АФГАНИСТАН: В СТРАНЕ ЗРЕЕТ НАРОДНОЕ НЕДОВОЛЬСТВО В СВЯЗИ С ФАЛЬСИФИКАЦИЯМИ В ХОДЕ ВЫБОРОВ
29.VIII.2009, EURASIANET
По прошествии шести дней со дня голосования результат президентских выборов в Афганистане оказался под угрозой по причине непрозрачности избирательного процесса, недостаточного давления со стороны международных спонсоров Афганистана и неэффективного механизма рассмотрения жалоб избирателей, спровоцированного отсутствием необходимых полномочий и ресурсов.
На состоявшейся 25 августа пресс-конференции в роскошном кабульском отеле "Интерконтиненталь" глава избирательных властей Афганистана Дауд Наджафи (Daud Najafi) под различимый шепоток недоверия озвучил цифры, согласно которым президент Хамид Карзай и его соперник на выборах Абдулла Абдулла идут в президентской гонке голова к голове. Озвученные данные противоречат циркулировавшим в столице слухам, что Карзай одерживает победу с большим отрывом от соперников. Зачитанные Наджафи данные охватывают лишь 10 процентов поданных голосов.
Большинство западных корреспондентов поспешили отправить сообщения, подчеркивающие напряженность обстановки, но главное значение озвученных Наджафи данных состоит в том, что они помогли ослабить растущее в обществе недовольство и недоверие к избирательному процессу. По словам одного афганского обозревателя, выбор времени для проведения ежедневного брифинга для прессы - 5 часов вечера (хотя в действительности брифинги неизменно начинаются с опозданием) - отражает стремление правительства свести к минимуму возможность стихийных выражений протеста. "Люди будут слишком заняты молитвами и ифтаром [первым приемом пищи после дневного поста во время Рамадана, который начинается около половины седьмого по местному времени], чтобы протестовать", - отмечает обозреватель.
Сейчас в Афганистане все внимание сосредоточено на двух противоборствующих версиях событий. Одна из них представляет собой результаты официального подсчета голосов, санкционированную реакцию на критику и реакцию на происходящее со стороны международного сообщества. Параллельно же набирают обороты разговоры о претензиях, контрпретензиях и слухах о закулисных сделках.
И слухи эти настолько сильны, что Абдулла, обвинивший власти в широкомасштабных фальсификациях, счел необходимым провести пресс-конференцию, дабы развеять слухи о своем желании пойти на некое соглашение. "Я хочу заявить народу, что не стану торговать вашими голосами. Я не поставлю под удар ваши права в обмен ни на какие предложения", - сказал он 25 августа журналистам.
И хотя официальные результаты голосования будут известны не раньше чем через несколько недель, некоторые сторонники Карзая, похоже, имеют беспрепятственный доступ к официальным данным. Так, например, министр финансов Омар Захилвал (Omar Zakhilwal) уже 24 августа объявил, что действующий президент набрал 68 процентов голосов.
Из провинций постоянно поступают сведения о низкой явке избирателей и подтасовках в ходе выборов, среди населения постепенно нарастает недовольство. По словам одного иностранного дипломата, переговорщики негласно работают над тем, чтобы "снизить отрыв победителя от соперников и придать результатам выборов вид большей легитимности".
Существенным механизмом, позволяющим выявить фальсификации, является обнародование данных о количестве проголосовавших на каждом избирательном участке через определенные промежутки времени на протяжении всего дня голосования. Если в данных обнаруживается аномальное отклонение в большую сторону, это не означает автоматически каких-то подтасовок, но требует определенного изучения. Если бы имелись такие данные, то наблюдатели могли бы сравнить их и выявить аномалии.
Но Независимая избирательная комиссия отказалась предоставлять в течение шести дней со дня голосования хоть какие-то данные о явке избирателей, которыми она по закону обязана располагать. Комиссия также не предоставила данные по каждой отдельной провинции, которые бы позволили наблюдателям сравнить их с тем, что они наблюдали на местах.
По заявлению представителей Независимой избирательной комиссии, они должны "свести воедино" документацию - проверить и еще раз перепроверить - чтобы убедиться в ее точности. Западные дипломаты поддержали этот довод, ставящий ценность процесса над его прозрачностью и достоверностью, которые бы обеспечило обнародование предварительных данных, как это было сделано в ходе выборов 2004 года.
Эти сведения не защищают от вброса фальшивых бюллетеней, говорится в подробном обзоре Томаса Руттига (Thomas Ruttig) из афганской аналитической организации Afghan Analysts Network. В своем блоге, посвященном провинции Пактиа на юге Афганистана, говорится, что вброс бюллетеней был ловким образом проделан накануне выборов. "Если [урны для голосования] доставят с избирательных участков вместе с законными, то очень трудно обнаружить и изолировать их, особенно когда они сопровождаются всей необходимой документацией", - пишет Руттиг.
По неофициальным оценкам, в ходе выборов было подано около 5,5 млн. голосов. Эта цифра до некоторой степени подтверждается сообщением Независимой избирательной комиссии о том, что подсчитанные 555842 бюллетеня представляют собой 10 процентов от общего числа поданных голосов. Правда, не представляется возможным оценить, какой процент от действительно количества избирателей они составляют ввиду отсутствия в стране подобных официальных и даже оценочных данных. Власти признают, что цифра в 17 млн. зарегистрированных избирателей является завышенной по причине множественной регистрации, подложных карточек избирателей, регистрации избирателей, не достигших соответствующего возраста, а также по доверенности. В отсутствие реальных цифр даже имеющиеся официальные данные не дают возможности оценить в полном объеме масштаб подтасовок.
И хотя, по мнению представителей международного сообщества и Независимой избирательной комиссии, система сдержек и противовесов против фальсификаций на выборах 20 августа была лучше, чем на предыдущих выборах, эти гарантии во многом зависели от их реализации властями, которым было поручено осуществлять руководство выборами. А во многих случаях именно властям предъявляются обвинения в подтасовках в ходе выборов 20 августа. Даже в сравнительно безопасных районах Афганистана, таких как провинция Парван, корреспондент EurasiaNet столкнулся с тем, что аккредитованным журналистам препятствовали в доступе на избирательные участки. Им приходилось подолгу ожидать за их пределами, и этого времени было вполне достаточно, чтобы скрыть любые фальсификации.
Более того, работа комиссии по рассмотрению жалоб на нарушения в ходе выборов была поставлена под удар заявлением Независимой избирательной комиссии от 24 августа, что никакие выводы вышеозначенной комиссии не повлияют на окончательные результаты подсчета голосов.
Некоторые западные дипломаты намекнули, что массированное освещение в СМИ избирательных фальсификаций вызывает у них раздражение, поскольку эти непродуктивные дебаты подрывают избирательный процесс, который они поспешили одобрить в день голосования. Главным аргументом является, пожалуй, следующий: ожидается, что Карзай одержит победу в любом случае, "так зачем тратить время и энергию на второй раунд"?
Подобное отношение может породить обратную реакцию, поскольку для афганцев, принявших участие в голосовании, сейчас на карту поставлено нечто большее, чем мнение Запада. Если сейчас проигнорировать обвинения в фальсификациях, то жители Афганистана могут утратить свое право высказаться и быть услышанным - то, что обещал им Запад сразу после низложения режима талибов в 2001 году.
От редактора: Аунохита Моджумдар является независимым индийским журналистом. Проживает в Кабуле. Последние 19 лет занимается освещением событий в южноазиатском регионе.
26.VIII.2009 © Eurasianet