Спикер парламента Кыргызстана не обо всем, но откровенно
20/07/11 13:05, Бишкек - ИА «24.kg», Дарья ПОДОЛЬСКАЯ
Правительство и парламент Кыргызстана, складывается впечатление, оспаривают первенство быть наиболее критикуемыми за свою то ли деятельность, то ли бездеятельность. И более чем очевидно, что общественность недовольна работой как исполнительного органа власти, так и законодательного. Премьер-министр время от времени дает интервью, пытаясь объяснить, чем занимается кабинет министров. Торага Жогорку Кенеша Ахматбек Келдибеков тоже согласился на интервью.
Разумеется, начали журналист ИА «24.kg» и собеседник с нашумевшей поездки парламентской делегации в Малайзию и Индонезию, на которую слуги народа потратили свыше 10 миллионов казенных сомов.
- Рассказывайте, Ахматбек Келдибекович, неужели оправдали себя затраты? Или это была очередная командировка «для своих» с целью приятно провести время за счет бюджетных средств?
- Кто вам такое сказал про поездку «для своих»? Изначально визит планировался: в июле в Индонезию, осенью - в Малайзию. По официальному, подчеркну, приглашению. Нам стоило огромных трудов, чтобы совместить два визита в одно время и избежать тем самым лишних расходов. Состав делегации утверждался на заседаниях фракций и позже - на комитете по международным делам и межпарламентскому сотрудничеству. Учитывалось и то, кто входит в группу дружбы Малайзии и Индонезии. И вообще, кто-то же должен представлять государство, кто-то должен ездить. Премьер-министру некогда. Он хозяйством занимается. Мне что, по-вашему, не хочется сейчас, как некоторым депутатам, в отпуск уйти?
- Но вы «гоняли» литер и, более того, успели один день из 8 отведенных на рабочую поездку посвятить отдыху на острове Бали. Напрашивается вопрос: за счет каких фондов такая роскошь?
- Мы не были на Бали. Это ложь. Что касается источников финансирования, скажу прямо: все расходы взяли на себя депутаты. Да, управление делами Жогорку Кенеша выделило командировочные, но за счет этих денег мы покрыли траты на дорогу. Они включены в стоимость билетов. Да, мы использовали литерный борт. Но, извините, когда мы подсчитали, во сколько обойдется рейс туда-обратно с пересадками, воспользуйся мы услугами тех же турецких авиалиний, то получилось, что «литером» дешевле. Спасибо также нашим бизнесменам, они выступили отчасти спонсорами этой поездки. Но не это главное. Вот все говорят: депутаты и спикер все время ездят по загранкомандировкам. Хотелось бы напомнить, что на парламент Кыргызстана возложена большая ответственность. Мы живем в парламентской стране, я даже сам содействую тому, чтобы наши депутаты имели возможность выезжать и представлять Кыргызстан за рубежом - в СНГ, Европе и Юго-Восточной Азии. Потому что имидж государства за его пределами оставляет желать лучшего.
Мы - страна группы риска, и это надо признать. А такое реноме отпугивает не только туристов, но и потенциальных инвесторов. Да, бизнесмены, в том числе из Малайзии и Индонезии, готовы вкладывать деньги в развитие нашей экономики. Но они требуют гарантий. А для этого законы должны работать, чтобы инвесторы не опасались, что их элементарно «кинут». Мне даже пришлось официально извиняться перед малайзийцами за непорядочные комбинации со стороны отдельных наших чиновников с гостиницей «Пишпек» и заводом «Кристалл». У Малайзии в отношении этих объектов были самые серьезные намерения.
Подрывают авторитет нашей республики на международной арене, как выяснилось, и некоторые журналисты. Они такое пишут про Кыргызстан, что их впору объявлять врагами народа.
- Это вы о ком? Можете назвать авторов, издания или телеканалы? Как я понимаю, речь идет об отечественных акулах пера?
- Когда я был в Малайзии, обсуждался инцидент, который произошел в селе Бостери Иссык-Кульской области с применением огнестрельного оружия. В драке участвовали местные жители и сотрудники милиции. Да, это неприятно, но это заурядный случай. Такие потасовки случаются ежедневно в разных уголках планеты. Но только в Кыргызстане этот эпизод получил резонанс и был предан огласке, причем с самой негативной стороны. Некоторые наши, подчеркиваю, журналисты переводили информацию о произошедшем на английский и выкладывали в социальные сети. В итоге многие туристы, прибывшие отдыхать на Иссык-Куль, в спешном порядке уехали. А меня в Малайзии не переставали спрашивать: что там у вас опять происходит? Вот поэтому я и говорю, что такие журналисты - это вредители.
