильник, чтобы выдать в сохранности через месяц, после получения заключения.

«Труп Нозима доставили в родное село 1 мая и по воле родителей мы обратились в прокуратуру района, - сообщил «Voice of Freedom» Азимжан Аскаров. - Благодаря активным действиям прокурора и его сотрудников создана независимая группа из числа районных и областных прокуратур для проведения судебно-медицинской экспертизы. Однако отец погибшего отказался от вскрытия, заявив, что «не хочет повторного мучения сына».

При наружном осмотре трупа судмедэксперты установили, что смерть Нозима наступила от применения физического насилия.

По словам сестры покойного Муниры, за день до смерти в Ферганском тубдиспансере Нозим Мамадалиев успел сообщить ей, что "в течение двух дней его мучили и держали в сыром помещении, требуя с него признательные показания по сфабрикованному обвинению". Но Нозим не подписал ни одной бумаги. В тубдиспансер его доставили только тогда, когда появилась угроза его жизни. Там он лежал под усиленной охраной. Согласно заявлению родных, в тубдиспансере медсестра не смогла сделать ему укол, так как на его теле, где можно делать уколы, не было живого места.

На транспортировку Нозима на родину дали разрешение 30 апреля утром. Однако пока врачи диспансера ждали разрешения из прокуратуры, пострадавший скончался. Вечером родным Нозима дали разрешение на посещение морга, где лежал труп.

«Его отец, увидев тело сына, которое было все в синяках, чуть не потерял сознание, - говорит Аскаров. - Придя в себя, он сказал, что дойдет до самых высших инстанций Узбекистана, чтобы привлечь виновников в смерти сына».

По словам Азимжана Аскарова, о задержании сына родители получили известие через третьи лица, когда как власти соседней страны должны были уведомить об этом родных задержанного через консульские учреждения. Кроме того, в течение восьми дней со дня задержания Мамадалиева не был составлен протокол допроса и ему не обеспечена адвокатская защита. В общей сложности, по мнению Аскарова, органы дознания и следствия в этом деле нарушили более двадцати статей УПК Узбекистана.

По просьбе родных погибшего, правозащитник Аскаров написал обращение к президенту Республики Узбекистан Исламу Каримову и Генеральному прокурору страны. В документе звучат требования о привлечении виновников в смерти Нозима Мамадалиева, проведении тщательного анализа медицинских документов, составленных судмедэкспертами Ферганской области, а в случае их фальсификации привлечь виновных к уголовной ответственности.

«Я уверен, что в Узбекистане виновников накажут обязательно и строго, - говорит Аскаров. - У нас в Кыргызстане пока нет случаев наказания за пытки, а там таких случаев немало. Думаю, как только в Генпрокуратуре Узбекистана получат информацию об этом деле, дадут полный ход проверкам и виновников обязательно накажут».

На снимке: Медсестра не смогла сделать укол на изуродованном теле Мамадалиева. Фото Азимжана Аскарова

vof.kg

Предыдущая статьяГаз и политика на постсоветском пространстве : Фонд стратегической культуры