CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ferghana-blog.livejournal.com

Блог Ферганы.Ру - Взгляд «богатого мистера» из России на бывших земляков в Узбекистане

10 декабря 2009

Предыдущее сообщение | Следующее сообщение

Взгляд «богатого мистера» из России на бывших земляков в Узбекистане

9 Дек, 2009 at 10:27 PM, Блог Ферганы.Ру

На днях в редакционной почте «Фергана.Ру» обнаружила письмо читателя, который когда-то жил в Узбекистане, но уехал оттуда, стал гражданином России и теперь часто наведывается на бывшую родину за очередной порцией чувства своего превосходства над бывшими земляками, коих считает безграмотными из-за незнания ими русского языка. Своим весьма субъективным и спорным мнением о жителях Узбекистана он решил поделиться с редакцией и читателями «Ферганы.Ру». Предоставляем ему такую возможность с сохранением стилистики и тона.

«Поймите: узбекский народ в своей массе на 99 процентов всем доволен. Я ездил и ходил по республике, общался с людьми. Никто даже не знает и не хочет знать о тех страстях, о которых Вы пишете. Они там привыкли, прижились, свыклись, более того, в этом есть какой-то свой менталитет. Они не любят работать, не любят проявлять инициативу ни в чем. Все делают медленно, не спеша...

Активные грамотные узбеки уже давно переехали в другие страны: кто в Канаду, кто в Россию. Приезжают в Узбекистан как богатые туристы, а весь плебс в своей массе живет своей жизнью. Они неграмотные, по-русски разговаривают очень плохо, в лучшем случае, на бытовом уровне: сколько стоит, подай то, возьми это...

В 1993-1995 годах на волне самосознания (в этом в массовом порядке принимало участие и подавляющее большинство рядовых узбеков) количество русских школ было сокращено, практически вся русская литература в библиотеках как не отвечающая моменту текущего дня была списана в макулатуру. «Русские - в Рязань, татары - в Казань, всех выгоним и ништяк заживем, будет много квартир, с которых съехали русские, будет много должностей, с которых мы выгоним русских, не знающих узбекского языка», - думали они.

Раньше узбеки учились в русских школах, теперь стали отдавать детей в узбекские. Видя такое дело, русские ломанулись из Узбекистана, побросав все. Но в 1997 году эйфория поутихла, а в 2002 году она закончилась. Выросло целое поколение, разговаривающее только на узбекском языке, совершенно безграмотное.

Какой-либо информации в республике нет. Нет книг, учебников, массового доступа в интернет. Есть безработица. Россия теперь туда бабло не вливает. К примеру, в Дукенте дров нет, а электричество крайне лимитировано, даже баню растопить нечем. А воды горячей нет уже лет пятнадцать. Никто ничем заниматься не хочет, поскольку как только откроешь дело, придет МВД, СНБ, налоговая, множество других органов: всем дай, всех ублажи, а налоги для предпринимателей такие, что лучше сидеть и ничего не делать.

Там все население делится на две группы: одна группа (МВД, СНБ и прочие) «имеет» другую группу - оставшуюся часть народа, которая сидит и ничего не делает. Ничего нет - ни товаров, ни услуг.

О том, что в Ташкенте стреляли, я прочитал только на «Фергане.Ру», хотя весь август и половину сентября очень часто бывал в узбекской столице. Законодательство есть, но оно очень куцее, до населения не доводится, никто толком не знает, на что он имеет право, а на что - нет. В основном там [в Узбекистане] все построено на знакомствах и умении платить и договариваться по любому, даже самому очевидному вопросу.

Если в России вопросы миграции регулируются в той или иной мере десятком законов и сотней подзаконных актов, то в Узбекистане мигрантам посвящен только один раздел постановления Кабинета министров, из которого ясно, что нужно по приезде зарегистрироваться и все.

Законодательство, которое можно как-то более или менее прочесть, есть только в единственной в республике электронной правовой базе, о существовании которой, дай бог, знает один из 500 жителей республики. А больше ни прочесть, ни посмотреть негде.

И вот голодный безработный узбек приезжает в Россию, чтобы что-то заработать семье на пропитание. Русского языка он не знает, не говоря уже о законах и порядках, которые здесь имеют место быть. У себя дома он был Карим-ака, здесь - «чурка». Что хотела республика, то и получила. А изменившееся отношение к русскому человеку в позитивную сторону - это всего лишь ностальгия по прошлым советским временам и понимание того, как живут в России, и как живут они.

Да, сейчас они по одному мановению пальца бегут: возят, сопровождают, подают, оказывают услуги, смотрят на тебя как на богатого мистера. Но стоит им немного подняться, начать зарабатывать, дождешься от них!

Казаха, например, можно заставить пахать за три копейки дворником или грузчиком на рынке? Нет. Казах хорошо зарабатывает и себе цену знает. А узбеки...

ИАК [Ислам Абдуганиевич Каримов] их как-то пока держит, не дает распоясаться, а уйдет - начнется такой же бардак, как в Киргизии: партии, течения, оппозиция. Работать и созидать они не будут, все равно их придется кому-то под себя брать - России, Китаю, еще кому-нибудь.

А мне чего? Лично я за Ислама Абдуганиевича Каримова. Пока он там, можно ездить туда, отдыхать, чувствовать себя богатым мистером, ходить безопасно, зная, что тебя никто не прирежет и не ограбит. А всякое там МВД и СНБ меня не касается: я покажу паспорт, объясню, кто я такой и зачем приехал, и ко мне не будет никаких вопросов, а только предложения за мои «бабки» оказать мне какую-то услугу.

В последний раз на таможне я удостоился такой реплики, после того, как просмотрели мой паспорт: «Ээээ, можно не смотреть, это нормальный мужик». Регистрации есть, езжу [в Узбекистан] постоянно, в декларации пишу цель - туризм. Им говорю: горы люблю и узбекскую кухню. Они, по идее, могут и мой ноутбук просмотреть, и все остальное. Но им ничего не нужно, я у них в черных списках не значусь.

Есть, правда, там места, куда нужно соваться по предварительной договоренности, но и там можно договориться. А разведывать там нечего, все и так ясно.

Нравится мне там бывать. Во-первых, приятное чувство ностальгии - все-таки жил здесь. Во-вторых, чувство превосходства, основанное на финансовом положении, и легкое злорадство - «выгнали русских, сделали мустакиллик, хавайте досыта». В-третьих, отличный климат, овощи-фрукты, условия для тренировок и возможности толкнуть здоровье, набрать физухи. В-четвертых, все очень дешево и доступно: девку молодую за 15.000 сумов (примерно 300 рублей) и на целый день - делай, что хочешь. В Москве за 300 рублей можно взять одну дыню, да и то средней паршивости, а там - целый багажник ими забить вместе с арбузами, да еще до дома довезут и разгрузят.

Нанял в Ангрене «Нексию», заплатил 100 долларов США и два дня по Ферганской долине катался: Коканд, Фергана, Андижан, Наманган, Чуст... Везде плов, шашлык.

Со стороны рядовых узбеков отношение очень хорошее - желание услужить, заработать. Со стороны властей - безразличное. Но скажу так: узбеки - народ очень боязливый. Когда я надеваю военную форму и появляюсь где-нибудь в кишлаке, слышу такой шепоток: СНБ, СНБ. Боятся они человека в форме и вообще власть.

Как правило, в маленьких городках все родственники или знакомые, там отношение друг к другу хорошее, пока дело не касается денег или каких-то материальных интересов. А в больших городах, где друг друга знают меньше, отношение прохладное. Я же говорю: пока к ним не лезешь - в политику, экономику, с правозащитными делами и вообще в какие-нибудь их интересы, - они тебя на руках носят. Как только влезешь - начинается.

Но я - турист, а не правозащитник, у меня ясная цель: накачать здоровья, отдохнуть, позаниматься спортом, пообщаться и быть в ауре, состоящей из вышеописанных моментов. Там я доминант: ко мне идут, чтобы заработать и посидеть со мной за столом, ибо я всегда угощаю. Юмора и тонкой издевки они не понимают, а внешне я всегда держусь на уровне. С работниками милиции я начинаю так: «Здравствуйте, уважаемый, а Вы кто? Хотя вижу, что должностное лицо и большой человек».

И последнее: у меня такое приятное осознание того, что я - гражданин России, загранпаспорт у меня на руках вместе с обратным билетом, и если мне что-то не понравится, я раньше срока в одно мгновение «сольюсь» из всей этой вышеописанной идиллии опять в Москву. И через восемь часов я - в своей квартире, ванне, а в воскресенье у меня - баня. Это как во сне: бывает, снятся кошмары, кто-то тебе угрожает, а открыл глаза, проснулся - на стене мерно тикают часы».

ferghana-blog.livejournal.com

Предыдущая статьяС лампой по жизни :: Интернет-журнал "Оазис"
Следующая статьяРешение «русского» вопроса :: Интернет-журнал "Оазис"