CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

polit.ru

Клара Кабилова: «Завтрашний референдум в Киргизии - это широкомасштабная профанация»

28 июня 2010

Клара Кабилова: «Завтрашний референдум в Киргизии - это широкомасштабная профанация»

26 июня 2010, 15:07 polit.ru

О возможных губительных последствиях завтрашнего референдума в Киргизии рассказывает лидер киргизской партии «Мы за прогресс», экс-председатель Центральной избирательной комиссии Киргизии Клара Кабилова.

- Клара Саматовна, как вы прокомментируете предварительные результаты расследования событий в Ошской и Джелалабадской областях, обнародованные Государственной службой национальной безопасности Кыргызской Республики? Напомним, речь идет о возможном участии в разжигании межэтнических столкновений боевиков «Исламского движения Узбекистана» (ИДУ) и «Союза Исламского Джихада» (СИД).

- Тон и стилистика официального пресс-релиза, распространенного службой национальной безопасности, говорят об участии боевиков как о выявленном и доказанном факте. Такая оперативность следствия и категоричность его выводов настораживает. Считанные дни прошли с того момента, когда наконец утихла стрельба, а нам уже преподносят виновников. Как на блюдечке. И это при том, что точные данные о жертвах столкновений до сих пор не выяснены. Если независимые наблюдатели и правозащитники называют цифру в две тысячи убитых, то временное правительство занижает эти данные в десять раз.

Что же касается действительного участия в конфликте исламских экстремистов, то полностью такую возможность исключать нельзя. Ни для кого не секрет, что в современном мире найдется немало тех, кто заинтересован в дестабилизации обстановки в Центральной Азии. Я допускаю возможность того, что деструктивные силы могли воспользоваться межнациональным конфликтом для решения своих задач. Но насколько велика их роль в организации беспорядков? Полагаю, что ответа на это вопрос пока нет.

Конечно, ГСНБ прямо и безапелляционно обвиняет в привлечении боевиков на территорию Кыргызстана людей из ближнего окружения экс-президента Бакиева. Но прежде чем делать подобные заявления, стоит внимательно изучить мотивы сторон. Считаю, что Бакиевым конфликт на межнациональной почве не выгоден.

-Чем объясняется такая уверенность?

- Позиции сил, поддерживавших Бакиева на юге традиционно сильны. Учитывая это обстоятельство можно предположить, что Бакиев, или кто-либо из его ставленников, скорее заинтересован в проведении очередных выборов, в ходе которых он может получить голоса избирателей, не раз выражавших ему поддержку в прошлом.

- И все-таки конфликт разразился. На территории, до сих пор считавшейся «вотчиной» клана Бакиевых:

- Да. И обвинения, звучащие в его адрес, имеют своей целью отбор голосов у бывшего президента. Думаю, расчет строится на том, чтобы избиратель отвернулся от человека, якобы заварившего эту кровавую кашу. Я никогда не питала симпатий к Курманбеку Бакиеву, но это не значит, что стоит с легкостью принимать все претензии, обращенные к его персоне. Истина не терпит пристрастий.

- Хорошо, кто же тогда виноват в тех событиях, что потрясли своей жестокостью весь мир?

- Повторю еще раз - не исключаю, что вспышка насилия была спровоцирована извне. Не исключаю, что религиозные фанатики приложили к этому руку. Но исламисты и прежде предпринимали всякого рода попытки разжечь конфликт, однако они достаточно успешно пресекались силовиками. До тех пор, пока в республике не стало власти в нормальном понимании этого термина.

- Что вы имеете в виду? За свержением Бакиева практически мгновенно последовало установление власти временного правительства.

- Отмечу - правительства нелегитимного! Вопреки общепринятым демократическим процедурам, вошедшего в правительственные кабинеты самовольно, единоличным решением. Это узурпированная власть, не получившая предварительного одобрения парламентом, как это принято в цивилизованных странах.

Более того, с момента своего воцарения кабинет Розы Отунбаевой отменил все действующие законы. Вместо них стране предлагаются декреты, зачастую противоречащие друг другу и совершенно неспособные заполнить правовой вакуум, возникший в Кыргызстане. Не секрет, что главное занятие так называемого временного правительства - дележ министерских портфелей и финансовых потоков, поступающих в республику. За девяносто дней, прошедших после ухода Бакиева, мы так и не увидели позитивных изменений. Зато наблюдали, как страна катится под откос. Ну а после событий в Оше и Джалалабаде иллюзий по поводу правительства Отунбаевой не осталось. Это деструктивная сила, которая привела страну к расколу и кровопролитию. Более того, сегодня временное правительство греет руки на горе своего народа.

- Каким образом?

