Позиции России на Каспии могут ослабнуть
29 Августа 2009, Echo
Если на саммите в Актау Туркменистан заявит о поддержке "Набукко"
Р.ОРУДЖЕВ
Как известно, главы России, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана договорились провести 13 сентября в казахстанском городе Актау неформальный энергетический саммит прикаспийских государств. Главная тема саммита - юридический статус Каспийского моря, дискуссии о котором продолжаются уже 12 лет. Камень преткновения - энергоресурсы. Во-первых, прикаспийские государства стремятся завладеть нефтяными и газовыми месторождениями Каспийского шельфа. Туркменистан, к примеру, оспаривает принадлежность ряда шельфовых месторождений Азербайджану.
Еще один ключевой момент - строительство транскаспийских газо- и нефтепроводов. По этому вопросу позиции стран Каспийского региона также различаются. Если Азербайджан и Казахстан полагают, что текущие договоренности, достигнутые на двустороннем уровне, позволяют прокладывать подводные энергетические магистрали, то Россия и Иран утверждают, что проекты строительства трубопроводов необходимо согласовывать со всеми странами бассейна. Перспектива того, что Каспий станет ключевым пунктом транспортировки азиатской нефти и газа становится все реальнее, и прикаспийские государства могут получить от этого немалые дивиденды. Именно поэтому в "Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года", которую президент России Дмитрий Медведев подписал в мае текущего года, бассейн Каспийского моря и Центральная Азия названы в числе приоритетных регионов.
По мнению российского аналитика Виталия Громадина, неопределенность статуса Каспия - одно из препятствий в строительстве транскаспийского газопровода из Туркменистана. "Если сторонам удастся договориться по вопросу раздела Каспия, то одной проблемой в реализации транскаспийского проекта станет меньше", - отмечает он. "Необходимо активизировать переговорный процесс по определению правового статуса Каспийского моря. Переговоры идут непросто, а временами просто не идут", - заявил на днях Дмитрий Медведев.
По мнению экспертов, нынешняя активизация переговорного процесса связана с подвижками в реализации "Набукко" (европейские партнеры договорились о поставках сырья в газопровод с Ираном, Азербайджаном, отчасти с Туркменистаном и в июне подписали межправительственное соглашение) и желанием России не оставить шансов европейцам осуществить этот проект. Если главная цель Москвы - противодействовать строительству газопрововода и нефтепроводов в обход России и оставить за собой контроль над энергетическими потоками в Европу, то другие государства пытаются усилить свое влияние в регионе - как раз за счет транскаспийских энергетических проектов. Туркменистан, например, намерен создать свой торговый флот на Каспии - прежде всего, чтобы увеличить объем экспорта энергоресурсов, и в первую очередь в Иран. Возможно, в реализации морских амбиций бывшей советской республики помогает Россия. Суда для туркменского флота будет строить нижегородская верфь "Красное Сормово", а дискуссии о флоте в Ашгабате возобновились после разговора президента республики Гурбангулы Бердымухаммедова с Дмитрием Медведевым. Вместе с тем поставки газа из Туркменистана в Россию, прекратившиеся после взрыва газопровода "Средняя Азия-Центр", до сих пор не возобновлены, а "Газпром" так и не договорился с туркменской стороной о цене на "голубое топливо".
Государства Прикаспийского региона стремятся доказать свою независимость от России и усилить влияние. И Туркменистан, и Азербайджан подумывают присоединиться к "Набукко". Лишним подтверждением тому служат заявления президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова, которые он сделал на днях в ходе визита в Софию. Во время переговоров с коллегой Првановым он пригласил компании Болгарии принять участие в реализации проектов по добыче и разработке углеводородов в Туркменистане. Гурбангулы Бердымухаммедов подтвердил готовность Туркменистана поставлять 2 миллиарда кубометров природного газа в Болгарию и почеркнул, что после того, как будут определены транзитные маршруты энергоносителей, эти поставки будут увеличиваться. Болгарская сторона полностью поддержала инициативу Туркменистана по формированию надежной системы транзита энергоносителей, с которой Туркменистан выступил в Организации Объединенных Наций, и выразила готовность приступить к активной разработке соглашений о взаимной защите инвестиций и об избежании двойного налогообложения. Кроме того, в ближайшее время будут приложены все усилия по созданию межправительственной туркмено-болгарской комиссии по экономическому сотрудничеству, в рамках которой будут налажены тесные связи между министерствами, ведомствами и деловыми структурами обеих стран. После встречи руководители двух государств выступили с совместным заявлением, в котором отметили, что Болгария и Туркменистан намерены укрепить двусторонние отношения и продолжать сотрудничать в энергетической сфере. Туркменистан, имеющий большие запасы природного газа, надеется принять участие в реализации поддерживаемого ЕС проекта по строительству магистрального газопровода "Набукко", по которому "голубое топливо" будет транспортироваться в страны Евросоюза. Таким образом появится несколько каналов экспорта газа. Планируется, что по газопроводу "Набукко" природный газ будет поставляться в Австрию через Турцию, Болгарию, Румынию и Венгрию. Из-за нехватки газа, капитала и других причин строительство газопровода не было начато. Будучи одним из сторонников реализационного проекта, Г.Прванов в октябре прошлого года нанес визит в Туркменистан, чтобы взять со страны обещание поставлять природный газ через газопровод "Набукко".
