Послесловие к отложенному визиту
100(2541) Вт., 7 Июня 2011, Echo
Ахмадинеджад решил не ехать в Армению
НУРАНИ
Еще утром многие региональные СМИ комментировали развитие связей Ирана и Армении в свете визита в Ереван президента ИРИ Махмуда Ахмадинеджада - как планировалось, он должен был стартовать 6 июня. Однако уже очень скоро пресс-секретарь президента Армении Армен Арзуманян сообщил журналистам, что визит президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада в Армению, который должен был состояться 6 июня, откладывается. Как сообщил ИА REGNUM, решение было принято по согласованию сторон. По словам Арзуманяна, визит состоится в более удобное время.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что основной причиной отмены визита послужили события в самом Иране. Где положение президента становится все более шатким и двусмысленным в результате его конфликта с духовным лидером ИРИ аятоллой Али Хаменеи.
Как поясняют в этой связи многие печатные и онлайн-издания, в частности, портал "Утро.ру", "духовная иерархия" в Иране обладает куда большими полномочиями, чем светская власть. "Рахбар", или верховный религиозный лидер, избираемый на восемь лет Советом экспертов, члены которого получают свои полномочия по итогам всенародных выборов, определяет общую политику государства и является верховным главнокомандующим Вооруженных сил Ирана, лично назначает глав судебной власти, главнокомандующего Корпусом стражей Исламской революции, командующих Вооруженных сил и внутренних войск, руководителя государственной телерадиокомпании и половину членов Совета стражей Конституции, уполномоченного блокировать любые решения трех ветвей светской власти. Противостоять "муллократии" Ахмадинеджаду непросто, и эксперты советуют не забывать, как ровно 30 лет назад в аналогичной ситуации лишился власти первый всенародно избранный президент Ирана Абдулхасан Банисадр, вынужденный бежать во Францию. После этого Хомейни занимал посты и президента, и "рахбара", затем президентами избирались религиозные иерархи, такие, как Хашеми Рафсанджани и Хатами, а теперь президентом избран Ахмадинеджад, у которого нет никаких религиозных титулов, и это вновь спровоцировало конфликт.
Как напоминает "Утро", укреплять свою команду и вытеснять "муллократию" из властных стрктур Ахмадинеджад начал достаточно давно, но во всех "кадровых разборках" неизбежно терпел поражение. Еще за две недели до президентских выборов в Иране (они прошли 12 июня 2010 года) "рахбар" аятолла Али Хаменеи отправил в отставку вице-президента Эсфандьяра Рахима Машеи, свояка Ахмадинеджада и одного из активнейших членов его команды. Сразу после избрания на второй срок Ахмадинеджад назначил Машеи главой президентской администрации. В декабре 2010 г. Ахмадинеджад без согласования с Хаменеи отправил в отставку главу МИД Манушера Моттаки и назначил на его место своего человека - Али Акбара Салехи, ранее занимавшего пост главы Организации по атомной энергии. Одновременно президент, все менее считаясь с условностями, пиарил Машеи в качестве своего преемника, что было воспринято как покушение на полномочия Хаменеи.
По данным иранских источников, именно в этом момент аятолла Хаменеи на встрече с высокопоставленными государственными чиновниками дал команду начать кампанию по укрощению Ахмадинеджада и преследованию членов его команды. В парламенте начался сбор подписей за импичмент президента, которого назвали "прогульщиком". В иранских СМИ появилась информация о коррупционном деле бывшего вице-президента Хамида Багеи, а правоохранительные органы начали закрытое расследование по поводу, который скорее напоминает "суд над еретиками" в средние века.
Дело в том, что в Иране многие верующие верят во второе пришествие "скрытого имама" - Махди. Теперь же Ахмадинеджад активно поддерживает разговоры о втором пришествии Махди, которое сделает ненужным институт аятолл, его сторонники рассуждали о мистических контактах с Махди и ставили под вопрос справедливость иранской политической системы, легитимность которой исходит не от Махди и его сподвижников. На эту тему был даже снят фильм "Близится пришествие", в котором на основании анализа последних событий мировой политики делался вывод о скором возвращении имама Махди и ненужности верховного религиозно лидерства. Возмущенные аятоллы предложили Неджаду отречься от звания "предтечи имама Махди", но он отказался. После этого авторов и кураторов фильма обвинили в колдовстве и связях с духами. Назначенцев Ахмадинеджада начали таскать на допросы, а главным злодеем назначили все того же Рахима Машеи. Духовный наставник Неджада аятолла Мохаммад Таки Месба Язди уверял, что президент попал под влияние Машеи, а Хаменеи называл Машеи "фактическим президентом страны", оттеснившим от власти избранного президента.
Перевод стрелок на бывшего главу президентской администрации позволил разрядить обстановку и приостановил публичный конфликт. В конце мая Ахмадинеджад и Хаменеи вроде бы помирились, "рахбар" признал заслуги президента перед государством и призвал все ветви власти к дружной работе на благо страны. Но реальная ситуация далека от нормальной. Во всяком случае, накануне несостоявшегося визита Ахмадинеджада в Армению командир Корпуса стражей Исламской революции Мохаммад Али Джафари подал прошение духовному лидеру страны, аятолле Али Хаменеи на арест президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада. Запрос командира был сделан в рамках общей просьбы арестовать всех тех, кто участвовал в попытке свержения Хаменеи. Хаменеи дал санкцию на аресты всех лиц, причастных к попытке переворота, за исключением Ахмадинеджада. Он отметил, однако, что президент ИРИ "получил предупреждение". "Вполне возможно, что раскол между президентом и Хаменеи приведет к отставке главы государства", - отметил представитель Хаменеи, аятолла Абдолнаби Намази. Еще раньше, напомним, парламент Ирана передал в судебные органы дело президента ИРИ Махмуда Ахмадинеджада. Суть обвинения состоит в том, что Ахмадинеджад, не имея на то конституционных прав, взял на себя руководство Министерством нефти страны.
На этом фоне, полагают многие наблюдатели, Ахмадинеджад просто опасается надолго покидать страну, понимая, что это может оказаться поездка в один конец и вернуться в Тегеран в прежнем качестве ему уже не удастся. И точно так же не исключено, что повременить решили и в Ереване, понимая, в каком шатком положении находится будущий высокий гость.
Но в Армении с визитом Ахмадинеджада связывали весьма серьезные надежды. От президента Ирана в Ереване ждали инициатив в вопросе урегулирования армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. По данным армянских СМИ со ссылкой на иранские источники, недавно посол Армении в Иране призвал Тегеран выступить посредником между Арменией и Азербайджаном в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе, добавив: "Иран доказал свою честность и дружбу с Арменией в течение последних 20 лет". Посредничество, впрочем, предполагалось весьма своеобразное: армянский дипломат надеялся на помощь Ирана... в проведении в Карабахе "легитимного референдума" по отделению от Азербайджана. А это уже называется не "посредничеством", а дружбой против Азербайджана.
Впрочем, с самого начала в регионе мало кто сомневался, что Иран и Ереван толкает в объятия друг друга прежде всего неприязнь к нашей стране.