Кабул не без талибов
07 июня, 00:07, Московские новости
Хамид Карзай не хочет уступить лидерство американцам в переговорах с оппозицией
Аркадий Дубнов
Бывший президент Афганистана Бурхониддин Раббани объявил, что ведет переговоры с движением «Талибан» и другими представителями оппозиции. По мнению экспертов, это должно предотвратить угрозу срыва переговоров официального Кабула с талибами. Эта угроза стала реальной после убийства на днях генерала Дауда, близкого соратника легендарного моджахеда Ахмад Шах Масуда.
О переговорах с талибами, а также с руководством Исламской партии Афганистана, возглавляемой другим известным моджахедом Гульбеддином Хекматиаром, 72-летний профессор теологии Бурхониддин Раббани сообщил на заседании парламента в конце минувшей недели. Бывший афганский президент, изгнанный со своего поста в 1996 году победившими в гражданской войне талибами, сегодня возглавляет Высший совет мира Афганистана (ВСМА). Он был создан в конце прошлого года по инициативе нынешнего президента Хамида Карзая: в его состав вошло около 70 авторитетных бывших полевых командиров, которые, по существу, образовали «второе» правительство страны. Основной его задачей был поиск компромисса с оппозицией, приемлемого для правительства Карзая. Именно поэтому столь важной является фигура Раббани, влиятельного представителя афганских таджиков. Ведь если они найдут общий язык с талибами, как правило, этническими пуштунами, представляющими большинство населения страны, такую формулу примирения быстрее примут и пуштуны во власти, включая самого Хамида Карзая.
«Члены ВСМА встречались с представителями талибской шуры (совета) в Абу-Даби и ОАЭ», - заявил в парламенте Раббани. При этом он отказался сообщить, кто конкретно из представителей оппозиции согласился вступить в переговоры о мире с этой прокарзаевской структурой. Экс-президент Афганистана объяснил свою скрытность угрозами в их адрес со стороны непримиримых талибов, а также боязнью оппозиционеров подвергнуться аресту американцами и оказаться узниками тюрьмы в Гуантанамо. В связи с этим в окружении Раббани называют имена четырех известных талибов, которые были убиты после того, как стало известно, что они вступили в переговоры с Кабулом.
«Я пообещал талибам, что они не понесут потерь в живой силе и финансах, если согласятся на переговоры с афганскими властями и признают афганскую конституцию», - сообщил Раббани. Такие гарантии важны и для его бывшего соратника по джихаду против советских войск 64-летнего Гульбеддина Хекматиара. Оба они были членами знаменитой «пешаварской семерки» моджахедов, провозгласившей 30 лет назад джихад против СССР. Правда, после вывода советской армии из Афганистана Раббани и Хекматиар превратились в злейших врагов, а война между верными им армиями нанесла Афганистану урон не меньший, чем советская оккупация.
«Публичное признание в контактах с талибами, сделанное именно в эти дни на высоком парламентском уровне, не случайно, - сказал «МН» эксперт Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко. - Скорее всего, это объясняется тревожными слухами о прекращении всяких переговоров с оппозицией, что вызвано громким убийством генерала Мохаммада Дауда, командующего так называемой 303-й региональной зоной полиции «Памир».
Генерал Дауд, бывший начальник личной охраны легендарного афганского моджахеда и лидера таджикской общины страны Ахмад Шах Масуда, был взорван террористом-смертником 28 мая этого года. Дауд слыл жестким противником талибов и сам говорил, что в плен талибов не берет, а потому считался одним из оплотов безопасности на севере Афганистана. Его гибель может усилить противостояние этнических афганских таджиков и талибов, сорвав тем самым идущий переговорный процесс между Кабулом и оппозицией. Такая перспектива меньше всего устраивает президента Карзая, чье политическое будущее зависит от успеха примирения с талибами. В Кабуле не желают отдавать пальму первенства в этом деле американцам, которые, по имеющимся у «МН» сведениям, ведут сепаратные переговоры с афганской оппозицией. Переговорной «площадкой» американцев в настоящее время является Турция.
Впрочем, не все соседи Афганистана считают хорошей идеей примирение с талибами, даже с умеренными. Против этого выступают, в частности, в Москве. Как считает Андрей Серенко, «причина этого понятна, сегодня у России нет ресурсов для контактов с талибами, хотя можно было бы использовать для этого бывших афганских коммунистов-пуштунов из фракции «Хальк», которые в большинстве своем примкнули к «Талибану».