Есть ли пресса в Узбекистане и какова ей цена?
Jun. 27th, 2010 at 2:46 AM ferghana-blog
В прошлую пятницу в Узбекском национальном академическом драматическом театре (бывший - имени Хамзы) с триумфом прошел очередной праздник журналистов - День работников печати и средств массовой информации, ежегодно отмечаемый в Узбекистане 27 июня. Как всегда, дифирамбных речей в свой адрес и призовых мест удостоилась «коронованная» пишущая братия, упивающаяся (в тандеме с чиновниками административной верхушки) успехами за годы независимости и демократии.
Как и раньше, стандартную приветственную речь президента по случаю торжественного мероприятия зачитал главный куратор прессы страны, бессменный госсоветник Хайритдин Султанов, в одном лице - главный «душитель» и «поводырь» свободы слова и печати. И на манеже были все те же - раскормленно-холеные учредители изданий и их послушные ставленники (главреды) со сканированными улыбками, скользкие блюстители безопасности и морали в прессе с проницательными взглядами и нюхом гениальных сыщиков. Всякого там рода «аппаратчики», «кабинетчики», «комитетчики» и им подобные - ныне действующие и с приставкой «экс». Порадовал «избранную» аудиторию своим присутствием заместитель Премьер-министра Абдулла Арипов.
Завсегдатаям помпезных форумов представителей «четвертой власти» во все времена жилось неплохо. Не исключение и день сегодняшний, когда среди заядлых «тусовщиков» значатся уж очень знакомые фигуранты крупной весовой категории. В их числе бывший руководитель пресс-службы Кабмина, амбициозно-напыщенный Шерзод Кудратходжаев; главный редактор «Народного слова», самый востребованный комический герой публикаций Интернет-изданий, страдающий слабоумием и чрезмерной страстью к деньгам Уткир Рахматов; бессменный вождь Союза журналистов (никчемной, надо заметить, организации) Шерзод Гулямов; свергнутый ныне глава Общественного фонда по поддержке и развитию независимых СМИ Джамолитдин Хакимов, откупившийся, по слухам, от заточения; крупный аферист и взяточник, начавший когда-то свою профессиональную карьеру со студенческих поборов Файзулла Муминов и прочие коммерсанты от журналистики, имеющие отдаленное представление о предмете своего исследования: В общем, публика, составляющая ныне «цвет и славу» отечественной журналистики. Что характерно, эти же лица с важным видом восседают в креслах жюри практически всех мыслимых и немыслимых конкурсов журналистских работ.
В своей эмоциональной речи, обращенной к труженикам СМИ, лидер страны из года в год (с памятного 1991 года!) не устает повторять о том, чтобы журналисты смелее брались за бичевание пороков и правонарушений в чиновничье-административной среде, не боялись разоблачать нечестные должностные сделки и коррупцию. Вот, к примеру, цитата из доклада на первой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан (23 февраля 1995 года): «Сегодня я хочу обратиться к журналистам, к работникам средств массовой информации с вопросом: почему газетные публикации поверхностны, почему на полосах «тишь и гладь», словно все вокруг прекрасно? Почему не разоблачаются нечестные сделки, должностные преступления?».
После таких выступлений «папы» наученные горьким опытом руководители изданий и рядовые журналисты поступают с точностью до наоборот - прежде чем сдать материал в печать, основательно его вылизывают и «обезвреживают». Ведь гораздо проще сочинить хвалебную оду какому-либо отпетому госдеятелю, даже если знаешь, что от него на расстоянии прет духом бездарщины и разгильдяйства. Уж кто-кто, а местные журналисты знают, как сделать белым и пушистым на газетной странице «мохнаторукого» чиновника или закостенелого коррупционера. При этом, что называется, и волки сыты, и овцы живы, и живые гонорары греют:
На фоне громадной армии выхолощенных корреспондентов, находящихся в фаворе у местных властей, незаметным и потерянным кажется немногочисленный отряд истинных тружеников пера, выбравших для себя тернистые и совсем не благодарные пути. Не находя применения своим способностям и дарованию в редакциях «послушных» изданий, имеющие собственное независимое мнение и суждение журналисты автоматически становятся в оппозицию той же власти (призывающей «разоблачать» и «выводить на чистую воду»), стоит только им заикнуться в печати о злостных нарушителях высокого ранга или мздоимцах. Из-за нежелания соблюдать общепринятые правила двойных стандартов они оказываются загнанными в угол (а нередко, бывает, по сфабрикованным делам и в местах не столь отдаленных), преследуются или находятся в изгнании. Примеров подобного свойства в узбекской журналистике хоть отбавляй.
Не любят говорить наши псевдодемократы информационного рынка также о закрытых по их немилости и вычеркнутых из жизни немногочисленных изданиях, осмелившихся публично критиковать действия власти (даже если речь идет о низшем ее звене). Им, видимо, слабо (ударение на последнем слоге) вступать в конструктивный диалог с коллективом - проще избавиться от не повинующейся, надоедливой и опасной печатной продукции. Так, благодаря чиновничьим «стараниям» ушли в небытие лучшие годы творческого расцвета довольно смелого общественно-информационного еженедельника «ЗеркалоХХI», правдивой газеты «Адвокат-Пресс» и некоторых других:
История развития национальной журналистики доказывает, что в прессу в массовом большинстве идут не из-за большой любви к профессии, а заранее зная магическую силу «корочки», открывающей многие «лазейки» и двери. Почти два десятилетия топчась на месте, информационно-коммуникативная сфера выработала свой стиль воспитания, установила законы и порядки, позволяющие своим покладистым представителям не только мирно и комфортно сосуществовать с всепожирающей машиной власти, но и в свое удовольствие пользоваться ее благами.
