CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Прилетит ли Обама в Астану? :: Казахстан. Деловая Неделя

22 февраля 2010

Прилетит ли Обама в Астану?

19 февраля 2010г. ? 7 (885), Казахстан. Деловая Неделя

Юрий Сигов, Вашингтон

Президент Казахстана посетит США в конце апреля, а его американский коллега прилетит в Астану летом, если там будет организован саммит ОБСЕ

Состоявшийся недавно визит в Соединенные Штаты министра иностранных дел Казахстана Каната Саудабаева стал во многом не только рутинной дипломатической любезностью на мидовском уровне между Астаной и Вашингтоном, но и проявлением желания взаимно сориентироваться как в планах двух стран на нынешний год по международным делам, так и в определении ближайших перспектив двусторонних отношений.

Reuters

Основная ноша председательства в ОБСЕ, к которому так стремился глава государства, возложена на Каната Саудабаева, которому нужно найти общий язык и посадить за стол переговоров тех, кто не делал этого десятилетиями

По существу, это был первый серьезный двусторонний контакт на высоком уровне после того, как Казахстан стал председателем ОБСЕ. А для Соединенных Штатов с учетом сохраняющегося напряжения вокруг Афганистана наличие надежного и предсказуемого партнера в Центральной Азии в лице Астаны не просто по всем параметрам выгодно, но и жизненно необходимо.

И хотя сам визит в Вашингтон казахстанского министра был достаточно скоротечным, в его ходе были затронуты (наряду со многими другими важными вопросами) две ключевые темы, которые для Казахстана имеют на сегодняшний день перспективное международное значение, - это проведение в Соединенных Штатах в конце апреля так называемого «безъядерного саммита», на который должен будет прибыть президент Казахстана Назарбаев, и возможность организации летом нынешнего года в Астане саммита ОБСЕ.

В «большой политике» не бывает мелочей

Хотя для Соединенных Штатов Центральная Азия на данном этапе важна прежде всего с точки зрения поддержки в осуществлении силами коалиции операции в Афганистане, а также поставок энергетических ресурсов на мировые рынки, Казахстан для Вашингтона - это амбициозный, влиятельный и, в отличие от некоторых своих соседей, предсказуемый политический игрок не только в Центрально-Азиатском регионе, но и на всем постсоветском пространстве.

В Белом доме уже поняли, что им намного выгоднее вести дела с теми государствами, которые поддерживают не только с непосредственными соседями, но и с большинством стран мира ровные и дружеские отношения, чем с теми, кто «завязывается» в своей политике только на Америку, и из-за этого портит свой имидж по всем другим направлениям.

В этом плане Казахстан в нынешние неспокойные международные времена для Америки (Ирак, Иран, Афганистан, Северная Корея) не просто важный партнер, но и по многим вопросам весьма выгодный и просчитываемый союзник. Этим во многом объясняется тот факт, что в Вашингтоне Саудабаева принимали госсекретарь США Клинтон, помощник президента Обамы по национальной безопасности генерал Джонс, министр энергетики Чу, а также спецпредставитель президента Соединенных Штатов по Афганистану и Пакистану Холбрук.

Помимо этого, казахстанский министр встретился с рядом американских конгрессменов, представителей деловых кругов, а также директором Корпуса мира Уильямсом. На этих встречах Саудабаев перед американцами изложил основные направления деятельности Казахстана на посту председателя ОБСЕ плюс обрисовал взгляды Астаны на целый ряд важных международных вопросов, включая афганскую проблему.

Поскольку именно Афганистан является для Америки на сегодняшний день приоритетом во внешнеполитической деятельности, а по отношению к этому вопросу в Вашингтоне ранжируют степень подлинного союзничества различных стран, то Казахстан играет на сегодняшний день одну из ключевых ролей в плане расширения силами коалиции афганской операции.

Особенно детально афганская тема обсуждалась на встрече Каната Саудабаева и советника президента США по национальной безопасности Джеймса Джонса. Идея поддержки Казахстаном афганской операции сил коалиции остается все той же: обеспечение транзита как невоенных, так и военных грузов для войск НАТО в Афганистане через казахстанскую территорию, а также ее воздушное пространство плюс возможное непосредственное участие в самой военной операции казахстанских военнослужащих.