- После таких речей вас могут обвинить в попытке оказать давление на СМИ и попрании свободы слова...
- Я просто хочу, чтобы журналисты и некоторые деятели, не буду сейчас называть имен, прекратили заниматься политическими играми. Пример тому - национализированный Пятый канал, который про нашу поездку в Малайзию и Индонезию выпустил ряд негативных репортажей. Некий чиновник из правительства, который планирует стать хозяином «оранжевой кнопки» сообщил мне, что родственница главы государства, которая работает на этом канале, дала распоряжение «мочить» наших депутатов по поводу командировки в вышеуказанные страны. Почему? Да потому что самой Розе Отунбаевой, у которой был запланирован визит в Сингапур, Малайзию и Филиппины, в Куала-Лумпуре вежливо отказали в посещении, и она была вынуждена отменить поездку. Пятый канал продолжает работать по схеме, утвержденной ее бывшим владельцем Максимом Бакиевым.
- А чтобы отбить у руководства канала желание работать по старинке, парламент решил «подмять» Пятый под себя? Правильно понимаю?
- Что значит «подмять»? Парламент - государственный орган. Да, с инициативой передачи на баланс Жогорка Кенеша этого канала выступил депутат от фракции СДПК Исмаил Исаков. Большинство народных избранников поддержали идею.
- Но ведь стопроцентно национализированное имущество должно быть продано на аукционе с проведением тендера. Разве нет?
- Кто сказал? Мы приняли постановление о передаче того же Пятого канала в собственность парламенту. Отправили его на подпись главе государства. Если Отунбаева наложит вето, это ее право. Мы же можем это вето преодолеть. Главное сейчас - сохранить политическую стабильность. Иначе не будет никакого экономического развития. Вообще ничего не будет.
- Не приведет ли борьба за главный пост к очередному уличному противостоянию на баррикадах?
- Со своей стороны могу заявить, что я как представитель государственной власти сделаю все возможное, чтобы выборы прошли нормально, без эксцессов. Но для этого нужно, чтобы наши политики, особенно некоторые, забыли о своих амбициях и подумали о государстве, о его народе. Благоразумие должно преобладать. Сейчас не время и не место политическим интригам. Знаете, мне даже не по себе делается, когда отдельные чиновники, выступая на страницах газет или в эфире телеканалов, кричат о том, что думают о народе, а сами ведут закулисные игры.
- Вы кого-нибудь конкретно имеете в виду?
- Придет время, я назову фамилии. А сейчас просто скажу, что ко мне обращаются люди с вопросами, к примеру, почему телекомпания НТС была незаконно отобрана через давление на суд? Почему ЗАО «Кристалл», сто процентов акций которого национализированы государством, не попало в список приватизированных объектов, почему сегодня вывозятся средства из MegaCom через какую-то подставную фирму, а европейское оборудование там заменяется китайским? Вопросов очень много. Все эти операции проводятся тихо. Если эти «тихушники» думают, что об этом никто не знает, то они ошибаются. Знают.
- Какова вероятность, что на предстоящих выборах будет разыгрываться межнациональная и межрегиональная карта?
- Все зависит от участников гонки. От степени их ответственности. По-моему, я уже доказал это, когда был предотвращен распад правящей коалиции, а она - один из залогов политического спокойствия в стране. Сейчас могу откровенно сказать: альянсу ничего не угрожает. И то, что 10 депутатов от фракции «Ар-Намыс» присоединились к конфигурации, выразили политическую поддержку ее участникам, свидетельствует о том, что народные избранники понимают: сейчас нужна стабильность.
- Тогда почему вы выступили против расширения коалиции за счет «Ар-Намыса»?
- Потому что были выдвинуты условия, неприемлемые для коалиции. Они начали должности себе просить в правительстве. А это неправильно. Существовали также разногласия между отдельными группами интересов. К консенсусу так и не удалось прийти. Поэтому в официальном письме на имя главы правительства мы, то есть я и руководитель Совета коалиции Канатбек Исаев, отметили, что вхождение фракции «Ар-Намыс» в состав альянса преждевременен. Во всяком случае, пока.
- Кстати, возможно ли, что со временем в коалицию войдут все пять фракций?
- Это было бы хорошо. Но в Конституции предусмотрено наличие парламентского меньшинства. Там прописаны соответствующие этому статусу полномочия и определенные уступки, на которые в отношении них идет большинство.
- И все-таки кому на руку развал коалиции, причем с выводом из нее именно «Ата-Журта»? Пробные шары от имени так называемых общественных защитников завоеваний апрельских событий закидываются уже сейчас...