Еще один вопрос, по которому прикаспийские государства не могут договориться - где будет проходить морская граница. Россия настаивает, чтобы разграничение Каспийского моря проходило по дну, а акватория оставалась в общем пользовании. Это позволило бы военным кораблям свободно перемещаться по морю. Кроме того, согласно "российской версии" соглашения о разделе, в документе должен быть зафиксирован запрет на размещение на Каспии военных сил иностранных государств. Единственным союзником Москвы в отстаивании "российской версии" соглашения о разделе Каспия может считаться Иран, который, кстати, не был приглашен на саммит в Актау. Тегеран тоже против иностранного военного присутствия в регионе и строительства транскаспийских газопроводов. Москва публично поддерживает инициативы президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада - например, идею о создании Организации каспийского экономического сотрудничества. Более того, недавно Россия и Иран впервые провели на Каспии совместные морские учения. Аналитик "Файненшл бридж" Дмитрий Александров полагает, что Иран, на которого РФ так рассчитывает, слишком ненадежный союзник. "От Тегерана можно ожидать всего. И сегодняшние заявления иранских дипломатов о возможном допуске инспекторов МАГАТЭ на ядерные объекты - лишнее тому подтверждение", - уточняет эксперт.
В принципе, скорейшее разрешение вопроса о юридическом разделении дна и акватории Каспийского моря выгодно всем - как России с Ираном, так и Туркменистану, Азербайджану и Казахстану. Однако утверждать, что прикаспийские государства придут к соглашению 13 сентября - было бы слишком оптимистично. Позиции России уже не так сильны в регионе, да и слишком мало государств поддерживают "российскую версию" соглашения о разделе Каспия.
Как заявил вчера на пресс-конференции в Баку посол Казахстана Серик Примбетов, "повестку саммита будут определять сами президенты, но можно предполагать, что в число обсуждаемых в ходе саммита вопросов войдут вопросы правового статуса Каспия, энергетического сотрудничества и другие", - отметил дипломат. Касаясь энергосотрудничества Казахстана и Азербайджана, С.Примбетов отметил, что в настоящее время АО "НК "КазМунайГаз" и Госнефтекомпания Азербайджана успешно продолжают реализацию проекта создания Казахстанской каспийской трубопроводной системы для транспортировки казахстанской нефти по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан и другой нефтетранспортной инфраструктуры. В этой связи ведутся работы по созданию совместного предприятия. Кроме того, отметил посол, Казахстан продолжает обсуждение с заинтересованными сторонами возможности прокачки своей нефти по нефтепроводу Баку-Супса.
Неофициальный саммит президентов четырех прикаспийских стран может оказать влияние на сближение позиций Туркменистана и Азербайджана по вопросу определения срединной линии, считает депутат Милли меджлиса Айдын Мирзазаде. По его словам, Азербайджан, Россия и Казахстан между собой давно решили данный вопрос, и это может стать примером для Туркменистана. "Несмотря на то, что вопрос срединной линии между Туркменистаном и Азербайджаном не решен, в последнее время наблюдается позитив в переговорном процессе между двумя странами, - подчеркнул депутат. - Поэтому я считаю, что встреча глав государств четырех прикаспийских стран будет благоприятной и продуктивной. Она будет играть важную роль в решении вопросов по совместному использованию ресурсов и определению правового статуса Каспия".