При этом нельзя забывать о том, что, по существу, лишь Казахстану может быть предложено подобное сотрудничество с НАТО и США, поскольку другие страны Центральной Азии его попросту не потянут. Поучаствовав же в подобной операции, Казахстан мог бы и существенно поднять на новый уровень как политическое, так и военное взаимодействие с Соединенными Штатами и НАТО, так и в знак «понимания» своей поддержки мог бы получить от тех же американцев существенную помощь как в рамках ОБСЕ, так и (что особенно важно в этом году для внешнеполитических интересов Астаны) в проведении саммита этой организации в Казахстане нынешним летом. Пока Казахстан старается по возможности не влезать напрямую в афганские распри. Но американцы не скрывают, что хотели бы более активного участия Астаны в афганском урегулировании, о чем в беседах с Саудабаевым говорили и зам. госсекретаря США Бернс, и спецпредставитель американского президента по этому региону Холбрук.

Поэтому на этот год планируется, что казахстанская сторона будет развивать взаимодействие с Афганистаном главным образом в области образования и обучения афганских кадров. А также в рамках ОБСЕ будет поддерживать осуществление развития взаимодействия с Кабулом в рамках «сотрудничества с азиатским партнером». Это сотрудничество включает в себя как развитие приграничных контактов, так и оказание помощи афганской стороне в подготовке пограничных и полицейских частей. И, конечно же, вновь полностью совпали позиции Казахстана и Соединенных Штатов в плане сохранения режима нераспространения ядерного оружия. Для

Б.Обамы это особенно актуально именно на нынешнем этапе, когда ситуация с иранской ядерной программой обостряется, и для Вашингтона крайне важно иметь в союзниках страну, которая и сама отказалась от имевшегося в арсеналах ядерного оружия, и может оказать опреленное влияние на иранскую сторону в этом непростом вопросе.

«Безъядерная встреча» в Вашингтоне как повод для президентского саммита США-Казахстан

Безусловно, ключевым моментом в двусторонних казахско-американских отношениях на этот год является председательство Астаны в ОБСЕ. Как известно, со своей стороны американцы не особо помогали в этом Казахстану, но по крайней мере и не мешали принципиально (особенно на заключительном этапе) при выборах нового евразийского председателя.

Сейчас же, когда многие вопросы безопасности и сотрудничества в Европе и Азии будут в немалой степени зависеть от умелого «разруливания проблем» со стороны Казахстана, для Соединенных Штатов председательство Астаны в ОБСЕ превратилось из обыденного дипломатического факта в важный инструмент укрепления своего влияния в этом огромном по территории регионе. Конечно же, для Соединенных Штатов за время казахстанского председательства в ОБСЕ есть неплохие возможности поближе «подтащить» к себе не только государства Центральной Азии, но и другие постсоветские страны. Но к этому есть со стороны большей части стран СНГ и ответное стремление, - а «равноудаленное» положение Казахстана от всех ключевых игроков в Евразии может только облегчить Вашингтону укрепление позиций в этом регионе.

При этом в Вашингтоне помнят о том, что Казахстан в своей внешней политике все-таки не на сто процентов проамериканский, а сориентирован на поддержание стабильных и доверительных партнерских отношений с Россией, Китаем, Евросоюзом и другими странами и регионами. Поэтому вряд ли американская сторона станет каким-то образом «давить» на Астану, навязывая ей чисто проамериканские взгляды и подходы. Но то, что США будут тесно взаимодействовать с Астаной в своих интересах в рамках ОБСЕ на этот год, - абсолютно неизбежно.

И, наконец, ключевым моментом большой политики в отношениях между двумя странами должно стать участие Назарбаева в так называемом «безъядерном саммите» в Вашингтоне в конце апреля. Со своей стороны Казахстан хотел бы, чтобы в рамках этого международного мероприятия по вопросам ядерного разоружения состоялась и встреча на высшем уровне между президентом США Обамой и Назарбаевым.

Такой саммит был бы не только важен для придания свежей динамики двусторонним отношениям (а это была бы первая встреча на высшем уровне между американским президентом и одним из руководителей центральноазиатского государства), но и возможность для Акорды напрямую пригласить Б. Обаму на саммит ОБСЕ (соответственно и подтолкнув его к более активной поддержке этого мероприятия).

В принципе, удачно складывается и чисто дипломатический антураж для возможного приезда Обамы в Астану. Согласно сложившемуся межгосударственному протоколу, американский президент едет в заграничные поездки либо на какой-то значительный саммит, на котором его присутствие чрезвычайно важно для внешнеполитического имиджа Америки (хотя и это не всегда обязательно - к примеру, на саммит Евросоюза с Соединенными Штатами в Мадрид Обама ехать не планирует), либо в тот регион, где для США намечен некий внешнеполитический прорыв (тот же Ближний Восток или Китай).