- Я слышал об обращении некоего фонда на имя премьер-министра Алмазбека Атамбаева с требованием исключить из конфигурации «Ата-Журт». Ну и что? Наша партия выиграла парламентские выборы. За нас проголосовало большинство. Это не считая тех голосов, которые у нас украли. Вы думаете, к нам не поступают такие письма с вопросом, почему та или иная партия представлены в парламенте? Поступают. Но мы же не «раскачиваем лодку».
- Разве способствует стабильности малоэффективная работа парламента? Бесконечные разборки, мордобой, интриги... Кстати, вину за то, что сейчас происходит в высшем законодательном органе страны, за его непрофессионализм как института власти возлагают на вас как спикера. Вам есть что ответить на эти замечания?
- Природа парламента такова, что все споры происходят в стенах высшего законодательного органа. Это нормально. Во всем мире так. Мы, со своей стороны, готовы к сотрудничеству со всеми конструктивными силами. Что касается драк, ссор, то, извините, как я могу этому препятствовать? У нас 120 депутатов. Каждый имеет свое мнение и позиционирует себя как народный избранник. Так оно и есть, кстати. Я же не могу, если двое ругаются, заступаться за одного из них. И рычагов воздействия в плане наказания у меня нет. Но вспомните, если после событий 2005-го потребовалось два с половиной года, чтобы в стране наступила относительная стабильность, сейчас на выравнивание ситуации ушло полгода. Да, негатив есть, но и позитив присутствует. А как иначе? Депутаты учатся работать слаженно, сообща. По многим ключевым законопроектам удалось найти точки соприкосновения.
- И снова о президентских выборах и Конституции. Не опасаетесь ли вы, что следующий глава государства захочет «под себя» переписать Основной закон и впоследствии распустить парламент?
- Я, честно говоря, вообще не понимаю, почему при парламентской форме правления президент избирается всенародно. Главу государства должны выбирать депутаты. Если же новоиспеченный лидер страны потребует расширения его полномочий и под это дело предложит изменить Конституцию, то в лице Жогорку Кенеша он не найдет поддержки. Сразу говорю. Да, нас 120 депутатов, довольно противоречивый и неоднородный состав. Но при любом нападении на нас все парламентарии, независимо от идеологических взглядов и убеждений, объединятся, чтобы дать достойный отпор.
- Понятно, что вы сможете объединиться, когда потребуется «дружить» против кого-то. А можно ли сейчас говорить о консолидированной работе парламента и правительства?
- Можно. Кончено, возникают трения. Но в целом робота продвигается продуктивно.
- А как же быть с нареканиями представителей коалиционных фракций в адрес некоторых чиновников? Я имею в виду выпады республиканцев в адрес главы Государственной таможенной службы. Его обвинили в нарушении Закона «О госслужбе»...
- Да. Это так. Но Кубанычбек Кулматов доказал, что он не является гражданином России. Тому есть официальное подтверждение. Не стоит никогда голословно никого обвинять. Нужно прежде разобраться. Про Омурбека Бабанова тоже говорили, что он гражданин Казахстана. Но он признал, что у него действительно был казахстанский паспорт. Но Бабанов его сдал и получил удостоверение личности гражданина Кыргызстана. И вообще я выступаю за введение института двойного гражданства с Россией. Более 300 тысяч наших соотечественников - граждане этого государства. Но они же не выходят из гражданства Кыргызстана. Поэтому им надо создавать условия здесь, у нас, чтобы они могли вкладывать деньги в нашу экономику. Покупать в Кыргызстане машины, недвижимость и так далее. Это задачи государства.
- Этот постулат заложен и в доктрине национальной политики партии «Ата-Журт». После ее презентации ваших однопартийцев назвали шовинистами...
- Мало кто читал этот документ. Но согласитесь, что построение демократии должно базироваться на обычаях и традициях, заложенных нашими предками, которые испокон веков жили на нашей земле. Демократия не должна нам навязываться извне, и доктрина национальной политики не может быть переписана под копирку с аналога другого государства. В основе нашей программы лежит развитие кыргызского языка. А что в этом плохого? Это естественно.
Язык - это тот инструмент, с помощью которого мы познаем мир и историю страны. Если ты любишь государство, в котором живешь, то будь добр говорить на основном языке. Вы же не будете, к примеру, в Великобритании при прохождении конкурса на замещение вакантной должности требовать, чтобы вас тестировали на русском или кыргызском языках. Вы проходите испытание на английском, и это нормально. Мы все - граждане Кыргызстана и не должны делиться по национальному признаку, а объединяющим фактором для народа, населяющего нашу горную республику, должен стать именно кыргызский язык. Вот это и был главный принцип нашей национальной доктрины. И не стоит здесь выискивать намеки на то, что мы каким-то образом хотим ущемить права других этнических групп, проживающих в Кыргызстане.