Асылбек Эгембердиев: Несерьезная миграция
26.07.11 09:39, Zamandash press
Есть ли будущее у нынешнего поколения мигрантов. Задумываются ли они над тем, кем станут по истечении многих лет, когда поток миграции иссякнет?
На протяжении 20 лет российская миграция структурировалась, за что можно благодарить Федеральную миграционную службу. Штат ФМС за это время в разы увеличился, и оно стало самостоятельным ведомством. Тем не менее, трудовая миграция быстрей развивается и тем самым она диктует ритм и метод работы самой службы.
Много вопросов почему?
Почему в Москве разрешение на работу стоит 15-20 тысяча рублей, почему квота на мигрантов заканчивается намного раньше, чем год заканчивается? Тогда почему границу не закроют, почему легализацию мигрантов отдали фирмам-посредникам, почему работодатели легко обманывают трудовых мигрантов, не оплатив 1-3 заработной платы. Почему в некоторых фирмах- работодателей в Москве, нанимающих трудовых мигрантов, большая текучка, почему работодатель не несет ответственности перед рабочим, почему трудовой мигрант не имеет возможности получать достойную заработную плату, почему трудовой мигрант не может получить нормальное медобслуживание?
Все перечисленные безобразия происходят сегодня в России, точнее в Москве, и это разве серьезная миграция. Сегодня не одна организация не берет ответственности за те перечисленные вопросы, ни ФМС и не работодатели, каждый приезжий надеется только на себя и на своих родственников и земляков.
С момента распада СССР прошло двадцать лет. Мы наблюдаем, как на самом деле развиваются независимые республики. Что за это время молодые государства для своих граждан сделали, чтобы граждане жили благополучно и в достатке. Многие руководители государств так старались, что все трудоспособное население уехало для того, чтобы выжить. К числу таких государств относятся Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Молдова, Беларусь, и Армения. Из этих государств уехало более половины трудоспособного населения. Люди ищут, где лучше, в основном едут в Россию.
Как наблюдаем, первый поток миграции, в основном взрослые люди, хорошо знающие русский язык, имеющие специальности, в основном оседали на рынках. Их никто не звал и, никто не ждал. Россия получила больше, чем сами отдельно взятые люди. Переходный период, реформа во всех структурах экономики, тогда не было цивилизованного рынка, как сегодня, а были стихийные базары, куда налетели приезжие, и местные предприниматели ловко использовали дешевую силу.
Российская миграция до сих пор ищет себя и заявляет, что мы не знали масштаб миграции, думали это ненадолго. Страны доноры трудовых сил, еще долго будут искать пути развития государств. «Цирк уехал, а клоуны остались». Одни поддались европейским путям развития, другие с американцами подружились, третьи, пока еще не определились. А время идет, и целое поколение мигрантов, о которых не ведут серьезный разговор, уже вполне освоилось на российском рынке труда. И чтобы мы не делали, судьба каждого человека остается в своих руках.
Пропавшая молодежь
Мне очень жаль сегодняшнюю молодежь. Большинство молодых трудовых мигрантов едут в Россию. Они работают, как правило, в сфере обслуживания или дворником, строителем, в основном разнорабочим. В лучшем случае: кто-то торгует на базаре. Их обижают, часто не платят должную заработную плату, большинство из них нелегально находятся на рабочем месте, не знают русского языка, не образованы. Принцип их работы таков: «бери больше, кидай дальше»! Молодые люди практически брошены, они никому не нужны. Во -первых, своей стране откуда они приехали и в России их никто не ждет, сами как - нибудь перебиваются. У российского ФМС нет программы адаптации молодых трудовых мигрантов, обучения и т.п. Если есть, то она практически не работает. Кажется, России дешевый трудовой ресурс не нужен. Среди молодых много грамотных специалистов, которые могли бы найти свое место, но лишь единицы сами пробиваются - устраиваются по специальности.
Тут невольно возникает вопрос, кому трудовая миграция нужна? Принимающей стороне или тем, кто отправляет мигрантов? И пока никто не хочет сделать шаг друг к другу.
В семьях Центральной Азии воспитывают детей особым образом. А именно: уважение к старшим, желание помочь родителям и родственникам и самое главное - трудолюбие. По словам одного из руководителей ОО в Москве, он работает для того, чтобы помочь родителям, купить автомобиль, построить дом и удачно жениться.
Вполне естественное желание молодого человека, не правда ли, но с другой стороны, кто они, где научились и что вообще могут в жизни? И задумываются ли они о том, что будет, когда закончится миграция? Разве только миграция определяет судьбу целого поколения молодежи? Но пока на деле получается так.
Асилбек Эгембердиев, «Kginfo.ru», Москва.