5 февряля 2010г. ? 5 (883), Деловая Неделя, Казахстан
Искандер Аманжол
Пустые хлопоты
Страны Запада в очередной раз решают судьбу Афганистана
Борьба с терроризмом в Афганистане стала ключевой темой международной конференции, начавшей свою работу 28 января в Лондоне, в которой приняли участие представители почти 60 стран мира и 10 международных организаций. Инициатива ее проведения исходила от видных европейских политиков: Николя Саркози, Гордона Брауна и Ангелы Меркель. Участники пытались решить огромный круг взаимосвязанных проблем: деньги, оружие и наркотики. После девяти лет присутствия в Афганистане страны Запада пришли к пониманию невозможности решить афганскую проблему военным путем. Комментируя работу конференции, эксперты отмечают, что Запад предложил Кабулу сделку: финансы и поставки вооружений в обмен на поэтапный вывод сил НАТО из Афганистана, из которого США и их союзники намерены уйти к 2014 году. Президент Карзай уже высказал надежду, что к этому сроку правоохранительные органы будут способны обеспечивать безопасность в стране. Для этого необходимо усилить роль самих афганцев в управлении страной и переходе к ним ответственности за стабильность обстановки, а недавние события с еще большей очевидностью демонстрируют неготовность к этому. В сложившихся условиях выход видится один - договориться с талибами. Президент Карзай и его союзники возлагают на это большие надежды. Насколько они оправданны?
Примиренческие инициативы
В начале года, выступая на заседании Совета безопасности, специальный представитель Генерального секретаря ООН в Афганистане Кай Эйде высказал мнение о том, что предстоящая конференция станет первым шагом в реализации новой «переходной стратегии», которая приведет к укреплению афганских институтов власти. Накануне конференции Браун намечал сроки начала передачи контроля - 2010 год. Что собой представляет «переходная стратегия» и какие инструменты будут использованы, стало ясно из речи одного из сопредседателей международной конференции. Английский премьер говорил о необходимости «усилить военное давление на талибов». Ранее главнокомандующий войсками США в Афганистане генерал Стэнли МакКристал выказывал уверенность, что «переброска дополнительных 30 тыс. военных заставит талибов пойти на переговоры».
По оценкам Брауна, в 2011 году общая численность афганской армии и полиции составит 300 тыс. человек, а присутствующего в стране иностранного военного контингента - 135 тыс. военнослужащих. Но афганские силы безопасности еще далеки от готовности принять на себя всю меру ответственности за ситуацию в стране. Лишнее тому свидетельство - нападение боевиков 18 января на объекты в Кабуле. Карзай не раз призывал талибов приступить к диалогу. Начиная с августа прошлого года при посредничестве Эр-Рияда и участии неназванных высокопоставленных представителей администрации Белого дома в Саудовской Аравии и ОАЭ прошли несколько раундов переговоров эмиссаров Карзая с талибами. Кто конкретно участвовал в них со стороны боевиков - не сообщалось, журналисты лишь подметили, что одновременно с этим в Саудовской Аравии пребывала делегация религиозных деятелей Афганистана. Что касается американского участия, то в прессе высказывалось предположение о том, что в них участвовал бывший постоянный представитель США в ООН Залмай Халилзад.
Карзай и некоторые британские политики неоднократно заявляли о своих встречах с некоторыми группами вооруженной оппозиции. Известно, что афганские власти предпринимали попытки наладить диалог с одним из лидеров непримиримой оппозиции Гульбеддином Хекматиаром через спикера верхней палаты парламента Сибгатуллу Моджадедди. По признанию спикера, они вели переписку. Видимых результатов эти попытки пока не дали. Ранее представители талибов заявляли о том, что единственным условием начала переговоров является отставка Карзая, которого они называют «марионеткой», и вывод иностранных войск из страны. Тем не менее афганский президент не теряет надежды. Как сообщает BBC, на конференции обсуждался вопрос о возможном возвращении талибов к мирной жизни при условии признания Конституции Афганистана и их разрыве сотрудничества с «Аль-Каедой».
Первым о плане социальной адаптации талибов заговорил пресс-секретарь Карзая - Вахид Омер, видимо, зондаж по изучению реакции стран Запада прошел успешно, после чего уже сам афганский президент предложил Совету Безопасности ООН исключить из так называемого «черного списка» пятерых лидеров талибов. Накануне конференции его желание было удовлетворено. Стараниями прессы их имена стали известны. Это бывший министр иностранных дел «Талибана», а ныне депутат парламента мулла Ахмад Вакиль Мутаваккаль и четверо бывших высокопоставленных чиновников, некогда пребывавших в ранге заместителей министров иностранных дел, торговли, по делам границ и планирования. Снятие санкций ООН возвращает им право свободного передвижения и размораживает их счета в банках. Но можно ли назвать их лидерами боевиков? Внутри Афганистана они давно легализовались в качестве вполне лояльных Карзаю людей и вряд ли могут считаться представителями вооруженной оппозиции.
