CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Много: партийный Туркменистан

28 июня 2010

Много: партийный Туркменистан

25.06.10 gundogar

Руслан Бабанов

Единственная «овца», которую Ашхабад может положить на алтарь перед западными партнерами, - это демократия. 12 мая Бердымухамедов начал рыть для нее котлован. Вопрос, который разрешится в ближайшей перспективе - будет ли он для фундамента или для могилы.

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов объявил, что политическая система его страны впервые за многовековую историю станет многопартийной.

События развивались стремительно, блестяще отрепетировано и напоминали немецкий блиц-криг в первые месяцы Великой отечественной войны.

12 мая президент наметил ориентиры к формированию многопартийной системы в своей статье «Экономическая стратегия Туркменистана: опираясь на народ, во имя народа».

14 мая президент выдвинул идею создания крестьянской партии «для пропаганды аграрных реформ».

15 мая Совет старейшин единогласно утвердил предложенный президентом проект создания многопартийной системы.

«Я твердо уверен в том, что наша страна избрала верный путь - это путь реформ и преобразований, который позволит ей достичь еще больших высот. В Туркменистане заложен прочный фундамент демократического, правового светского государства», - уверен Бердымухамедов.

На фоне деятельности, к примеру в России, таких «оппозиционных» структур, как, например, «Справедливая Россия», считаем долгом напомнить уважаемому читателю, что же такое на самом деле «политическая партия». Одно из наиболее распространенных определений гласит: «Политическая партия - особая общественная организация, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках:» Дальше неинтересно. В том случае, если созданная на Совете старейшин организация является партией, она уже сейчас стремится к овладению государственной властью. Что, конечно же, не может не возмущать здоровый туркменский ум, искренно преданный президенту Бердымухамедову.

Но допустим, что с милостивого разрешения старейшин кучка энтузиастов, ратующих за аграрную реформу и втайне помышляющих об овладении властью, и соберется под насмешливыми взглядами всего туркменского народа в эту партию. Как же - многопартийность! Ведь не оговорился же Бердымухамедов, обещая ее своему строящемуся правовому государству. Классическое определение гласит: «Многопартийная система - политическая система, при которой может существовать множество политических партий, теоретически обладающих равными шансами на получение большинства мест в парламенте страны».

Таким образом, не две, а множество, обладающих равными шансами. Но допустим, что все партии будут обладать равными правами, но, разумеется, не в каждой будет национальный лидер Бердымухамедов. Но так же очевидно, что за каждой партией обязаны стоять какие-то силы.

Отпустим фантазию в полет.

Создав Крестьянскую партию Туркменистана, президент уже лишил действующую власть опоры среди дайхан. Развивать заложенную тенденцию и создавать дальше Рабочую или Газодобывающую партии противопоказано во всяком случае.

Если обратиться к другой тенденции, то можно было бы развить партийность по принципу национальному. Однако этого также делать нельзя, потому как туркменская власть не признает на своей территории прав национальных меньшинств. С другой стороны, партии легко бы укрепились на основании территориального деления страны на два района: восточный - вдоль Амударьи - и южный - от Каспия до Мары.

Конечно, в арсенале Бердымухамедова остается проверенный демократиями способ создания партий на базе различных идеологий. Но для движения по этому пути необходимы идеологии, а им необходима нация, а та, в свою очередь, формируется столетиями, проходя через кровавые этапы становления. Так формируются нации в Киргизии и на Украине . Эволюционный путь развития когда-нибудь подведет к этому сложному рубежу и Туркменистан. Сомнительно, чтобы Бердымухамедов стремился форсировать события.

Как известно, если бросить семя в почву, оно даст всходы, или засохнет.

Оставив насмешки над незрелой туркменской инициативой, все же стоит предполагать, что Бердымухамедов не сразу бросит начатое. Будет съезд Крестьянской партии с краткой вступительной речью президента и бурными овациями собравшихся «оппозиционеров». Будет активизация межпарламентского сотрудничества Туркменистана с зарубежными странами.

