Иранский кризис: ситуация накаляется
18 Июня 2010, Echo
США вводят новые односторонние санкции против Тегерана
НУРАНИ
Вашингтон усиливает давление на Тегеран. По последним сообщениям из Вашингтона, США объявили о введении нового пакета односторонних санкций в отношении Ирана. Под ограничения, предусмотренные американским Министерством финансов, подпадут ряд контролируемых государством банков, компании, занимающиеся перевозками морских грузов, а также командования ВВС и ракетных сил Корпуса "стражей исламской революции". Эта инициатива, подчеркивают в США, стала первым шагом в реализации мер, утвержденных на прошлой неделе в Совете Безопасности ООН. Более того, глава Минфина Тимоти Гайтнер подчеркнул, что список санкций против Тегерана будет в ближайшие недели расширен. "Мы продолжим бороться с поддержкой Ираном террористических организаций, - подчеркнул он. - Наше внимание по-прежнему будет сосредоточено на Корпусе "стражей исламской революции". Между тем еще на минувшей неделе в Вашингтоне объявили о создании специальной правительственной группы по надзору за осуществлением карательных мер против Исламской республики - ее возглавит специальный советник Госдепартамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Роберт Айнхорн.
В Иране продолжают выступать с жесткими заявлениями в адрес Запада. Однако и о необходимости выглядеть "конструктивными партнерами" теперь тоже не забывают. Во всяком случае президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад, выступая на митинге в городе Шахре-Корде, заявил, что желает "наказать" мировые державы за наложение санкций на Тегеран, чтобы "подтолкнуть их тем самым к диалогу". И вообще, по его мнению, Запад должен вести себя в отношении иранцев "как воспитанный ребенок", поскольку тактика "кнута и пряника" с ним не сработает и Иран "не уступит и на йоту". Затем Ахмадинеджад обвинил западные страны в том, что они, дескать, "демонстрируют дурной характер и бесовские манеры", не выполняют собственных обещаний и должны быть за это наказаны". Затем, еще больше распалившись, пообещал, что, оказывается, Иран должен спасти американцев от их собственного "агрессивного и антидемократичного правительства", потому как в Америке нет свободы слова и прессы, и СМИ не имеют права печатать антиизраильские материалы или организовывать акции протеста против "преступлений сионистов".
Как увереы многие эксперты, эта речь Ахмадинеджада стала ответом на приглашение обсудить ядерные разработки Тегерана, направленное верховным комиссаром ЕС по внешней политике Кэтри Эштон главе группы иранских переговорщиков Саеду Джалили.
СМИ, однако, цитируют и другое заявление Ахмадинеджада - о том, что Иран готов возобновить переговоры с мировыми державами по ядерной проблематике, но на определенных условиях, и эти условия вскоре будут объявлены. Кроме того, он дал понять, что все еще согласен на сделку с Бразилией и Турцией об обмене ядерного топлива, уточнив, что соглашение "будет иметь силу" в будущих переговорах.
Но вместе с тем эксперты обращают внимание, что одновременно с намеками на готовность к переговорам в Иране ведется и разработка нового ядерного реактора. Его называют "исследовательским", но вот для чего он предназначен на самом деле, мнения расходятся. Тем более что "исследовательским" при желании можно объявить практически любой реактор, в особенности не подключенный к турбинам для выработки электроэнергии. Во всяком случае глава Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи уже открыто обещает, что новый реактор будет мощнее существующих. к тому же Иран планирует построить несколько таких реакторов. С их помощью, по официальной версии, Тегеран надеется производить радиоактивные изотопы для собственных нужд, а также на экспорт. В это теоретически можно было бы поверить, если бы все не сопровождалось демонстративным отказом Ирана от выполнения своих обязательств перед МАГАТЭ в части инспекций ядерных объектов.
На этом фоне рассуждения иранских лидеров о готовности к переговорам вперемешку с агрессивной лексикой и цветисто-истеричными обвинениями в адрес Запада переводятся очень просто. В Тегеране просто предлагают признать за ИРИ право, получив доступ к ядерным технологиям в рамках МАГАТЭ в обмен на обещание не создавать свою ядерную бомбу, проводить международные инспекции ядерных объектов и т.д., теперь вывести свою ядерную программу из-под международного контроля. А обеспокоенным западным партнерам милостиво создают возможность "сохранить лицо".
Можно, конечно, долго иронизировать, насколько адекватно Махмуд Ахмадинеджад представляет себе расклад сил на нынешней мировой арене, в особенности если речь идет о его обещаниях "освободить американцев", и насколько примитивной может быть в ИРИ та самая "официальная" ложь, а это уже верный индикатор отношения властей того же Ирана к собственному народу. За которым тот же Ахмадинеджад не признает никакого права задуматься, по силам ли Ирану "освобождение США". Но куда важнее другое. В Иране продолжают выступать с громкими заявлениями, но, как признают многие, и санкции СБ ООН, и односторонние санкции США и ЕС уже наносят серьезный ущерб иранской экономике. Выдерживать их прессинг до бесконечности страна не сможет, в особенности сегодня, когда власти уже столкнулись с массовыми протестами. В таком случае, предупреждают эксперты, для укрепления позиций власти шаг к войне могут сделать и в самом Иране. Где, судя по всему, уверены, что для США еще один вооруженный конфликт уже не по силам.
На этом фоне особое беспокойство вызывает намерение Ирана отправить в сектор Газа свои два корабля - с "гуманитарной помощью", но на их борту будут находиться и "добровольцы". К тому же экскортировать суда обещают представители "Корпуса стражей исламской революции". А это, предупреждают аналитики, прямой шаг к войне. Плюс ко всему в Иране, судя по всему, уверены, что в случае вступления в конфликт Израиля Тегеран может заручиться поддержкой арабских стран, которые сегодня весьма прохладно (и это еще мягко сказано) воспринимают иранские ядерные амбиции. Так или иначе, очевидно, что напряженность вокруг Ирана растет, а руководство ИРИ не проявляет готовности к конструктивному диалогу.