CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ia-centr.ru :: Казахстан 2011: конец одного банка.

28 июля 2011

Казахстан 2011: конец одного банка.

28.07.2011, ia-centr.ru

Андрей Карпов

Офис «АМТ банка» на Проспекте Мира обклеен объявлениями, обращенными к вкладчикам банка.

Нет, толпы обеспокоенных клиентов вовсе не штурмуют опустевшие здания ни в Москве, ни в регионах. Но не будет преувеличением утверждать, что после ситуации с Банком Москвы именно история с бывшей дочкой казахстанского БТА вызвала бурю эмоций в Сети, массу реплик и замечаний на форумах, посвященных обсуждению проблем российского финансового рынка.

В сухом остатке, мы имеем страховой случай порядка 13 млрд рублей, при объеме вкладов юридических лиц в 15 млрд рублей, крайне слабые шансы на удовлетворение претензий к АМТ со стороны юридических лиц и практически нулевые шансы погашения трехлетних еврооблигаций.

Аналитики банка «Траст» прямым текстом заявили, что держатели бондов останутся за бортом при раздаче страховых сумм. А это означает, что число недовольных при удовлетворении претензий неизбежно будет значимым.

И все-таки, что же вызвало столь резкое решение ЦБ РФ, который, как правило, терпит до последнего, не желая давать ход жестким мерам, вплоть до отзыва лицензии, без особых на то причин?

В российском сегменте Сети обсуждаются три версии, причем вполне возможно, что каждая из них имеет право на существование, и здесь сработала комбинированная схема. Свои версии высказал и совладелец банка, беглый казахстанский олигарх Мухтар Аблязов. В чем-то эти версии сходятся, по некоторым позициям есть явные несовпадения.

Версия номер один: АМТ банк, имея в наличии огромные проблемы по долгам, и не располагая в достаточном объеме средствами, чтобы гарантировать свою задолженность по кредитам и иным обязательствам, начал в последние несколько месяцев активно привлекать вклады со стороны физических лиц по более высоким ставкам, которые сейчас по Москве «плавают» в районе 4-5% годовых.

Естественно, что это обстоятельство вызвало негативную реакцию со стороны надзорных органов, которые приняли решение перестраховаться и прикрыли лавочку, дабы не множить число пострадавших "физиков".

Версия вторая - политическая. Это согласованный с казахстанскими властями удар по опальному олигарху. Нужен был только предлог для того, чтобы заблокировать деятельность финансовой структуры, которая, по мнению самого Аблязова, сделала все возможное для того, чтобы расплатиться с долгами. А потому экс-олигарх выразил удивление по поводу поспешных действий российского ЦБ, не коррелирующих, по его мнению, с реальной ситуацией внутри самого банка.

Кстати, одновременно с закрытием АМТ, опальный банкир, похоже, получил серьезную компенсацию - особый статус на территории Великобритании, т.е. политическое убежище. Хотя казахстанский МИД и не подтвердил эту информацию официально.

"Наши правоохранительные органы беспокоит тот факт, что Аблязов может получить особый статус на территории страны (Великобритании - КазТАГ). Но пока официального подтверждения этому мы не получили", - сообщил глава МИД Ержан Казыханов в интервью, опубликованном еще в субботу. По словам главы внешнеполитического ведомства, МИД РК передал озабоченность "властей данной ситуацией и информацию о противоправных действиях со стороны экс-главы БТА банка". "У нас нет сомнений в том, что он (Аблязов - КазТАГ) совершал тяжкие уголовные преступления", - подчеркнул Е. Казыханов.

Но есть и третья версия, которая, на мой взгляд, кажется наиболее достоверной. Впервые с 2007-2008гг. российский ЦБ оказался перед лицом возможного банкротства сразу нескольких крупных финансовых структур. И фактически оказался в ситуации выбора - кого спасать?

Точнее говоря, этот выбор был условным, поскольку очевидно, что судьба Банка Москвы в любом случае гораздо более актуальна, чем перспективы «политически не благонадежного банка», который к тому же по формальному признаку несколько раз нарушал инструкции ЦБ, имея на момент отзыва лицензии долг перед Банком России порядка 8 млрд. рублей.

Другое дело, что наступление страхового случая съест десятую часть фонда страхования вкладов. Просчитать это достаточно легко - в страховом фонде находится сейчас порядка 137 млрд. рублей, а как уже отмечалось, выплаты составят сумму около 13 млрд.

Так что, если вернуться к разговору о ситуации на российском финансовом рынке, проблемам Банка Москвы и ситуации с АМТ, то, в общем-то становится понятно, что ЦБ располагал не столь значительным пространством для маневра.

Что касается казахстанской стороны, то БТА банк по-прежнему судится со своей дочкой в российских судах и время от времени призывает ЦБ России воспрепятствовать «выводу активов Аблязова». Одновременно продолжаются переговоры о продаже БТА банка какой-либо финансовой структуре, но, судя по всему, Сбербанк выбыл из числа возможных претендентов на этот далеко не самый перспективный актив. Глава министерства экономики РК, Кайрат Келимбетов сохраняет оптимизм по этому поводу, но его "препродажный драйв" разделят немногие аналитики.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что найти покупателя БТА банка на внутреннем рынке казахстанские власти в принципе могут, но это как раз тот случай, когда решение будет приниматься исходя из политической целесообразности, а не на перспективу для самого покупателя.

Другие варианты поддержки БТА выглядят, честно говоря, совсем уж фантастическими. Тем более, что в период переговоров Сбербанка с фондом «Самрук-Казына» тема АМТ также рассматривалась как часть переговорного процесса. Когда же стало ясно, что все разговоры ни к чему не ведут, то, по мнению аналитиков, большого интереса к БТА, как к таковому, проявлено не было.

Таким образом, финансовая империя Аблязова понесла тяжелую утрату. Беглый олигарх получил еще один удар со стороны российских властей, к которому, однако, будет достаточно сложно привязать некую политическую подоплеку. Формальные поводы для такого решения все-таки были.

Ну а в наибольшем проигрыше остались, пожалуй, те организации, счета которых заблокированы в АМТ банке. Налоги-то платить все равно придется.

Так что, храните свои денежки в Сберегательном банке. Ну, или, в крайнем случае - в ВТБ.

Боюсь, что для российского рынка этот рекламный слоган постепенно становится все более актуальным.

ia-centr.ru

Предыдущая статьяЮ.Б.Щегловин "Перевернет ли мусульманский мир Интернет?"
Следующая статьяCA-NEWS : Президент Таджикистана направил в парламент законопроект об амнистии