Со своей стороны Казахстан справедливо полагает, что участие Назарбаева в рамках международной встречи по вопросам ядерного разоружения в США вполне логично использовать и для проведения отдельного саммита с американским президентом. Ведь для Америки Казахстан и лично его президент являются одними из самых выигрышных примеров не только самого процесса ядерного разоружения, но и подспорьем для Вашингтона при общении с другими государствами (Ираном - в первую очерердь), которые стремятся вопреки давлению международного сообщества стать обладателями собственной атомной бомбы.

Обама полетит в Астану на саммит ОБСЕ, если это мероприятие состоится

И здесь важно будет то, удастся ли Казахстану до лета нынешнего года протолкнуть идею проведения саммита ОБСЕ в Астане, и кто конкретно подсобит казахстанской стороне в этом вопросе. Со стороны американцев (что на первый взгляд может показаться несколько удивительным) поддержка проведения этого мероприятия имеется - и на вполне высоком уровне.

Так, группа влиятельных американских конгрессменов уже направила обращение Назарбаеву и Обаме в поддержку идеи проведения саммита ОБСЕ в Астане. Они призывают прежде всего американскую администрацию оказать Казахстану всяческую поддержку в этом деле и просят президента своей страны обязательно принять участие в столь важном для внешнеполитических интересов Америки саммита первых лиц евразийских государств.

Да, на сегодняшний день несколько ушла в тень энергетическая тематика в отношениях между Казахстаном и Соединенными Штатами. Однако крупнейшие американские энергетические компании в Казахстане по-прежнему активно работают и делают все возможное для того, чтобы быть готовыми к повышенной активности, особенно в зоне Каспия, как только мировые цены на нефть вновь станут расти.

Соединенные Штаты и на дальнейшее останутся крупнейшими инвесторами в энергетический комплекс Казахстана (что, кстати, вновь подтвердил министр энергетики Соединенных Штатов Чу). Устраивает стратегически это и Казахстан, потому что при нынешней активизации Китая в Центральной Азии «противовесное» китайским интересам американское энергетическое присутствие в этом регионе для Астаны будет очень даже выгодно.

Американская сторона расчитывает также на то, что Казахстан вместе с Туркменистаном и Узбекистаном вполне может превратиться в главного энергопоставщика для всей Европы. А во всех этих проектах американские энергетические компании готовы активно участвовать и прагматично получать немалые доходы.

И здесь как возможный саммит Обама-Назарбаев в апреле в Вашингтоне, и проведение саммита ОБСЕ в Астане летом могли бы вывести отношения между Казахстаном и Соединенными Штатами на качественно новый уровень. Ведь на сегодня между Астаной и Вашингтоном нет существенных проблем или каких-то непреодолимых разногласий. Но отношениям этим все же не помешал бы свежий импульс, который именно первым лицам двух государств за счет откровенного персонального общения как раз и вполне по силам придать.

Но если саммит в Вашингтоне между двумя президентами обеим сторонам при наличии доброй воли организовать вполне реально, то с саммитом ОБСЕ (и соответственно - участием в нем американского президента) все не так-то просто складывается. Напомню, что решение о проведении такого саммита может быть принято только на основе консенсуса. То есть все страны, входящие в ОБСЕ, должны с таким предложением согласиться (а последний подобный саммит проводился 11 лет назад) и тогда уже сверстывать графики участия в нем первых лиц государств.

А между тем наряду с поддержкой, высказанной Астане со стороны ведущих европейских стран (таких, как Германия, Франция, Испания, Италия), а также значительным количеством других евразийских государств (хотя каждое из них от подобного саммита хотело бы получить для себя какие-то конкретные дивиденты), ближайший сосед Казахстана по региону Узбекистан подобной идее явно не симпатизирует.

Здесь, скорее всего, причины лежат в нежелании усиления международного престижа Казахстана, лично его руководителя, а также стремление «перевести» все политические стрелки в вопросе проведения саммита ОБСЕ исключительно на себя, а не оставлять Астану главным политическим «центром притяжения» в европейских делах.

И в этой ситуации опять-таки Казахстану вполне можно постараться добиться поддержки со стороны США, которые в нынешнем формате складывающихся у Вашингтона отношений с Ташкентом могли бы повлиять на узбекское руководство. И тем самым серьезным образом подсобить Астане с проведением саммита ОБСЕ, что было бы чрезвычайно выгодно не только самому Казахстану, но и всему региону Центральной Азии, а также для формирования климата межгосударственного доверия, без которого ни сейчас, ни на перспективу ни один серьезный вопрос в мире решить просто невозможно.

dn.kz

Предыдущая статьяЗнаменитого режиссера убили за «Подражание Корану» :: Казахстан. Деловая Неделя
Следующая статьяCA-NEWS : Latvijas tilti построит путепровод в Туркменистане