«Когда говорят - вот в Узбекистане нет отвечающей всем демократическим нормам свободы печати, я отвечаю - да, действительно, я согласен с этим. Но к этому мы стремимся, это наша цель. А беспредела в этих вопросах я не приемлю и не допущу:». Так заявил Каримов на заре своего президентства, отвечая на вопросы российского корреспондента о свободе слова. Хотя с тех пор прошли томительные годы ожидания, но до сих пор еще не ясно, когда же родная пресса «созреет» до международных стандартов правдивого освещения проблем общества.
Впрочем, медиапространство, созданное и воспитанное в условиях жесткой цензуры (как можно было отменять впоследствии то, чего изначально не было в Конституции?!) и тотального контроля со стороны кураторов различных мастей, включая множество «доглядатаев» в мундирах госбезопасности, и не могло быть иным. Риторические же вопросы главы государства по поводу качественных изменений в прессе, ежегодно адресуемые журналистской братии, у последней уже ничего, кроме иронии и раздражения, не вызывают. Стойкий иммунитет самосохранения и тихого карьерного роста для писак обывательского класса теперь превыше всяких там «служебных долгов» или «чести мундира». Шагая в ногу со временем и приспосабливаясь к «вкусам и цвету» новых хозяев, неплохо устроенные у кормушек госизданий «летописцы» сегодня для себя отлично усвоили одно правило: если хочешь быть «в любимчиках», безоговорочно выполняй то, что тебе укажут сверху. «Не высовываясь» и не оспаривая пусть даже до безобразия абсурдные решения (жираф большой, ему видней!). И, не приведи Бог, заговорить о критике действующей власти и насущных проблемах народа.
Свидетельствуют об этом и итоги вручения традиционной Национальной премии «Золотое перо» в области узбекской журналистики. Ни для кого не секрет, что главными критериями при отборе конкурсных материалов служит отнюдь не талант и незаурядность претендентов-номинантов, а личная привязанность и симпатия к ним со стороны руководства печатных изданий или состава жюри, пусть даже некомпетентного, являющегося в предвкушении предстоящего «отката». Иначе говоря, премия и награды, равно, как и регалии и почетные звания, откровенно покупаются и продаются. По утверждениям людей, хорошо осведомленных в премудростях этой замысловатой «кухни», конкурсные «торги» проходят, словно, если б дело было на аукционе. Престижных наград и призов удостаиваются главным образом те журналисты, кого за глаза, мягко говоря, называют приспешниками и лизоблюдами руководства редакций. Увы, и этот список лучших в кавычках (точнее будет сказано: преданных вассалов) в стране с каждым годом только пополняется.
По мнению источника, приближенного к организации Пятого «Золотого пера» нынешнего года, формально победителями и лауреатами этого, с позволения сказать творческого состязания, стали журналисты, чьи подобострастные труды отвечали главному идеологическому принципу - восхвалению мудрой политики и тактики государственного руководства. А на самом деле соревновались между собой учредители и главные редактора амбициозных изданий (по иронии судьбы, конкурс посвящается Всемирному дню свободы печати, отмечаемому 3 мая, - праздник, в корне чуждый узбекским СМИ) за право «узнаваемости» своего печатного бренда. И, конечно же, за кучу «бабок»:
Вне всякого сомнения, побеждали «сильнейшие и лучшие» - у нас по-другому просто не может и не должно быть! К тому же, учитывая, что за спиной каждого такого венценосного «победителя» стоял конкретный покровительствующий медиамагнат, по странному стечению обстоятельств «затесавшийся» в состав судейской комиссии, все встает на круги своя (Фирдавс Абдухаликов, Равшан Джураев, Уткир Рахматов и пр.). Но когда объявили номинанта-победителя в области Интернет-журналистики, не могли удержаться от смеха даже те, кто по своим убеждениям был далек от «независимых» мышлений. Им оказался не кто иной, как заместитель главного редактора газеты «Народное слово» Салим Дониеров. Человек беспринципный, пользующийся наихудшей репутацией в коллективе. Но это не мешает ему хорошо прислуживать и быть на хорошем счету у своих «кормильцев». И, говорят, нет ему равных, когда случается нужда время от времени «постукивать» на своих же коллег, донося информацию, куда следует. Что же до творческих амбиций, то, судя по всему, при рождении ему по этой части медведь на ухо наступил.
В свете актуальных проблем печати, ее закрытости для масс и непрозрачности, нерешительности (более того - трусости) большинства журналистов трудно «зрить в корень» прозвучавших в приветственной речи президента фраз: «:наша национальная пресса за годы независимости в корне обновилась и динамично развивается:».
Сами же работники пера правительственных изданий, говоря о мнимой свободе слова, тяжко вздыхают: «Раньше, когда действовала официальная цензура, было куда проще с проблемными публикациями, нежели теперь, после ее отмены. - Но, учитывая реалии дня и последствия «непослушания», лучше приспосабливаться и делать то, что от нас требуют сверху, чем быть голодными и гонимыми». И их наверняка можно понять: ведь строптивых и своевольных потом не примут ни в одну редакцию - для этого бывшее руководство уж постарается вволю:
Так что «красная цена» такой беззубой прессе - дырявая копейка: