Москва и Бишкек договорились о военной базе
20:09 23.09.2010, KM.RU Новости
Максим Хрусталев
Москва и Бишкек договорились о размещении в Киргизии объединенной российской военной базы, сообщил в четверг, 23 сентября, заместитель начальника Генштаба Вооруженных сил РФ Валерий Герасимов.
Согласно достигнутым договоренностям, военная база России объединит в единую структуру под общим командованием 4 объекта ВС РФ, расположенных на территории Киргизии: авиабазу «Кант», узел связи ВМФ в окрестностях села Чалдовар, торпедно-испытательный полигон в городе Караколе и сейсмологическую станцию в районе города Майлуу-Суу.
Собственно, предварительная договоренность по этому вопросу между российскими и киргизскими официальными лицами была достигнута еще весной, о чем уже рассказывал КМ.RU. Причем, как можно понять из последнего заявления первого заместителя министра обороны Киргизии Асылбека Ормокоева, киргизская сторона полностью разделяла российскую позицию о необходимости объединения всех российских военных объектов, т. к. «в армии существует единоначалие», уточнил Ормокоев для ИТАР-ТАСС.
Гораздо более интересно, как стороны разрешили недавно поднятый временным президентом Киргизии Отунбаевой вопрос о повышении арендной платы за эти объекты. Как известно, Киргизия ежегодно получает от России $4,5 млн в качестве арендной платы за военные объекты, размещенные на территории республики. Но Роза Отунбаева предложила увеличить эту плату в 4 раза. По правде говоря, такие деньги не были бы, как говорится, «критической суммой» для России, особенно по сравнению с несколькими сотнями миллионов долларов, которыми Россия ссудила прежний киргизский режим Бакиева. По данным Министерства финансов Киргизии, по линии двусторонних льготных кредитов долг составляет $300 млн, по линии двусторонних нельготных кредитов - около $193,5 млн. Кредиты выделялись в первую очередь на проекты в гидроэнергетике (или, как утверждают клеветники, за то, что Бакиев обещал выставить из страны американскую военно-воздушную базу), однако ушли неизвестно куда.
Так что лишние $18-20 млн погоды явно не меняют. Однако тут уже было дело принципа. Мало того, что таким образом России стала бы платить арендную плату даже большую, чем платят американцы за свою базу в «Манасе», но тогда вопрос о деньгах за базу немедленно поднял бы и таджикский президент Эмомали Рахмон, на чьей территории наши войска и военные объекты базируются бесплатно. (Он, правда, и так периодически поднимает эту тему, но безуспешно.) А за ним поспешили бы и все наши прочие «союзники» в ближнем зарубежье. Поэтому о повышении арендной платы за базу и речи быть не могло. Другое дело, что российская сторона могла пообещать денежную помощь Киргизии по каким-то другим каналам, что, очевидно, и было сделано.
Киргизская сторона, правда, в конце лета выступила с достаточно интересной инициативой. Она вновь вернулась к предложению создать еще одну базу (уже на юге страны, о чем договаривались еще летом 2009 года с Бакиевым) и заплатить за все поставками бесплатного оружия. В принципе, такой вариант мог бы получить и положительный ответ. Однако бурные события этого года в Киргизии (революция, контрреволюционные мятежи, межнациональная резня и, самое главное, легкость, с какой в ходе этих событий оружие переходило от силовых структур в руки толпы) заставили Москву скептически отнестись к этому варианту. Прямого отказа не последовало, но был дан четкий намек: оружие будет поставляться только после проведения выборов, и только легитимному правительству, которое сможет обеспечивать в стране стабильность.
Правда, как можно понять, часть киргизских долгов Россия готова списать за получение контрольного пакета производителя торпед ОАО «Транснациональная корпорация «Дастан». Среди прочего, она производит скоростные подводные торпеды ВА-111 «Шквал» и различные компоненты торпедного оружия и имеет свой закрытый испытательный полигон на озере Иссык-Куль. В кулуарах киргизские представители соглашаются уступить предприятие России за списание долгов, но публично заявлять об этом не спешат, опасаясь обвинений в «распродаже Родины».
Видимо, поэтому, с учетом всех этих обстоятельств, на вопрос о возможности повышения арендной планы за российские военные объекты, находящиеся на территории Киргизии, генерал Герасимов уклончиво отвечал, что «данный вопрос сейчас прорабатывается».
Киргизская сторона, в свою очередь, подтвердила, что вопрос о строительстве второй российской военной базы в Киргизии остается актуальным. Об этом еще раз напомнил временный поверенный в делах Киргизии в России Улукбек Чиналиев, который, как уже сообщал КМ.RU, несколько раз поднимал эту тему перед российским руководством.
Тогда же сообщалось о противоречивой реакции российских высших должностных лиц по этому вопросу. Секретарь Совета Безопасности Николай Патрушев, к примеру, напоминал о достигнутой еще с Бакиевым договоренности об этой базе и предлагал принять практические меры к ее реализации. А руководитель Госнаркоконтроля Виктор Иванов предлагал создать эту базу для борьбы с наркотрафиком. Но министр обороны Сердюков, со своей стороны, заявлял, что на новые базы у его ведомства средств нет, а генсек ОДКБ Николай Бордюжа объявил, что и база там России не нужна: пусть американцы, если хотят, ее там и создают.
