Казахстан-2011: Китайский синдром.
08.06.2011, ia-centr.ru
Все на борьбу с китайским влиянием! Именно под таким лозунгом казахстанская оппозиция, да и не только она, выстраивает свою информационную кампанию в национальном сегменте сети. Благо на горизонте визит китайской делегации в Астану, саммит ШОС и прочие актуальные вещи, которые выводят на первый план тему китайского проникновения в центрально-азиатский регион и Казахстан, в частности.
Все, что сейчас происходит на Западе Казахстана, некоторые эксперты называют громким противостоянием «тихой экспансии». Или еще более романтично: «борьбой рабочего класса за свои права перед лицом беспредела, творимого иностранными компаниями» (читай китайскими), поскольку некоторые наиболее осведомленные СМИ уже опубликовали подробный список китайских фирм, работающих на нефтеносном казахстанском Западе.
А если ко всему этому добавить известные события вокруг аренды сельхозугодий, станет ясно, что все это не случайное стечение обстоятельств, а как модно сейчас говорить, тренд, связанный с очень сложным сочетанием множества факторов, который каждый из участников этой игры пытается использовать в собственных интересах.
Как в России, так и в Казахстане, одним из важнейших факторов, влияющих на этот процесс, являются элементарные фобии, страхи населения, особенно приграничных с Китаем территорий о том, что перенаселенная Поднебесная вот-вот поглотит менее многочисленных соседей, причем велика вероятность того, что это поглощение может быть не самым дружественным.
Понятна точка зрения оппозиционеров. Они готовы использовать выигрышную тему для поднятия собственных, далеко не самых значительных активов, удачно пропиариться на антикитайской тематике, но это, как говорится, грех не сделать. В то же время, большинство экспертов признают, что позиции Китая по отношению к Казахстану нельзя рассматривать по аналогии с китайско-узбекскими или китайско-киргизскими отношениями. Казахстанская экономика, а точнее сказать, ее нефтегазовый сектор, уже давно вошла «в порт» китайской экономики. И в ближайшие годы, несмотря на Таможенный союз и Единое экономическое пространство, эта взаимозависимость будет только усиливаться.
Другой вопрос, что поддержка России и расширение интеграционных проектов с участием стран СНГ дают возможность Ак Орде более или менее успешно маневрировать между Пекином и другими центрами влияния в регионе. Но это очень сложная и трудная игра, поскольку один вопрос - это геополитика, а другая тема - это китайская миграция в Казахстане, о масштабах которой точно так же, как и в отношении аналогичного процесса в нашей стране, можно только догадываться.
Но есть еще одна сторона вопроса, которая касается внутриэлитных раскладов, и в частности постоянных «утечек» со стороны оппозиционных СМИ по поводу существования на Левом берегу мощного китайского лобби. Причем, разные издания дают диаметрально протвоположные списки участников этой неформальной группы. Цена такому инсайду - 5 тенге в базарный день. Понятно, что сливается якобы компромат, который к китайской теме имеет самое отдаленное отношение. Тут совсем другая игра, совсем иные ставки.
А вот, что более реально, так это то, что резкая активизация интереса с самых разных углов к теме Большого соседа, соединяет в себе два совершенно реально работающих фактора - есть силы, заинтересованные в том, чтобы создать проблемы Китаю, и в этом смысле Казахстан - это идеальная площадка для решения задач подобного рода.
И фактор другой - если на Украине при сведении внутроиэлитных счетов в загашнике всегда есть «образ москаля», то похоже, что и некоторые политические силы в Казахстане также нашли универсальное средство в полном соответствии с народной пословицей: «черный китаец нагрянет - рыжий русский отцом покажется».
Ирина Слугина