CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

CA-NEWS : Москва уверена, что отправка российских миротворцев в южную Киргизию вызовет прямое военное столкновение с Узбекистаном, - "Stratfor" (США)

18 июня 2010

Москва уверена, что отправка российских миротворцев в южную Киргизию вызовет прямое военное столкновение с Узбекистаном, - "Stratfor" (США)

17 июня 2010, 13:50, CA-NEWS (KG)

CA-NEWS (KG) - Москва справедливо уверена в том, что отправка российских миротворцев в южную Киргизию вызовет прямое военное столкновение с сердитым и нервным Узбекистаном.

Киргизский кризис и российская дилемма ("Stratfor", США) Питер Зейхан (Peter Zeihan) 15/06/2010 (Публикуется с сокращениями, - прим. ред. CA-News)

Разведывательные службы России по-прежнему не имеют себе равных. На самом деле, теперь, находясь под прямым патронажем российского премьер-министра, они обладают большими ресурсами и влиянием, чем когда-либо. Они доказали, что могут перемонтировать схему украинского политического устройства, чтобы исключить американское влияние, манипулировать событиями на Кавказе, чтобы свести на нет авторитет Турции, вызывать беспорядки в прибалтийских государствах, чтобы вывести из равновесия членов НАТО, и дать обратный ход цветной революции в Киргизии.

Узбекские разведслужбы созданы по примеру их российских аналогов, и их агенты рассеяны по всем группам населения, чтобы гарантировать благонадежность и уничтожать инакомыслие. Это единственная страна из пяти бывших советских республик в регионе, у которой есть вооруженные силы, способные вести реальные боевые действия. Это единственная страна из пяти, чьи города находятся в последовательной близости друг от друга и соединены приличной инфраструктурой (даже несмотря на тот факт, что страна разделена на ташкентский и ферганских регионы благодаря картографическому творчеству Сталина). Это единственная страна из пяти, которая может похвастаться и политической стабильностью (хотя и политически нервной), и способностью проецировать свое влияние. И это единственное центральноазиатское государство, самообеспеченное в плане и еды, и энергии. И вдобавок ко всему этому, около 2,5 миллионов этнических узбеков проживают в других четырех бывших среднеазиатских республиках, что дает Ташкенту массу инструментов для манипуляции событиями в регионе.

И именно этим он и занимается. Вдобавок к странному приграничному спору, Узбекистан решительно вмешался в гражданскую войну в Таджикистане в 1990-х. Ташкент не стесняется озвучивать свои мысли о том, что, по его мнению, большая часть таджикской и особенно киргизской территории должны принадлежать Узбекистану - и это особенно касается территории южной Киргизии, страдающей сегодня от насилия и беспорядков. Узбекистан рассматривает многие российские стратегии по выдавливанию западных интересов из Центральной Азии в качестве подготовки к действиям против самого Узбекистана, и отличным примером этого является проведенный при поддержке русских переворот в Киргизии.

С марта по май Узбекистан начал активизацию своих резервистов и укрепления приграничных районов в Ферганской долине, что усилило страхи в Бишкеке с визга до паники. Учитывая узбекские ресурсы, мотивы и возможности, Москва справедливо уверена в том, что отправка российских миротворцев в южную Киргизию вызовет прямое военное столкновение с сердитым и нервным Узбекистаном.

С точки зрения Stratfor, Россия бы победила в этой войне, но победа далась бы непросто и стала бы дорогостоящей. Фергана находится далеко от России, и российские вооруженные силы состоят по большей части из стационарных, а не экспедиционных сил, как в США. Пути снабжения узбекской армии измеряются сотнями метров, а российской - тысячами километров. Более того, Узбекистан может прервать практически все поставки центральноазиатского газа, текущего в Россию, не нанеся ни единого удара. (Туркменский природный газ, от которого обычно зависит российский "Газпром", поставляется в Россию через узбекскую территорию.)

Однако Россия еще может решить, что ей не избежать этого конфликта. У русских нет достаточных вооруженных сил в регионе, чтобы защитить Киргизию, и они не могут перебросить туда население, способное трансформировать эту страну. Поэтому российские отношения с Киргизией не основываются ни на военной стратегии, ни на экономической рациональности. Взамен, они основаны на необходимости поддерживать определенный уровень уверенности и страха - уверенности в том, что русские защитят Киргизию в критический момент, и киргизских страхов по поводу того, что с ними сделает Россия, если они не войдут в российскую сферу влияния.

Эта стратегия очень напоминает об американской доктрине сдерживания времен "холодной войны", в рамках которой Соединенные Штаты обещали помогать любому союзнику при любых обстоятельствах в обмен на помощь в сдерживании Советов. Это позволяло Советскому Союзу выбирать время и место конфликтов и вызывало ангажированность США в таких странах, как Вьетнам. Если бы Соединенные Штаты уклонились от боя, структура американского альянса развалилась бы. Сегодня Россия сталкивается со схожей дилеммой, и, точно так же, как и Соединенные Штаты не имели никакого экономического повода находиться во Вьетнаме, русским, на самом деле, все равно, что происходит в Киргизии - не считая того, как это влияет на российские интересы в других местах.

Но даже победа над Узбекистаном не решит эту проблему. Уничтожение единственного прочного правительства в регионе создаст вакуум безопасности. И вновь, американцы показывают тут полезный пример: "победа" США над Ираком Саддама Хусейна и талибским Афганистаном доказала, что "выиграть" - это самое простое. Долгосрочная оккупация региона, призванная сделать так, чтобы победа оказалась не хуже статуса-кво до войны, - это усилия длиной в десятилетия, а то и целые поколения, требующие значительных человеческих и финансовых затрат. России отчаянно требуются эти ресурсы в других местах - особенно в скором будущем, когда Соединенные Штаты уже не будут так озабочены Ближним Востоком.

Россия пытается искусно занять половинчатую позицию, утихомиривая узбеков и предлагая компромисс в виде нероссийских войск Организации коллективного договора безопасности в качестве альтернативы российским вооруженным силам. Это может помочь разрешить непосредственный кризис, но ни узбеки, ни связанные с ними проблемы никуда не денутся. И в отличие от России, Узбекистан может похвастаться очень высоким приростом населения.

В сухом остатке мы имеем следующее: несмотря на все недавние достижения России, стратегия Москвы требует инструментов, которых у русских больше нет. Она требует, чтобы Москва углубилась в субрегиональную политику стран, которые могут обобрать Россию до нитки - и все это даже до того, как любая держава, желающая России зла, начнет выяснять, чего она может добиться, действуя вместе с узбеками.

Перевод - ИноСМИ

ca-news.org

Предыдущая статьяCA-NEWS : The Wall Street Journal: Вашингтон должен воспрепятствовать проведению "миротворческой" операции под флагом России или ОДКБ
Следующая статьяД.Кабанов: Русские уезжают из Киргизии