Некоторые сведущие в туркменских делах люди, обыкновенно предпочитающие оставаться неназванными, даже ведут речь о возможности освобождения из тюрем ряда квалифицированных строителей партийной системы прошлого правления. В таких случаях первым фигурирует имя бывшего руководителя бывшей Коммунистической партии Туркменистана Сердара Рахимова, осужденного в 2003 году за участие в попытке государственного переворота.

По сообщению Государственного информационного агентства Туркменистана (ТДХ), Бердымухамедов на Совете старейшин также отметил, что «настало время постепенно, не ускоряя искусственно развернутых в стране преобразовательных процессов, учитывая все факторы, приступать к созданию многопартийной общественно-политической системы». Ключевое слово в речи президента - «искусственно». Означать оно может лишь одно - процессы будут развернуты до тех пора, пока они нужны самому президенту.

Возникает центральный вопрос: к чему известному знатоку туркменской медицины, верховой езды, проблем модернизации этот опасный зверь - «многопартийность»?

Первое, что напрашивается самым очевидным образом, - вот-вот внешняя политика Туркменистана вырвется из-под навязчивого влияния КНР и обратится на Запад. Финансовый кризис, прошлогодняя «газовая война» с «Газпромом», последние заявления ответственных лиц из Москвы о минимизации импорта туркменского газа - все поставило под угрозу туркменский бюджет и сам факт существования современного режима в Ашхабаде. А туркмены уже стали привыкать жить на китайские кредиты, в надежде на большие китайские деньги. А тут вдруг «кость» от Пекина в виде 10,5 млн. долларов на социальные нужды.

Однако руководству «нейтрального Туркменистана» хорошо должна быть известна судьба казахстанского нефтегазового комплекса после слияния с компаниями из КНР. Переносить столицу подальше на запад Бердымухамедову некуда.

Таким образом, напрашивается вывод о немедленной активизации диалога по «Набукко». Что же станет разменной монетой? Туркменистану нужны деньги и долгосрочные контракты. Европе нужен газ. США нужна военная база и наземный транзит грузов НАТО. Расклад очевиден, но столь же ясно, что ни газа, ни базы Туркменистан незамедлительно дать не сможет и не захочет, между тем, как деньги и противовес китайскому влиянию необходимы уже сегодня. Единственная «овца», долго приберегаемая правителями в Ашхабаде, которую можно положить на алтарь перед требовательными западными партнерами, - это демократия. 12 мая Бердымухамедов начал рыть для нее котлован. Вопрос, который разрешится в ближайшей перспективе - будет ли он для фундамента или для могилы.

Следуя прежней логике, возможно предположить, что в ближайшее время Бердымухамедов после небольшой передышки, необходимой Западу для переосмысления сигналов с Ашхабада, освободит из тюрем нескольких наиболее умеренных и «раскаявшихся» оппозиционеров и после публичного покаяния даст им возможность вернуться к общественной деятельности. Этот шаг будет символизировать как самоуверенность ашхабадского режима, так и его готовность цинично использовать сознательно нагнетаемые внутриполитические противоречия для решения внешних задач.

Стабильность российско-туркменских партнерских отношений зиждется на планомерной ретираде России без сопротивления и обид. Даже больше - в нарушение прежних договоренностей Россия гордо стремится уйти из Туркменистана раньше обозначенного срока, а срок этот - введение на полную мощность газопровода в Китай, запуск «Набукко» и строительство американского «транзитного центра» в Мары. Опережая сроки сдачи Туркменистана Россией, «Газпром» мчится в авангарде современных процессов.

Источник :: Время Востока

gundogar.org

Предыдущая статьяРубикон для Киргизии
Следующая статья«New York Times»: Новым властям Кыргызстана нельзя было вовлекать К. Батырова в свои разборки