CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Есть ли в Узбекистане религиозные экстремисты? - UzNews.net

23 февраля 2010

Есть ли в Узбекистане религиозные экстремисты?

23.02.10 16:43, UzNews.net

Uznews.net - Одно из последних заключений ЭРГ раскололо поле правозащитников и экспертов Узбекистана на два лагеря: тех, кто считает, что в стране напрочь отсутствуют экстремистские силы, и тех, кто уверен, что борьбу с ними нужно сделать более качественной.

19-го февраля Экспертная рабочая группа (ЭРГ), в которую входят правозащитники, журналисты и члены оппозиционных партий и общественных движений, распространила экспертный доклад «Информационные технологии в распространении материалов религиозно-экстремистского характера в Узбекистане».

Авторы комментария высказали непопулярный в узбекистанском правозащитном сообществе тезис о существовании в стране религиозно-экстремистских сил и о необходимости более качественной борьбы с ними.

В качестве примера в комментарии описан случай вовлечения узбекской молодежи в религиозные экстремистские группы иностранными агентами, активно использующими современные информационные технологии.

По данным ЭРГ, в конце 2007 года семнадцатилетний подросток Дониёр Илесов познакомился в одной из социальных сетей с некими Асланом и Магометом из Чечни. Войдя в доверие юноши, новые знакомые стали рекламировать веб-сайты религиозно-экстремистской направленности и настаивать на том, чтобы Илесов распространял содержание этих сайтов среди своих знакомых.

Через Илесова друзья-чеченцы познакомились еще с двумя молодыми людьми - Мухаммадали Ибрагимовым и Алибеком Токушевым, которые вскоре тоже стали «ретрансляторами» радикальных исламистских идей.

Сотрудничество молодых людей и иностранных вербовщиков продолжалось недолго - 15-го января 2010 года всем трем парням было предъявлено обвинение в посягательстве на конституционный строй и участии в религиозных экстремистских организациях. Токушев заблаговременно подался в бега, а двое других были арестованы.

Не называя имен, ЭРГ сообщает о другом подобном случае, когда несколько молодых людей из Ташкентской области были рекрутированы для пропаганды крайне радикальных исламских идей и даже участия в Исламском джихаде. Далее утверждает, что, несмотря на «доказательства о координации и финансировании религиозного экстремизма из-за рубежа», корень зла кроется все же внутри страны.

Популярности экстремистских идей немало способствует тяжелое социально-экономическое положение в стране, крах национальной идеологии и тупиковая политика государства, репрессирующего набожных мусульман, считает координатор ЭРГ Сухроб Исмаилов.

Поэтому ЭРГ призывает бороться, прежде всего, именно с внутренними проблемами. «Необходимо планировать не «усиление» или «ужесточение» борьбы с терроризмом, а «ее более качественное ведение», - пишут эксперты ЭРГ в своем комментарии.

Как пояснил Исмаилов, под «более качественной борьбой» они подразумевают, прежде всего, решение социально-экономических проблем, выработку идеи, которая могла бы захватить большинство узбекистанцев, взамен невнятной идеологии, предлагаемой нынешним правительством.

Признание экспертами ЭРГ существования в Узбекистане религиозных экстремистов поставило под сомнение многочисленные и частые утверждения других правозащитных групп о том, что все (!) осужденные в стране мусульмане пострадали только из желания власти установить жесткий контроль над всеми сферами общественной, а нередко и частной, жизни под предлогом спасения страны от угрозы исламского экстремизма.

Такой точки зрения придерживается, в частности, руководитель Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) Сурат Икрамов.

Ссылаясь на результаты более чем двухсот мониторингов судов по делам «религиозников», он утверждает, что ни разу обвинение не смогло представить доказательств виновности осужденных по религиозным или политическим мотивам. Как ни разу в суде не были предъявлены вещественные доказательства.

Соглашается с ним и живущий в эмиграции правозащитник Хазраткул Худойбердиев, утверждающий, что «режим (Каримова, - прим. редакции) злоупотребляет своей властью и продолжает давить все больше и больше на мусульман, выдумывая различные названия своим операциям и своим жертвам».

Но у ЭРГ есть контраргументы. «Мы часто оказываем помощь, когда дела имеют религиозную мотивацию. И у многих из тех, кому мы оказывали помощь, есть дальновидная целенаправленная программа. Я не хочу сказать, что все возбужденные по религиозным мотивам дела имеют под собой реальные основания - мы признаем, что среди осужденных очень много невинных людей», - говорит Исмаилов.

Руководитель общественного движения «Бирдамлик» («Единство») по Узбекистану Диларом Исхакова, являющаяся, кстати, одним их авторов скандального комментария, разделяет точку зрения координатора ЭРГ.

«Главное, в чем я согласна с Исмаиловым, это то, что если мы будем повторять, что нет никакого экстремизма, мы не будем правы. В любом обществе есть проявление всего - и позитивного, и негативного. Другое дело, сколько, какой процент, какие существуют масштабы этой проблемы», - считает Исхакова.

Правда, она не согласна с утверждением координатора ЭРГ о наличии доказательств координации и финансирования религиозных экстремистских групп из-за рубежа. Однако Исмаилов, отстаивая свою позицию, согласился, не называя имен фигурантов, рассказать о том, что некоторым из них за распространение листовок платили в месяц от $200 до $400.

Это же подтверждает и житель Андижана, никак не связанный ни с одной из правозащитных групп или политических партий.

«Задолго до событий в мае 2005 года в Андижане появились «благодетели», которые предлагали работу. Подчеркну, что с работой в Андижане и тогда, и сейчас было очень плохо. А они платили $100 в месяц - деньги большие для Андижана, - рассказывает андижанец.

- Эти люди не только платили зарплату, но и помогали всем, кто в чем-то нуждался: могли помочь собрать детей в школу, купить жене пальто на зиму. Правда, при приеме на работу они предупреждали, что придет день, и за эти благодеяния нужно будет оказать услугу».

По мнению андижанского собеседника, именно эти люди, для кого пришло время расплачиваться за помощь, и составили значительную часть протестующих 13-го мая 2005 года: «Конечно, они не экстремисты - просто заложники экономического краха страны, кому пришлось платить по счетам, но как назвать их «благодетелей»?».

Этот же источник подтвердил, что в безработном Андижане можно было подработать распространителем листовок провокационного характера.

«Наверное, больше чем в половине узбекских семей был хотя бы один человек, кто занимался чем-то подобным. Не из-за убеждений, а ради денег», - говорит он.

Комментируя позицию ЭРГ, Исмаилов подтвердил, что группа убеждена в реальности угрозы религиозного экстремизма в Узбекистане.

«Но я согласен с Икрамовым в том, что проблема религиозного экстремизма преувеличивается государством и поддерживается для оправдания полного контроля над жизнью общества», - заявил Исмаилов.

Uznews.net

uznews.net

Предыдущая статьяТаджикистан посетила делегация АБР » Avesta.Tj
Следующая статьяСемейное насилие: Надо менять не только законы, но и сознание людей, - Voice of Freedom :: Zamandash press