CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Судилище по-кыргызски: «Кровь за кровь!» :: Казахстан. Деловая Неделя.

20 ноября 2010

Судилище по-кыргызски: «Кровь за кровь!»

19 ноября 2010г. ? 44 (922), Деловая Неделя, Казахстан

Мадина Маратова, Бишкек

17 ноября в здании столичного Дворца спорта начался суд по событиям 7 апреля. Как и предполагали правозащитники и адвокаты, данное мероприятие превратилось в политический фарс и судилище.

Нельзя не отметить беспрецедентные усилия правоохранительных органов по обеспечению правопорядка в начале процесса. Списки участников и представителей СМИ вносились заранее, пришедших проверяли дважды на металлоискатель и личным досмотром. Представителям СМИ вручали отличительные бейджи и листовки с пометкой, как следует себя вести, чтобы не отвлекать вершителей правосудия. Весь зал был поделен на три сектора: с одной стороны были отведены места для потерпевших и их родственников, в середине расположили представителей СМИ и НПО, с другого конца - родственников подсудимых. Почти час ушел на то, чтобы около тысячи человек заняли свои места. Выяснилось, что потерпевших и их родственников пришло более 400 человек, еще около 100-родственники подсудимых, около 100 представителей СМИ и более 400 милиционеров обеспечивали охрану сцены по всему периметру. На сцене и расположился непосредственно сам импровизированный суд. В центре - председательствующий судья Бишкекского военного суда Жакыпбек Бектемиров, на левой стороне сцены расселись 13 прокуроров, на правой - 23 адвоката и 22 подсудимых, двое из которых сидели за решеткой.

По делу проходят 28 обвиняемых, из них 6 человек находятся в розыске за пределами Кыргызстана, а именно: экс-президент Курманбек Бакиев, его брат и председатель службы Государственной охраны (СГО) Жаныбек Бакиев, старший сын Марат Бакиев, экс-замминистра Службы Национальной безопасности (СНБ), Мурат Суталинов, экс-министр СНБ, экс-премьер-министр Данияр Усенов и руководитель спецподразделения СГО Эсенбай уулу Байыш находятся, так сказать, в бегах.

На скамье подсудимых из чиновников высокого ранга оказались: экс-руководитель Аппарата президента Каныбек Жороев, экс-генеральный прокурор Нурлан Турсункулов, бывший государственный советник президента по делам обороны и безопасности Эльмурза Сатыбалдиев, руководитель Секретариата президента Оксана Малеванная, заместитель председателя СГО полковник Нурлан Темирбаев, экс-министр обороны Бакыт Калыев, начальник управления специальных операций «Альфа» ГСНБ КР Алмазбек Жолдошалиев. Вместе с ними судят еще семерых бойцов спецподразделения «Альфа» и семерых сотрудников СГО.

Уголовное дело состоит из 60 томов. Вменяют подсудимым убийство двух и более человек, превышение должностных полномочий и прочие статьи. По материалам дела 7 апреля на Центральной площади от пулевых ранений погибло 78 человек, еще 306 ранено. Подсудимые высшего эшелона на скамье подсудимых за то, что дали приказ на ввод чрезвычайного положения и, соответственно, открыть огонь на поражение, а младшего эшелона за исполнение этого приказа.

С самого начала атмосфера в зале была наэлектризована. Как только судья начал процесс с уточнения анкетных данных подсудимых, представители потерпевших начали выкрикивать оскорбления и проклятия в их адрес. К примеру, когда подсудимым необходимо было называть точный адрес проживания, вплоть до номера дома и квартиры, некоторые подсудимые требовали повторить погромче. Родственники подсудимых начали вопрошать: «Зачем?», в ответ один из пострадавших громко ответил: «Сожжем!». Или когда подсудимые говорили о наличии несовершеннолетних детей, потерпевшие кричали, что их дети не доживут до совершеннолетия. Возгласы: «Позор!» и «Кровь за кровь! Смерть за смерть!» были самыми безобидными.

Как выяснилось, заместитель председателя СГО Данияр Дунганов находился на стационарном лечении в больнице, его в зал суда внесли на носилках. Лежа он отвечал на вопросы судьи. Люди, получившие ранения 7 апреля, начали кричать, чтобы он встал и посмотрел им в глаза. На увещевания судьи пострадавшие не реагировали, только живой кордон милиции спасал адвокатов и их подзащитных от разъяренной толпы.

