Китайский газопровод крепче сердечных уз и заверений в дружбе между Туркменистаном и Узбекистаном
23 февраля 2010, 12:06, CA-NEWS (TM)
CA-NEWS (TM) - Нынешние контакты между лидерами Узбекистана и Туркменистана носят все больше положительный характер. Однако трудно прогнозировать динамику этих отношений в средней и дальнесрочной перспективе.
Центральная Азия: Не у всех дружба не разлей вода Лола Анаятова, специально для CA-News
За 18 лет существования независимых государств отношения президентов двух соседних стран отличались неприязнью друг к другу, что затрудняло развитие нормальных политических и экономических связей. Что и говорить, официально лидеры стран встречаются раз в три года.
Показная приязнь туркменского вождя по отношению к Исламу Каримову лежит в прагматической плоскости: китайский газопровод крепче сердечных уз и заверений в дружбе.
Узбекистан поддержал соглашение по строительству газопровода Туркменистан - Китай. Это сулит преимущества страны транзита и страны поставщика газа на растущий китайский рынок.
Этот газопровод делает прогнозируемым развитие отношений двух стран. В отличие от других проектов в социальной и культурной сферах, нить газопровода китайского направления в больше степени объединила их интересы в регионе.
Политические элиты постсоветской Центральной Азии внимательно наблюдают за расширением контактов Узбекистана и Туркменистана. Обе страны обладают большими запасами газа, имеют выгодное географическое положение, облегчающее его транспортировку. Узбекистан к тому же обладает значительными трудовыми ресурсами. Две страны наряду с Казахстаном уже в ближайшие десять лет смогут реально влиять с помощью газовых рычагов на мировой рынок энергоресурсов. Если, конечно, им позволят сильные мира сего в лице, прежде всего, Китая.
Президент Бердымухамедов не считает себя заложником тех отношений, что существовали между нынешним президентом Узбекистана Исламом Каримовым и покойным лидером Туркменистана Сапармурадом Ниязовым. Он свободно идет на контакты, руководствуясь прагматизмом и желанием покончить с изоляционистской политикой туркменбаши. Каримов так и не смог преодолеть антипатию к Ниязову, он даже не приехал на его похороны. На Востоке такое отношение просто оскорбительно. Сами жители Узбекистана негативно отнеслись к такому решению своего президента. Тем самым Каримов в отличие от президента Казахстана Нурсултана Назарбаева упустил шанс решительного прорыва во взаимоотношениях двух стран. Опять начался вялотекущий процесс официальных мероприятий, что наблюдалось уже не раз эти годы.
Речь сейчас может идти только о качественно новом содержании. Добрая воля со стороны нового туркменского лидера есть. И лишь Каримову предстоит переступить через высокомерность руководителя несостоявшейся региональной сверхдержавы, прошедшей путь от ГУУАМ до ОДКБ и обратно.
Туркменистан стремительно набирает очки, как ведущий игрок газового рынка Центральной Азии. Гурбангулы Бердымухамедов наладил хорошие личные отношения с Нурсултаном Назарбаевым. Теперь Казахстан реально стал союзником Туркменистана как в транскаспийском, так и прикаспийском проектах доставки углеводородов в Европу. Узбекистан в этих проектах уже никогда не будет играть роль первой скрипки. И это не добавляет симпатий Каримова к туркменскому лидеру. Теперь узбекскому лидеру предстоит иметь дело в нефтегазовой сфере региона уже со сложившимся тандемом. В прошлом логика развития узбекско-туркменских отношений была довольно противоречивой, хотя и сейчас она не представляется прозрачной и понятной.
Китайцы словно булавкой проткнули две страны своим газопроводом. Но они не решат (да и не захотят) проблем водопользования. Туркменистан, как и прежде, будет забирать столько воды из Амударьи, сколько ему надо. И свои отношения с Таджикистаном он строит без оглядки на соседа. На Востоке большое значение придают поступкам и жестам. Туркменистан здорово разозлил узбекского президента своим заявлением о готовности платить за воду. А теперь и на полмиллиона долларов отправил состав с гуманитарным грузом в Таджикистан. Правда, столько же Бердымухамедов щедро выделил и на восстановление Гаити.
Надо заметить, что туркменский президент не торопился с помощью Таджикистану, а выбирал момент - в самый разгар «рогунской» пропагандистской кампании. Узбекистан вновь остался в гордом одиночестве.
Как дальше будут развиваться отношения двух соседей, покажет время. Будем надеяться, что китайский газопровод будет крепче сердечных уз и заверений в дружбе.