Решение «русского» вопроса
? 23 (115) Декабрь 2009, Интернет-журнал "Оазис"
Виктор Пронин (Ашхабад)
«Не мытьём, так катаньем» этот метод взяли за основу туркменские власти, окончательно выдавливая русскоязычных граждан Туркменистана из страны. Это большая, свыше 150-ти тысяч, и очень разношерстная категория, состоящая из славян, армян, азербайджанцев, да и собственно туркмен, которые в 90-е годы получили российское гражданство наравне с туркменским. Тогда это было полностью легитимно и делалось на основании специального межгосударственного соглашения, которое логично вписывалось в постсоветские реалии.
Первый тревожный звонок для этих граждан прозвучал в 2003-м году, когда Путин и Ниязов подписали знаменитое своей циничностью пакетное соглашение «Газ-Люди», которое предусматривало продажу всего туркменского газа на 25 лет вперед в обмен на отказ России от режима «двойного» гражданства для таджикистанцев. Менее чем за месяц туркменский Меджлис (парламент) ратифицировал соглашение. Но в России сказала свое слово общественность, и Государственная Дума ратификацию отложила. Путин стушевался, сказав, что его не так поняли, дескать, прием новых граждан заморозили, а все получившие гражданство ранее должны его сохранить. Но туркменские власти были непреклонны, опубликовали требование об отказе от одного из гражданств и приступили к выявлению лиц, обладающих российским гражданством. Дело дошло до того, что полноправному гражданину России требовалась российская (!) виза для поездки в Россию. Ведь документы, подтверждающие гражданство РФ приходилось попросту прятать. Власти проводили опросы по месту работы, отлавливали людей в аэропортах. Дело доходило до того, что в детских садах и школах собирали метрики детей и делали с них ксерокопии для выяснения стоят ли в них печати о получении гражданства РФ. Местные власти начали перепись квартир и домов, где проживали «двойные граждане». В общем, велась целенаправленная подготовка к варианту «чемодан-вокзал-Россия» на государственном уровне. Был снесен драматический театр имени Пушкина, началось массовое переименование всего того, что напоминало Ниязову о присутствии в стране русских.
Когда дело приняло уже совершенно неприличный оборот, в ситуацию вмешались дипломаты. В срочном порядке, для разрешения проблемы с гражданством была создана межправительственная комиссия. Но, о ее работе ничего не было слышно, ни тогда, в 2003, ни сейчас. Вообще ничего. Единственным преимуществом перед всеми остальным гражданами Туркменистана, обладатели «двойного» туркменского и российского гражданств пользуются правом безвизового выезда из Туркменистана - в Россию и в те страны, с которыми у России существует безвизовый обмен.
Но именно сейчас туркменские власти решили пойти по казуистическому пути. Объявив в конституции страны, что Туркменистан не признает за своими гражданами гражданства других стран, власти объявили кампанию по замене паспортов. В Туркменистане не существует общегражданских и заграничных паспортов, все объединено в одном документе: там и места для виз, там и прописка в квартире. А по вновь введенному порядку полагается уже два паспорта - удостоверение личности для внутреннего пользования и собственно заграничный паспорт с биометрическими данными. Выдача заграничных паспортов уже началась. И это в который раз породило панику среди обладателей «двойного» гражданства. Ни одному из них уже на протяжении почти года паспорт нового образца выдан не был. Официального ответа о задержке с выдачей не бывает. А вот в неофициальном порядке сотрудники Миграционной службы дают понять, что дело все в наличии российского гражданства и для получения туркменского паспорта нового образца необходимо принести справку из российского посольства об отказе от гражданства Российской Федерации. К слову сказать, образцы бланков для отказа от гражданства России в целях получения гражданства Туркменистана вывешены на информационном стенде российского посольства. С подобными требованиями уже начали сталкиваться люди и при плановой замене паспортов - у кого-то закончилось место для виз, кто-то поменял фамилию, все одно - вопрос об отказе от одного из гражданств всплывает постоянно и уже, в который раз рождает миграционные настроения среди людей.
Национализм и его крайнее проявление - нацизм, в политике туркменских властей давно не новость. Книга Ниязова «Рухнама» по сути своей есть идеология национальной исключительности, а она, как известно, не может состояться без национализма. И новый президент Бердымухамедов, отказываясь от многого из ниязовского наследия, принял на вооружение не только такое явление как культ личности, но и национализм, прежде всего русофобию, предав ей обновленный вид по сравнению с той, ниязовский, но суть от этого не поменялась. Крайний национализм в политике Бердымухамедова сочетается с национализмом почти маниакального характера. И история с паспортами далеко не единичный пример. В «новом» драматическом театре имени Пушкина запрещают к постановке пьесы российских драматургов, в школах с преподаванием на русском языке выявляют детей с туркменскими фамилиями и устраивают детям публичные экзекуции за то, что «предали» свой народ и пошли учиться на неродном языке. Во всех учреждениях снова проводят тестирование на знание туркменского языка, внедряют жесткий дресс-код на соответствие одежды туркменским национальным традициям. И других примеров множество. Во всяком случае, вполне хватит, чтобы констатировать то, что в стране поднялась новая волна махрового национализма.
А что же российские власти? Ведь постоянно с различных политических трибун звучит то, что каждый россиянин будет защищен, где бы он ни находился. Особенно это касается стран Прибалтики, где «русский вопрос» играет спекулятивную роль в торгах с Европейским Союзом. Тоже самое случилось с Абхазией и Южной Осетией, когда под предлогом «защиты прав граждан России» была проведена целая армейская операция. А в случае с Туркменистаном - молчок, полная тишина. Даже во время цинично сфабрикованного ареста известного эколога Андрея Затоки, гражданина России, о защите прав соотечественников никто из российских властей не высказался публично. Все было сделано шито-крыто, как бы стыдясь того, что таким делом приходится осложнять туркмено-российские отношения. Для страны, позиционирующей себя как «великая держава», которая заботится о своем народе и своих соотечественниках, такое мелочное поведение сродни поведению торгаша, боящегося упустить выгодный гешефт.
Впрочем, так оно и есть на самом деле. Геополитические игры с газом и вокруг него, по мнению хозяев «Газпрома» и по совместительству руководителей Российской Федерации, того стоят. В конце декабря президент Дмитрий Медведев едет в Туркменистан открывать новое здание русской школы, построенное на деньги «Газпрома». Это очередной муляж, на создание которых у туркменских властей рука хорошо набита. В этой школе обучается малая доля тех, кто имеет право учиться на русском языке и иметь доступ к русской, российской культуре. И, какой бы эта школа ни была шикарной и современной, это всего лишь маленькая монетка в газовом торге между хозяевами Туркменистана и хозяевами «Газпрома», которые по совместительству являются и руководителями России.
Так что торг по соглашению «Газ - Люди» продолжается. И будет продолжаться, пока России будет нужен туркменский газ. А тем временем туркменские власти полностью решат «русский» вопрос. С молчаливого согласия и одобрения российской стороны. Ей, этой стороне, тоже не нужна лишняя головная боль.