Тегеранские торги
Эксперт Online»/10 декабря 2009
Евгения Новикова, специальный корреспондент «Эксперт Online»
Дискуссия вокруг ядерной программы Ирана активизировалась. Тегеран заявил, что решение по проекту дообогащения урана за рубежом еще не принято. К урегулированию иранской проблемы подключается Турция. США возлагают на Анкару большие надежды.
Иран не отказывался от дообогащения ядерного топлива за рубежом. Об этом заявил официальный представитель Министерства иностранных дел ИРИ Рамин Мехманпараст, сообщили «Эксперту Online» в посольстве Ирана в Москве. По словам дипломата, его страна по-прежнему рассматривает два варианта получения обогащенного урана для тегеранского реактора: первый - покупка 20% топлива за рубежом и второй - обмен 3,5% топлива на 20%. «Мы никогда не говорили, что не будем этого делать», - подчеркнул он.
Напомним, на прошлой неделе президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад заявил народу в Исфахане, что «иранский народ с божьей помощью сам будет производить необходимый для АЭС обогащенный до 20% уран и запустит в эксплуатацию десять объектов, подобных заводу в Натанзе [1]». Эта реплика была воспринята наблюдателями как свидетельство окончательного решения Тегерана в отношении предложений «шестерки» по дообогащению 3,5?процентного урана в России. Но до сих пор в российский МИД и Росатом никаких официальных бумаг на сей счет из Тегерана не поступало.
Между тем, как рассказал Рамин Мехманпараст, если Запад «сможет предложить Ирану такие условия, которые обеспечат доверие», то его страна «всегда будет готова на обмен топливом». Что это за условия, он не раскрыл, однако известно, что ИРИ хочет проводить обмен на своей территории и настаивает на том, чтобы первая партия ТВЭЛ была доставлена в Исламскую Республику в тот день и час, когда они будут отдавать первую партию своего низкообогащенного урана в Россию. Такой шаг не предусмотрен проектом «шестерки», не изложен Ираном в письменном виде, а был лишь высказан в устной форме. Поэтому как вариант никем из переговорщиков не обсуждался. Поскольку те «особые условия», которые желает получить ИРИ от Запада, неясны, то неясной остается и возможность реализации идеи обмена ядерным топливом.
Аналитики, опрошенные «Экспертом Online», уверены, что официальный Тегеран специально затягивает с ответом на предложения «шестерки». Во-первых, Ирану дано время до конца года, и в запасе есть еще три недели, чтобы выторговать для себя как можно больше выгод, во-вторых, рахбар, принимая решение по этому вопросу, стремится сбалансировать общественное мнение, которое отнюдь не однородно как в оценках деятельности правительства, так и по поводу международного сотрудничества Ирана. Не секрет, что многим иранцам надоела международная изоляция и жизнь в режиме санкций. С другой стороны, ядерная программа - это национальная идея в Иране, и просто так ею пожертвовать нельзя. Это опасно как во внутриполитическом, так и во внешнеполитическом отношении.
Именно поэтому официальные лица говорят об особых условиях, необходимых для принятия предложений «шестерки», и о том, что страна при любом исходе переговоров с Западом все же будет самостоятельно стремиться к технологиям обогащения топлива. «Мы самостоятельно будем изготавливать топливо с 20?процентным обогащением. В будущем нам потребуется такое топливо, и нам нужно будет его обеспечивать», - заверяет Рамин Мехманпараст. В том же контексте следует воспринимать и заявления о намерениях построить десять новых ядерных объектов. Точно такую же цель имеют и заявления спикера парламента Али Лариджани относительно перспектив отказа ИРИ от сотрудничества с МАГАТЭ, и письма, разосланные вчера главой МИД ИРИ Манучехром Моттаки в адрес глав МИД государств - членов Совета управляющих МАГАТЭ по поводу осуждающей Иран резолюции. Моттаки, как сообщили «Эксперту Online» в посольстве ИРИ в Москве, «подверг их резкой критике за их нелогичные действия при голосовании против Ирана и потребовал изменить их несправедливое отношение». В такую переписку Тегеран вряд ли вступил бы, если бы он не рассчитывал на международные дивиденды.
Между тем новый друг Ирана - Турция - стремится сыграть свою роль в урегулировании проблемы. Вчера в Вашингтоне премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган предложил президенту США Бараку Обаме свои услуги в этом вопросе, оговорившись, что поддерживает стремление ИРИ к мирному атому и не видит никакой опасности в развитии ядерной программы соседа. «Я уверен, что Турция может сыграть важную роль и сумеет направить Иран в правильном направлении», - цитирует ответ президента Обамы иранский информационный ресурс IRIB. Тегеран, правда, тут же отказался от посредничества Турции. Но это тоже жест, рассчитанный на публику. На самом деле он крайне заинтересован в посредниках, особенно в таких, как натовская Турция, которая не случайно недавно была допущена Ираном к газоносным месторождениям Южного Парса. По большому счету не только иранской оппозиции, но и властям тоже надоела изоляция и санкции.
«Приоритетом (внешней политики) Ирана является сотрудничество с агентством и обеспечение (поставок ядерного) топлива из-за границы, - заявил 9 декабря агентству ИСНА глава Организации по атомной энергии Али Акбар Салехи. - Сотрудничество с МАГАТЭ (поможет) нам обеспечить (поставки) необходимого ядерного топлива для исследовательского реактора в Тегеране». Это очередной шаг навстречу.
Ссылки
a.. [1]