После процедуры установления анкетных данных адвокат подсудимых Икрамидин Айткулов заявил ходатайство о предоставлении времени для ознакомления с уголовным делом, т.к. только на днях приступил к обязанностям защитника. Он попросил отложить заседание на 40 рабочих дней. Его поддержал адвокат Зауман, сообщивший, что он и его подзащитные не ознакомлены с последним вариантом уголовного дела после его возвращения из доследования. Адвокат Востриков добавил, что на ознакомление с 60 томами уголовного дела Генпрокуратура дала всего два дня - с 1 до 3 ноября. Адвокат Рябич уточнил, что письмо от Генпрокуратуры о том, что с 1 по 3 ноября они могут ознакомиться с материалами дела, он получил 4 ноября. В это время пострадавшие начали выкрикивать такие слова: «Защитники убийц!», «Эй, адвокат Бакиева, найди себе телохранителей!». Представитель гособвинения заявил, что адвокаты могут ознакомиться с материалами во время перерывов. Пострадавшие в свою очередь заявили, что подсудимые затягивают дело, кроме того, они являются дезертирами, террористами и врагами народа, а им не полагается защита, их надо расстрелять на месте.

В итоге судья отклонил ходатайство адвоката Айткулова. После этого одна из адвокатов заявила ходатайство о необходимости пригласить на заседание суда экспертов, проводивших баллистическую экспертизу, т.к. из 77 убитых только 9 человек имеют ранения, характерные для поражения с дальнего расстояния. Эти слова вызвали особое возмущение подсудимых, они начали угрожать и обзывать адвокатов. Еще одно ходатайство заявил адвокат Рыспек Нагаев, попросивший не начинать суд без участия его подзащитного Д.Дунганова. Он попросил приостановить судебное разбирательство до полного выздоровления Дунганова. «Это же не судилище, а суд», - сказал Р.Нагаев. Гособвинение в свою очередь заявило, что отсутствие Дунганова на процессе не играет роли. Судья отклонил и это ходатайство. Здесь не выдержали и адвокаты, которые обвинили суд и гособвинение в том, что «они идут на поводу у потерпевших» и «ни о какой беспристрастности и состязательности процесса речи быть не может». Один из адвокатов расценил этот процесс как политическое шоу. Сидевшие до этого молча родственники подсудимых начали хором скандировать: «Шоу! Шоу!». Адвокат Махадинова заявила отвод судье. Судья удалился в совещательную комнату.

В этот момент несколько десятков пострадавших прорвались через кардон милиции и попытались избить адвокатов, однако милиции удалось эту потасовку остановить. На этой сцене первый день суда был окончен. В этот же день посольство Соединенных Штатов Америки распространило заявление, в котором выразило «глубокую обеспокоенность судебным процессом». «Посольство США призывает правительство Кыргызской Республики принять все необходимые меры по проведению судебного разбирательства с соблюдением процессуальных гарантий и прозрачности, обеспечивая безопасность ответчиков и адвокатов»,- говорится в заявлении. На следующий день судебный процесс не состоялся, так как 15 адвокатов отказались участвовать из-за того, что им не обеспеченна безопасность. Суд отложили до 22 ноября.

Толекан Исмаилова, глава организации «Граждане против коррупции», считает: «Мы, правозащитники, считаем, что Роза Отунбаева должна незамедлительно прекратить это судилище. То, что происходит сегодня, называется «управляемый хаос». У нас отнимают время, силы и внимание. Вместо того чтобы прорываться вперед, строить новую парламентскую республику, все внимание общества приковано к этому политическому шоу, которое называется «судебный процесс во Дворце спорта». Мы, правозащитники, хотим прекратить этот судебный процесс, потому что в сегодняшней ситуации это умножает конфликты и может привести к непредсказуемым последствиям».

По словам Исмаиловой, сегодня нет институтов, которые бы работали независимо от администрации президента и правительства переходного периода. «Все находится под их контролем, они отвлекают общественное внимание, запугивают и угрожают»,- считает правозащитница. «Для того чтобы проводить подобные суды, должны быть легитимные институты власти, в том числе и независимая Генпрокуратура, которая будет соблюдать Конституцию КР. Ясно одно, что пока не будут установлены легитимные институты, говорить о справедливости данного судебного процесса просто невозможно»,- заключает правозащитница. Все, кто присутствовал на процессе, получили хорошую порцию стресса. Да, у людей огромное горе, они потеряли близких. Но страшнее то, что в большинстве эти люди юридически неграмотны, они не умеют вести себя на подобных процессах, и никто им не объяснил, как себя вести. В их глазах ненависть и злоба, они готовы разорвать любого, кто находится на правой стороне сцены. Кстати, на второй день родственники потерпевших угрожали и журналистам, пригрозив «подвесить их вверх ногами», если они будут писать неправильно.

dn.kz

Предыдущая статьяКаримов запретил авторитаризм :: Казахстан. Деловая Неделя.
Следующая статьяФормула исламской демократии Ага-Хана » Avesta.Tj