Надежды юношей питают
После более двух лет пребывания в Гуантанамо мулла Мутаваккаль почти два года жил в Кабуле под домашним арестом. Более года назад с помощью одного из афганских парламентариев мне удалось встретиться с ним в его доме. Впечатления того, что мулла является «упертым» талибом, у меня не сложилось. Отдавая должное его справедливости и мужеству, с явно ощутимой ноткой неодобрения в голосе он говорил о том, что в последний период правления «Талибана» мулла Омар отошел от коллегиального принятия решений. Одним из них было решение о разрушении Бамианских статуй. По словам экс-министра, представившуюся возможность Запад использовал для того, чтобы представить мировому сообществу талибов как варваров. Он не стал распространяться на тему своих мытарств в американском плену, лишь мельком заметил, что «период пребывания в Гуантанамо не был лучшим периодом моей жизни». Мутаваккаль подчеркивал, что он не доверяет политике Карзая, и высказал предположение о том, что после заключения и домашнего ареста он вряд ли пользуется доверием своих бывших единомышленников. Другой фигурант «списка», по данным портала «Afghanistan. ru», уже во время правления Карзая успел побыть губернатором провинции Забул. Поэтому со стопроцентной уверенностью можно сказать, что исключенные из «черного списка» уже давно утратили связи с «Талибаном». Видимо, это и есть те, кого называют «умеренными талибами». Афганские эксперты называют само это понятие мифом. Но их имена на слуху у афганцев, а это можно использовать в переговорном процессе. А еще лучше представить это мировому сообществу как свидетельство начала диалога с талибами.
Перед вылетом в Лондон Карзай заявил: «Мы не хотим быть обузой для международного сообщества». Чувствуя, что союзники все с меньшей охотой инвестируют в афганскую бездну, он озвучил план амнистии талибам. По его словам, для перехода в мирное состояние боевикам потребуются финансовые гарантии. Назвал и цену вопроса - 1 млрд. долларов. По оценкам Германии, на это потребуется вдвое меньшая сумма. Эксперты уже назвали требование Карзая «шантажом». Складывается впечатление, что он самым банальнейшим образом «разводит» Запад на деньги. Впрочем, в сугубо положительном ключе о его планах по реинтеграции талибов отозвался спецпредставитель Белого дома в Афганистане и Пакистане Ричард Холбрук. Иную оценку дал д-р Абдулло Абдулло - главный конкурент Карзая на президентских выборах 2009 года. После его отказа от участия во втором туре голосования часть афганских политиков так и не признали итоги президентских выборов легитимными. Отмечая неготовность талибов к переговорам, Абдулло назвал их «поспешными и ущербными». Как всегда, категоричен в высказываниях депутат афганского парламента Рамазан Башардост, который регулярно выступает с жесткой критикой администрации Карзая, деятельности НПО и донорских организаций за отсутствие прогресса в развитии Афганистана. «Единственный путь предотвращения растраты - избавиться от нынешней администрации Карзая, включая его министров. Но одновременно следует изменить руководство международных организаций, таких как USAID, Азиатский банк развития, Международный валютный фонд», - заявил он накануне лондонской конференции. По поводу нее Башардост высказал скепсис: «Там могут много говорить о миллиардах долларов в виде грантов, но это все пустые разговоры. Пока в Афганистане остается мафиозная система, эти гранты не принесут пользы народу».
По мнению афганских парламентариев, проблема заключается в том, что Карзай «не представляет интересы всего народа Афганистана» и его предложения об амнистии талибов «не прошли согласования ни в парламенте, ни с народом». Бывший советник президента Афганистана по экономическим вопросам Дауд Саба считает, что, как и Боннская конференция, нынешняя окажется пустопорожней болтовней. «Запад утратил понимание того, что происходит в Афганистане. Время работает на талибов. У Запада несколько месяцев назад - во время президентских выборов - была возможность изменить политическую систему Афганистана, однако этим шансом мировые державы не воспользовались. Наверное, и на этот раз в Лондоне будет дано много обещаний, но вряд ли результаты конференции приведут к кардинальным изменениям в афганской ситуации в ближайшее время», - считает он.
Нынешняя международная конференция по Афганистану уже четвертая по счету. Предыдущие проводились в Токио (2002 год), Берлине (2004) и Лондоне (2006). По оценкам экспертов, за эти годы из обещанных $28 млрд Афганистан получил менее половины - $13 млрд. Из них только $4 млрд. пошли на проекты развития. И даже если, вопреки сложившейся практике, деньги дойдут до Афганистана, есть большие сомнения в том, что они будут потрачены на реализацию программы «национального примирения». При этом финансовая помощь - это не благотворительность. Страны-доноры говорят о своей готовности перечислить еще $10,5 млрд. на 5 лет, но для этого Карзай должен отчитаться по предыдущим суммам. А это он сможет сделать разве что при очень большой их снисходительности. В их глазах Афганистан стал бездной, в которой бесследно исчезают все выделенные финансовые средства. А это вызвало разочарование части доноров, инвестирующих в достижение длительного и прочного мира, и афганского населения: прогресс в восстановлении страны малозаметен, широкие массы населения по-прежнему прозябают в нищете и несчастьях. Опросы общественного мнения показывают: 60% граждан страны считают, что это лишь усиливает коррупцию. Страны Запада хотели бы разделить бремя по поддержке Афганистана, в первую очередь с Россией. Речь идет об инвестициях на сотни миллионов долларов в восстановление 142 промышленных и структурных объектов, построенных в период советского военного присутствия в Афганистане. Российские эксперты называют эти надежды «наглостью в крайней степени».
Вести с фронта
На конференции были обсуждены вопросы содействия Афганистану в борьбе с терроризмом, совершенствования системы государственного управления, социально-экономического восстановления, развития регионального сотрудничества. Важное место в дискуссии заняли вопросы развития регионального сотрудничества с Афганистаном по различным направлениям, в том числе в рамках ШОС, повышения роли государств региона в афганском урегулировании. Значительное внимание было уделено выработке мер по уничтожению региональной наркоиндустрии, подрывающей безопасность государств и являющейся источником финансирования террористической активности. На конференции Гордон Браун заявил: «Мы не намерены сдавать Афганистан странам региона». Ясно, как день, против кого направлено это высказывание британского премьера. Отметим, что Иран отказался участвовать в Лондонской конференции. При этом сам Карзай заявил, что его страна еще 15 лет будет нуждаться в иностранной поддержке. По завершении этого срока страну ожидает эра благоденствия: «От имени афганского народа я заявляю сегодня, что мы станем надежным активом в деле обеспечения безопасности региона и всего мира. Стабильный, мирный и процветающий Афганистан нужен не только афганцам, он нужен всем нам». Об этом он говорит практически в каждом публичном выступлении. Сами афганцы горько шутят, два года назад как свидетельство индустриального развития страны Карзай продемонстрировал миру карандаш, сделанный в Афганистане. Еще через пять лет он продемонстрирует второй. Похоже, что предположения экспертов о том, что там возобладают иждивенческие настроения - оправдались в полной мере. Более того, уже давно перешло в уверенность их предположение о том, что администрация Карзая сидит на средствах, вырученных от продажи наркотиков, и разворовывании международной помощи. Сомневающихся в этом практически не осталось. Что же касается тех талибов, которые останутся непримиримыми, то они будут подлежать уничтожению. По планам Карзая, незаконные военные формирования должны были быть разоружены еще в 2007 году. Тем временем из Афганистана продолжают поступать настораживающие сообщения. 26 января афганская полиция и армейские подразделения в провинции Каписа попали под очередной «дружеский обстрел» вертолетов НАТО. Трое полицейских были ранены. Четырьмя днями позже военнослужащих НАТО обстреляло подразделение регулярной правительственной армии, несшее службу на одном из блокпостов в уезде Саидабад провинции Вардак. В ходе боя была затребована поддержка авиации, в результате чего четверо афганцев погибло, еще шесть ранено. Представители афганского министерства обороны резко осудили действия союзников и потребовали привлечения виновных к ответу. Представители альянса назвали происшедшее «недоразумением». Ведется расследование. Для того чтобы предотвратить гибель мирных жителей, Карзай призвал НАТО свести количество воздушных операций к минимуму. Только сначала этого года в Афганистане погибло 29 военнослужащих армии США. На востоке страны местный афганский переводчик убил двоих из них, после чего покончил с собой.
28 января один из лидеров талибов Мохаммад Юсуф заявил, что в ближайшее время руководство боевиков примет решение о возможности ведения переговоров с официальным Кабулом. Кажется сомнительным, чтобы они изменили свою позицию в отношении отставки Карзая и вывода иностранных войск из Афганистана. Для них это главный раздражитель, поэтому каких-либо предпосылок для этого нет. Но даже если и допустить, что они пойдут на это, следует учитывать то, что вся история Афганистана свидетельствует о том, что подкупить вождей племен, этнических лидеров или верхушку того же «Талибана» можно, такое случалось множество раз, но весь народ - никогда.