Американцы, кстати, хотя и заявили еще весной о планах строительства в Баткене, под Ошем, антитеррористического учебного центра, «однако до конца не уверены в его конечной реализации». «Ошский полигон представляет собой бывшее военное учебное стрельбище в Киргизии, которое мы изучаем с возможным, хотя и не определенным намерением переоснастить в антитеррористический и антинаркотический учебный объект для офицеров киргизских правоохранительных органов», - заявляют в Госдепартаменте США. И специально уточняют для российских журналистов: «Если мы реализуем данный проект, то это не будет военная база для американского военного персонала».
Впрочем, еще в августе министр внутренних дел Киргизии Кубатбек Байболов заявил, что республика не ведет переговоров об открытии в Оше новой военной базы США. На днях с аналогичным объявлением выступило и Министерство обороны Киргизии. Причем оно же предложило рассмотреть вопрос о создании Россией в Оше совместного учебного центра, который будет готовить младших специалистов - связистов, водителей БМП, механиков и других. Согласие России не исключено, но, очевидно, оно будет во многом зависеть от итогов предстоящих 10 октября в Киргизии выборов.
К тому же, как утверждает «Коммерсантъ», ссылаясь на свои источники в Кремле, там уже определились со «своим» кандидатом на этих выборах. В администрации президента РФ, по утверждению издания, считают, что в случае победы на парламентских выборах в Киргизии партии «Ар-Намыс» ее глава - экс-премьер генерал Феликс Кулов - изменит Конституцию страны и вернет президентскую форму правления.
Накануне Кулов посетил Москву и не только подписал соглашение о сотрудничестве с партией «Единая Россия», но и был принят президентом Дмитрием Медведевым. Такой чести до сих пор не удостаивался ни один баллотирующийся на выборах киргизский политик, хотя многие из них в преддверии выборов побывали в Москве, отмечает издание.
Собственно, приверженность Кулова президентской форме правления вряд ли является основной причиной (хотя Дмитрий Медведев и резко критиковал временное правительство Киргизии за переход к парламентской республике), определившей предпочтения Кремля. Куда более важным представляются пророссийская ориентация Кулова, которую он неоднократно высказывал, а также его репутация твердого руководителя, не раз продемонстрированная им на практике. Именно он создавал народные дружины и руководил ими при подавлении хулиганских погромов, которыми сопровождались обе киргизские революции в 2005 и в 2010 годах. Кулов также заступался и за права русскоязычного населения республики (правда, эксперты спорят, насколько это было искренне).
Тем не менее, как раз сейчас посольство России в Киргизии распространило официальное заявление, в котором выражается обеспокоенность в связи с ростом «националистической риторики» некоторых киргизских политиков, а также продолжающимся «открытым давлением на граждан, имеющих собственную точку зрения о ситуации в Киргизии». Как сказано в документе, такие процессы дополнительно стимулируют миграционный отток населения из республики, сообщает сайт 24.kg.
Как следует из заявления, российское посольство обеспокоено судьбой около 500 000 этнических русских, проживающих в Киргизии. Как опасается Москва, в результате таких негативных тенденций русские будут вынуждены спешно эмигрировать из страны. Националистическая риторика усилилась в республике в преддверии выборов. Некоторые киргизские общественные деятели считают, что в республике сейчас последовательно проводится в жизнь националистический лозунг «Киргизия - для киргизов».
Поэтому российское посольство напоминает киргизскому правительству, что «Киргизская Республика присоединилась к основным нормативным актам ООН, ОБСЕ, СНГ в области обеспечения прав человека и национальных меньшинств, взяв, таким образом, на себя международные обязательства по защите законных прав и интересов всех киргизстанцев». Поэтому посольство РФ заявляет, что попытки провозглашения особых прав и привилегий для определенной этнической группы не способствуют нормализации межэтнических отношений в стране и негативно сказываются на ее международном имидже.
То, что на проблемы русскоязычного населения Киргизии и неадекватную реакцию на них местных властей обратили внимание и российские власти, и недвусмысленно напомнили о них нынешнему киргизскому руководству аккурат в канун выборов, можно считать прямым «сигналом» (одно из любимых словечек из лексикона президента РФ) последнему, что им в Москве недовольны. Интересно, однако, что и Вашингтон фактически солидаризировался с этой позицией Москвы: посольство США в Киргизии также выпустило официальное заявление, в котором призвало власти «включить все этнические группы в процесс превращения Киргизии в полноценное демократическое общество».
Пока неизвестно, как отреагирует на эти сигналы Роза Отунбаева. Впрочем, последняя сейчас занята не менее важным для страны делом: она пытается списать со своей бедной страны хотя бы часть внешних долгов. Она уже выступила в Нью-Йорке на саммите ООН, посвященном целям развития тысячелетия (к которым ООН относит и борьбу с бедностью), и предложила аннулировать долги «в обмен на охрану окружающей среды». По правде говоря, похоже, что в Киргизии, действительно, мало что осталось, кроме красивой природы. Но большая часть внешнего долга Киргизии (около $2,4 млрд) заимствована у Международной ассоциации развития, которая входит в группу Всемирного банка. Другими крупными кредиторами страны являются Азиатский банк развития и МВФ. А этих товарищей на природоохранную тематику не особенно-то «разведешь».
Поэтому в киргизском руководстве рождаются уже самые экзотические планы по решению долговой проблемы. Отдельные депутаты предлагали, в частности, признать независимость Турецкой Республики Северного Кипра - с расчетом, что последняя оплатит за это внешний долг Киргизии. А вице-премьер Киргизии Азимбек Бекназаров (бывший генпрокурор страны) выступил с идеей: засеять всю республику опиумным маком. Тогда, как выразился политик, «международные организации всполошатся и сами выплатят наши долги». Конечно, мы надеемся, что это была только шутка: