CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Разделенные соседи : Казахстан. Деловая Неделя

29 августа 2009

Разделенные соседи Туркменистан и Азербайджан делят дно Каспия, а в Соединенных Штатах и Европе беспокоятся о судьбе его энергоресурсов

27 августа 2009г. ? 32 (860) , Казахстан. Деловая Неделя

Юрий СИГОВ, Вашингтон

Тема неразделенного Каспийского моря, оставшаяся в наследство от хаотического распада Советского Союза, как и предсказывали тогда многие политики и эксперты, актуальна и по сей день. Причем не только в плане каких-то чисто географических недоразумений (кому и сколько миль акватории Каспия принадлежит), но и кто будет иметь права на то, что под водной гладью моря-озера скрывается - а именно на энергоресурсы, за которые ведется ожесточенная борьба между европейскими, американскими и другими нефтегазовыми конкурентами в этом регионе.

Во многом подобные споры являются прямым следствием того правового и политического бардака, который произошел на территории некогда единого СССР в 1991 году. А страдают от этого - и будут страдать в дальнейшем, целые поколения людей, для которых будущее в немалой степени будет зависеть от того, как скоро и каким образом разрешатся территориальные и экономические конфликтные ситуации, «порожденные» распадом тогдашней единой страны.

В этой связи тем неожиданнее и непредсказуемее ожидается дальнейшее развитие территориального спора между двумя морскими каспийскими соседями - Азербайджаном и Туркменистаном, которые по водной глади разделяет по прямой меньше 90 километров, но в политическом плане разногласия между Ашхабадом и Баку на нынешнем этапе таковы, что могут вызвать очень серьезную напряженность во всем Каспийском регионе.

«Отдайте дно по-хорошему, а то будем разбираться в Европе»

Вне всякого сомнения, отношения между многими странами бывшего Советского Союза и по прошествии почти двух десятков лет с момента его распада напоминают проживание не выносящих друг друга на дух соседей, насильно загнанных в обветшалое общежитие, из которого, к большому для всех них сожалению, некуда выехать и невозможно на худой конец попытаться «поменяться квартирами-комнатами».

При всем желании стать полностью друг от друга независимыми, эти государства по-прежнему вынуждены проживать при наличии совместных границ, пользоваться пусть и не всегда эффективной, но все же еще функционирующей транспортной системой, говорить на одном языке (который, правда, все больше сбрасывают на «культурную обочину») и тем самым волей-неволей соглашаться на пусть и не совсем приемлемое, но все же пока неизбежное взаимное соседское сосуществование.

Однако это вовсе не значит, что от «неизбежного соседа» обязательно нужно сносить какие-то не нравящиеся тебе выпады, и вовсе уж не обязательно непременно со всеми соседями цивилизованно сотрудничать и, соответственно, без лишнего шума и публичного крика решать накопившиеся двусторонние проблемы.

В этом плане отношения Азербайджана и Туркменистана напоминают какую-то сюрреалистическую картинку из «далекого будущего». С момента распада СССР обе республики, которые общей каспийской границей и энергетическими планами, казалось бы, просто были обречены на тесное сотрудничество и участие в совместных проектах, на самом деле вели себя явно не по-соседски.

В реалиях ничего подобного на дружбу у них так и не сложилось: дипломатические отношения между Баку и Ашхабадом долгое время были заморожены, а тогдашний президент Туркменистана С. Ниязов с большим недоверием относился к официальному руководству в Баку, считая его «слишком проамериканским» и якобы покушающимся на принадлежащую его республике часть Каспия. Теперь же Ашхабад, хотя и вновь возобновил отношения с Баку, тем не менее официально считает Азербайджан незаконно претендующим на часть каспийского шельфа, который, опять-таки, якобы может быть туркменским. При этом руководство Туркменистана дало понять, что на этот раз спорить с Азербайджаном оно намерено не на пустых словах и обмениваясь угрожающими дипломатическими нотами, а посредством Международного суда в Гааге, если Азербайджан и дальше «будет действовать на Каспийском море в одностороннем порядке» и по своему усмотрению станет бурить скважины в поисках нефти на тех участках моря, которые до сих пор не демаркированы.

Аргументируя свою позицию, туркменская сторона ссылается на Женевскую конвенцию, согласно которой любые демаркационные мероприятия должны осуществляться в полном согласии между соседними государствами, имеющими смежные или противолежащие берега. Основой подобного разделения является так называемая срединная линия, которая, в принципе, и служит официальной границей между Туркменистаном и Азербайджаном.

Туркменское руководство считает подобную ситуацию для себя «несправедливой», потому что Азербайджан рассматривает как свою территорию вдающиеся в Каспий далеко от азербайджанских берегов острова, а также географические особенности полуострова Апшерон, на котором расположена азербайджанская столица Баку. Поэтому Ашхабад направил официальные бумаги в международный суд, требуя разрешить спор между двумя странами «цивилизованным путем и по справедливости».

Замечу, что и для Баку, и для Москвы, и для столиц других государств, выходящих на Каспий, подобная позиция Туркменистана стала полной неожиданностью. Не могут ничего в этом споре и его обострении понять и американцы: они приложили немало усилий на дипломатическом уровне для того, чтобы азербайджанско- туркменские отношения наладились, поскольку это отвечает интересам не только этих двух стран, но американского энергетического бизнеса, работающего на Каспии.

Одновременно с этим три страны, расположенные в северной части Каспия (Россия, Казахстан и Азербайджан) уже договорились по всем территориальным проблемам на море-озере по принципу срединной линии, и никто ни к кому больше территориальных претензий там не предъявляет (хотя российская сторона по-прежнему считает, что бывший президент Б. Ельцин попросту подарил Казахстану огромные куски акватории и шельфа Каспия, богатые нефтью, еще в начале 1992 года).

Но вот в отношениях между Туркменистаном и Азербайджаном подобный принцип не работает: официальный Ашхабад претендует на три крупных морских нефтегазовых месторождения на Каспии (Сердар, Омар и Осман). Со своей стороны Азербайджан готов вести переговоры с Туркменистаном по месторождению Кяпаз (Сердар) для совместного использования его ресурсов, а вот по двум другим месторождениям Баку вообще не намерен

чем - либо дискутировать: ведь еще в 1996 году крупнейшие энергетические западные компании заключили именно с Азербайджаном соглашения на их разработку.

Запад не хочет международных судов, а готов посреднически добиться разрешения спора между Ашхабадом и Баку

Решение Туркменистана обратиться в международный суд по поводу правомерности владения Азербайджаном крупных месторождений нефти и газа на шельфе Каспия обеспокоило западные компании, ведущие работы в этом регионе. Такие компании, как British Petroleum, американская Exxon Mobil и норвежская Statoil уже вложили в проекты на Каспии сотни миллионов долларов, и любое недоразумение (тем более - территориальное) между выходящими на море государствами может серьезно осложнить их работу.

Между тем не учитывать желание Туркменистана «разобраться» по принадлежности каспийских месторождений с Азербайджаном Запад не может. Ведь слишком многие проекты в области энергетики, которые как раз пойдут под Каспием, завязаны именно на поставках того же природного газа из Туркменистана. И от того, как к этим проектам отнесется официальный Ашхабад, будет в конечном итоге зависеть, можно ли их вообще будет осуществлять в этом регионе.

Однако и туркменская сторона, пытаясь «надавить» на Запад, может, по большому счету, остаться ни с чем. Не секрет, что если Азербайджан сблокирует энергетические проекты под Каспием, у Ашхабада останется лишь три пути для экспорта своего газа - через Россию (чего туркменская сторона давно уже не сильно желает), Китай (через территорию Казахстана и Узбекистана) и Иран. Пока эти альтернативные варианты туркменской стороной с разной степенью активности используются. Но если будет «закрыт» европейский рынок через Каспий, то позиции Ашхабада в энергетическом диалоге с ЕС будут сильно подорваны.

А вот для России, Китая и Ирана нынешний территориальный спор на Каспии между Азербайджаном и Туркменистаном явно на руку. Они тем самым смогут по своим каналам попытаться уговорить президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова развернуть свои «трубы» именно в этом, а не западном направлении. К тому же все эти три страны подписали с Ашхабадом долгосрочные контракты, да и сами трубопроводы (не говоря уже о имеющихся в действии) куда проще будет использовать, нежели во многом пока мифические маршруты Nabucco и ему подобные в сторону Европы.

Также стоит обратить внимание еще вот на что. Официальные представители Азербайджана и Туркменистана уже 16 раз встречались между собой для того, чтобы определить границы на Каспии и выяснить, кто и кому какие территории должен и какие конкретно уже открытые на море-озере месторождения энергоресурсов обе страны могли бы в перспективе разрабатывать совместно. Но так получается, что поскольку переговоры двух сторон, которые вроде бы и хотят найти какой-то компромисс, но не в состоянии уже многие годы это сделать, длятся уж не первый год, туркменское руководство и решило обратиться за правдой в международные судебные инстанции.

Тут же стали появляться сообщения о том, что на подобный судебный ход подтолкнул Ашхабад якобы Иран, которому с тем же Азербайджаном тоже есть что «нефтеносное» делить в южной части Каспийского моря. А затем за акцией Туркменистана в споре с Азербайджаном усмотрели и традиционную «руку Москвы», для которой чем меньше шансов на осуществление проекта Nabucco, тем больше возможностей контролировать туркменские газовые потоки через свою собственную территорию. Транскаспийский газопровод в этом случае можно будет считать пустой словесной декларацией, а Бердымухамедову придется вновь улучшать свои отношения с Москвой и просить российских представителей пересмотреть свои жесткие условия по поставкам и закупкам туркменского газа на европейские рынки.

В интересы же официального Ашхабада такой поворот событий явно не входит. Поэтому туркменский президент, как он уже неоднократно и весьма успешно делал ранее, старается максимально запутать ситуацию, и «подвесить» на Каспии одновременно всех - и тех, кто ратует за будущее Nabucco, и тех, кто ему противится.

Помимо этого Ашхабад в последнее время весьма удачно «раскручивает» в этом регионе внимание всех ключевых игроков, заинтересованных в поставках туркменского природного газа. И чем дольше все эти «заинтересованные клиенты» Туркменистана будут пребывать в неведении относительно спорных месторождений газа на Каспии, тем легче со всеми ними будет вести «многовекторные игры» в большую региональную политику.

В этой ситуации в который раз становится очевидной какая-то маниакальная «политзаигранность» лидеров большей части постсоветских стран по отношению не только к ближайшим географическим соседям, но и всей сложившейся на сегодня системе международных отношений. Тем же Туркменистану и Азербайджану на нынешнем этапе куда полезнее было бы не устраивать судебные тяжбы в международных арбитражных судах, а тратить свою энергию и силы на развитие двустороннего сотрудничества, которое для обеих стран просто жизненно необходимо.

Но пока что в отношениях между Баку и Ашхабадом, как, впрочем, и в отношениях и между многими другими странами постсоветского пространства, превалирует желание непременно «уесть» соседа и показать всем окружающим свою якобы «государственную крутость» плюс умение «поставить партнера-конкурента» на подобающее тому место.

Вот только в выигрыше от всех этих территориальных и других разборок останутся в конечном итоге вовсе не Азербайджан с Туркменистаном, а совсем другие государства, для которых «многовекторные бодания» в районе Каспия - лишь удобный предлог для укрепления собственных позиций вкупе как с политическими, так и экономическими интересами.

dn.kz

Предыдущая статьяCA-NEWS : Казахстан вступает в председательство ОБСЕ в наиболее сложный период как для самой организации, так и для всей мировой системы
Следующая статья"Economist": Афганистан снова у опасной черты. Голосов больше, чем проголосовавших