- Кто бы ни был инициатором и вдохновителем межнационального конфликта, правительство, своим бездействием и безответственностью допустившее это, несомненно, получает ряд дивидендов. Это и отбор пробакиевского электората, о чем я уже говорила, и привлечение помощи мирового сообщества, распределение которой стало весьма выгодным «бизнесом», и хороший повод для силовой расправы с оппозицией. А «исламские террористы» - еще один повод дать мировому сообществу понять, что ситуацию должна контролировать хоть какая-то власть. Коней на переправе не меняют, как известно, а потому кабинет Отунбаевой может рассчитывать на то, что ему простят маниакальное стремление к единовластию и преследования оппозиционеров. Лишь бы не было войны, как говорится.

- В чем выражается преследование оппозиции, о котором вы говорите?

- Начну с того, что оно закономерно продолжает линию, выбранную нынешним самозваным правительством в тот момент, когда президент Бакиев спешно покидал страну. Приход к власти нынешнего правительства, по сути, был переворотом. Не одобренный парламентом, этот акт с самого начала был вне закона. Но желание во что бы то ни стало удержать захваченное, толкает правительство Отунбаевой на новые нарушения. Чего стоит хотя бы отмена Конституционного Суда - шаг беспрецедентный. Произошедшее можно сравнить с октябрьским переворотом 1917 года в России. Но трагедия Кыргызстана в том, что 37-й год наступил одновременно с 17-м. С первых же дней своего существования временное правительство начинает настоящую охоту на всех, кто может как-либо посягнуть на его власть.

Достаточно было Исхаку Масалиеву, человеку широко известному в республике своим трепетным отношением к законам и их соблюдению, заявить, что «любую власть нужно легитимизировать через парламент», как его тут же обвинили «в посягательстве на государственные устои» и заключили под стражу. За одну только мысль, высказанную вслух!

Мирослав Ниязов, не допустивший межнациональных столкновений в Наукшенском районе, был изгнан оттуда под предлогом того, будто бы не мир он там поддерживал, а «зарабатывал политические очки», тем самым, нарушая монополию власти на симпатии избирателей.

- Но ведь завтра состоится референдум, на котором народ может ясно и недвусмысленно высказать свое мнение! Чем не способ восстановить равновесие в стране?

- Завтрашний референдум - это широкомасштабная профанация, не имеющая аналогов в современной истории. Заявляю это со всей ответственностью, потому что, как бывший председатель центральной избирательной комиссии, хорошо знакома с ситуацией. Возможность голосовать без документов, возможность отдать свой голос сразу на нескольких участках, а также лишение голосов беженцев и трудовых мигрантов дает временному правительству возможность для самых масштабных подтасовок и фальсификаций. Референдум никак не приблизит нас к парламентской республике, но наверняка закрепит за нынешним правительством его господствующее положение, послужит прикрытием для совершенных преступлений и оправданием пролитой крови. Да и кто утвердит его результаты - упраздненный Конституционный Суд?

По самым скромным подсчетам, около 40% избирателей лишены права голоса. За остальных все могут решить политтехнологи-умельцы из правительства. Мнение народа будет проигнорировано в очередной раз. Такая безответственность может закончиться только новым социальным взрывом.

И опять же - не исключаю возможности того, что враждебные нам силы руками исламских фундаменталистов могут принять еще более активное участие в дестабилизации ситуации как в Кыргызстане, так и в центральноазиатском регионе, имеющем огромное геополитическое значение.

- Возникает извечный вопрос: «Что делать?»

- Здоровые силы, которые еще есть в республике, предлагали отказаться от проведения референдума, отложить его хотя бы на год. Сейчас гораздо важнее решить более насущные проблемы - обеспечить право наших сограждан на жизнь, восполнить правовой вакуум и провести процедуру легитимизации власти. Увы, окружение Розы Отунбаевой не прислушивается к этим доводам. Остается ждать результатов референдума. И готовиться к его неизбежным последствиям. Надо отметить, что разрушительная политика временного правительства заставила самые разные партии и группы внутри Кыргызстана сделать шаг навстречу друг другу. Сейчас, когда Родина в опасности, не время для выяснения разногласий. Меня обнадеживает тот факт, что создаваемый в Кыргызстане «Комитет народного единства и спасения» собирает под своим крылом самые разные силы. Общей платформой для которых является четкое осознание опасности, исходящей от временного правительства и готовность брать на себя ответственность. Даже тогда, когда в страну придет хаос. После завтрашнего референдума избежать его вряд ли удастся.

polit.ru

Предыдущая статья«Афганизации» Киргизии не будет
Следующая статьяЕсть ли пресса в Узбекистане и какова ей цена?