Ситуация в регионе мира действительно складывается непростая. Осенью нынешнего года в Баку планируется провести встречу пятерки глав каспийских государств по выработке правового соглашения по статусу Каспия. Однако сторонам до сих пор так и не удается согласовать позиции. Более того, Ашгабат заявил о намерении решать вопросы делимитации пограничных с Баку месторождений на Каспии путем международного арбитража. Речь идет о разногласиях, существующих вокруг месторождений Кяпаз (в туркменской интерпретации - "Сердар"), а также "Азери" и "Чираг" ("Осман" и "Омар"). Месторождение "Капаз" находится на срединной линии между Азербайджаном и Туркменистаном. Его запасы специалистами оцениваются в 50 миллионов тонн нефти. Что касается месторождений "Чираг" и "Азери", то они разрабатываются консорциумом крупнейших иностранных компаний, в числе которых, такие, как bp, ExxonMobil, Statoil. Причем на блок "Азери-ЧирагГюнешли" приходится основной объем добычи нефти в Азербайджане. Есть проблемы и с контрактом на разработку месторождений "Араз-Алов-Шарг", которые находятся в зоне претензий Ирана. Положение усугубляется еще и тем обстоятельством, что на Каспии активно играют "третьи силы" в лице США и ЕС, которые пытаются осуществить проект "Набукко", направленный на транспортировку энергоресурсов из Средней Азии по дну Каспия через Азербайджан и Грузию в Турцию. Российская сторона предложила недавно разработать специальную межправительственную программу - "Дорожную карту" - в рамках предлагаемой Организации каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС). Однако в неформальном саммите в Актуа будут принимать участие только главы прикаспийских государств бывших советских республик, что создает определенную интригу. В Баку, например, приветствовали эту идею. Здесь дали понять, что не против свести проблему правового статуса Каспия просто к советско-иранскому договору 1921 года, который определяет границы на Каспии по линии Астара-Гасангули, чтобы сохранить контроль над месторождением "Араз-Алов-Шарг". То есть речь ведется о возможной трансформации существующих двусторонних соглашений по Каспию между Россией и Азербайджаном, Россией и Казахстаном и Азербайджаном и Казахстаном плюс Туркменистаном в "союз четырех".
Баку напомнил и о том, что изначально планировалось сделать Туркменистан главным поставщиком газа для "Набукко". Поэтому ранее Ашгабату предлагали принять участие в проекте по прокладке газопровода Баку-Эрзурум. Сейчас, когда подписаны энергетические соглашения между Россией и Турцией, в Азербайджане появилась надежда не только пристегнуть к своим проектам Россию и Туркменистан, но и закольцевать на себя трубопроводную систему из Средней Азии через уже имеющуюся транспортную инфраструктуру - это - трубопроводы Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Супса и Баку-Новороссийск, доставка нефти по железной дороге в направлении черноморских портов Батуми и Кулеви в Грузии. Кроме того, Азербайджан располагает Южнокавказским газопроводом Баку-Тбилиси-Эрзурум, который рассматривается как промежуточная часть газопровода "Набукко". Насколько реальны такие планы? Дмитрий Медведев считает, что интересы ЕС, США и прочих внерегиональных игроков в регионе Каспия Россию не волнуют. Для нее приоритетом являются свои интересы и интересы других прикаспийских государств. МИД РФ более конкретно определил позицию: "Любое решение о проектах транскаспийских трубопроводов должно рассматриваться на основе согласия пяти прикаспийских государств". То есть Москва не намерена выводить "из игры" Тегеран.
По мнению эксперта Германского совета по внешней политике Александра Рара, Россия и Иран имеют определенный инструмент, способный предотвратить построение любых газовых или нефтяных трасс через водное пространство Каспия. Поэтому, по его мнению, международное право требует согласия всех участников процесса, всех стран, которые имеют прямое отношение к Каспийскому морю, которым принадлежат участки самого моря. Поэтому можно понять Азербайджан, Туркменистан, Казахстан - страны, которые хотят выйти из нынешней изоляции, в которой находятся, чтобы начать построение трасс через Каспий. Другое дело, если Россия и Казахстан будут способствовать нормализации отношений Азербайджана с Туркменистаном и Ираном. Это позволило бы не только осуществить идею ОКЭС, но и выйти на практическое решение проблемы правового статуса Каспия. В таком случае уже в рамках ОКЭС в проекте "Набукко" могли бы принять участие Россия и Иран.
Поэтому в Актау на неформальном саммите глав государств бывших советских республик Прикаспийского региона предстоит очень непростой разговор. От его исхода будет зависеть многое как в плане обеспечения безопасности региона, так и в деле налаживания их взаимовыгодного эффективного сотрудничества