CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Государство для одного человека :: Интернет-журнал "Оазис"

28 июля 2011

Государство для одного человека

? 14 (154) ИЮЛЬ 2011, Интернет-журнал "Оазис"

Гульназ Бердыева (Ашхабад)

Туркменские оппозиционеры, эмигрировавшие в разные годы за рубеж, заявили о своей готовности вернуться на родину и принять участие в предстоящих президентских выборах, намеченных на февраль 2012 года. Таков был ответ президенту Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедову на предложение оппозиционным группам принять участие в президентской кампании лидеров - Республиканской партии Туркменистана «за рубежом» и Партии «Ватан» (Родина) Нурмухаммета Ханамова и Худайберды Оразова.

Конституционные полномочия второго президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова истекают в феврале 2012 года. Согласно Основному закону дата выборов должна быть объявлена за три месяца, после чего начнется подготовка к голосованию и выдвижение кандидатов. На Западе ожидают, что это будут свободные и демократичные выборы. За пять прошедших лет страна, жившая в изоляции при первом президенте Сапармурате Ниязове (Туркменбаши), заметно открылась, позволила западным дипломатам заговорить о демократизации Туркменистана. Но с другой стороны, ряд действий властей, по мнению экспертов, укладывается в прежний стиль первого президента. Например, при Туркменбаши страна жила в «Золотом веке», сейчас пребывает, по определению Бердымухамедова, в эпохе Возрождения. А главным вектором новой идеологии стал выдвинутый им девиз - «Государство для человека». Действительно, за пять лет он провел реформы в банковской сфере, сельском хозяйстве, энергетике. Одновременно вернул гражданам ликвидированную социальную сферу и полноценное образование, здравоохранение, при этом сохранив государственные субсидии на газ, воду, электроэнергию, соль и муку и 120 л бесплатного бензина, а также на дешевый проезд в общественном городском транспорте. В минус можно отнести тот факт, что за это время не произошло никаких изменений в области прав человека. В тюрьмах продолжают оставаться политзаключенные, осужденные за попытку государственного переворота, терроризм и покушение на Туркменбаши в 2002 году. Многие политики до сих пор вынуждены скрываться за границей. Также сохранился «черный список» невыездных граждан.

Впрочем, на Западе, после того как Бердымухамедов заявил о политике многовариантности энергетических маршрутов, «эти недостатки» предпочитают не замечать. Ашхабад стал местом паломничества зарубежных гостей, а президент Бердымухамедов - желанным гостем в разных странах мира. С ним договариваются и заключают многомиллиардные контракты на поставку газа. И все взятые на себя обязательства Бердымухамедов выполняет, в отличие от необязательного предшественника. Именно поэтому мало кто сомневается как в стране, так и за рубежом, что Бердымухамедов в 2012 году оставит свой пост.

В Туркменистане впервые президентские выборы были проведены в 1992 году. Тогда главой страны был избран Сапармурат Ниязов. Следующие президентские выборы состоялись только после его смерти в декабре 2006 года. Временно исполняющий обязанности президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов был избран главой государства на четырехлетний срок 11 февраля 2007 года. После этого в стране была принята новая Конституция, президентский срок был увеличен с четырех до пяти лет, также было снято ограничение в два президентских срока, на которые мог избираться один человек.

К нынешним выборам власти подготовили нововведения. 1 июня 2011 года был принят новый закон «О выборах президента», который ограничивает участие в выборах не только внешней, но и внутренней оппозиции, если таковая вдруг объявится. В частности, кандидатом в президенты Туркменистана может быть выдвинут гражданин Туркменистана, родившийся в Туркменистане. Он должен быть не моложе сорока и не старше семидесяти лет, владеющий государственным языком, в течение предшествующих 15 лет постоянно проживающий в Туркменистане и работающий в государственных органах, общественных объединениях, на предприятиях, в учреждениях, организациях. Для сравнения: при Туркменбаши ценз постоянного проживания в стране составлял 10 лет. Кандидатом не может стать человек, имеющий непогашенную или неснятую судимость. Кроме этого, имеется еще одно препятствие для «пришлого» кандидата. Вместо прежних 30 тысяч подписей в свою поддержку будущий кандидат должен собрать целых 50 тысяч.

Подстраховался Бердымухамедов и на случай своей болезни. В законодательный акт внесена норма, которой устанавливается, что «если президент Туркменистана по тем или иным причинам не может исполнять свои обязанности, туркменский парламент назначает выборы президента Туркменистана в день перехода полномочий президента к временно исполняющему обязанности президента страны, а выборы проводятся не позднее 60 дней со дня перехода полномочий». Но, в законе отмечается, что в случае проведения досрочных выборов президента лицо, временно исполняющее обязанности главы государства, не может баллотироваться кандидатом в президенты Туркменистана.

Таким образом, новая редакция закона исключает возможность присутствия каких бы то ни было конкурентов.

И все же Бердымухамедов пригласил оппозицию принять участие в выборах, пообещав всем равные условия.

А она не заставила себя ждать и ответила сразу, что готова вернуться и принять участие в выборах. Нурмухаммет Ханамов, проживающий ныне в Австрии, и Худойберды Оразов из Швеции сделали заявление, в котором отметили, что речь, по всей видимости, идет о попытке пересмотра нынешней формы управления государством, доставшейся от С. Ниязова, и перехода к цивилизованным демократическим формам правления.

В беседе с корреспондентом «Оазиса» Нурмухаммет Ханамов уточнил, что он реально бы хотел вернуться на родину, но не верит в искренность слов президента. «Если мы поверим и вернемся на родину, нас, лидеров оппозиции, осужденных в ноябре 2002 года по обвинению в терроризме и государственной измене, тут же посадят в тюрьму. Например, я и Оразов осуждены пожизненно. Поэтому, прежде всего, необходимо снять с нас эти обвинения и вынести оправдательный приговор или назначить пересмотр дела. Причем, сделать это должен не туркменский суд, а международный. Только тогда мы сможем доказать нашу невиновность», - сказал Ханамов.

Худайберды Оразов также с недоверием воспринял слова президента: тот факт, что он (Бердымухамедов - «Оазис») во главу угла ставит какие-то гарантии, а не закон, указывает на его хозяйское положение. «Похоже, он собирается быть хозяином положения и после этих выборов. Длительная жизнь в условиях тоталитарного режима заставляет президента говорить: "я приглашаю", "я гарантирую", однако, на мой взгляд, это должно происходить в правовом поле», - говорит он.

Оба политика убеждены, что президент должен дать публичную оценку прежнему режиму Ниязова, чтобы всем стало понятно, почему туркменская оппозиция оказалась в эмиграции. За что осуждены и приговорены к пожизненным срокам некоторые из оппозиционеров. «Это подняло бы доверие к его словам», - сказал Оразов

По мнению Худайберды Оразова, шансы на победу у оппозиции есть, поскольку туркменское общество созрело для голосования альтернативного нынешнему лидеру кандидата.

Между тем, эксперты говорят о полном провале оппозиции на выборах. Даже если их каким-то образом и допустят к выборам, то победить не дадут. Свобода - относительная самоценность. Она интересна лишь тогда, когда ведет к благополучию. Баланс благополучия и свободы - в этом фишка. Борьба за свободу (демократию) ведет к т.н. нестабильной демократии, некому хаосу. Туркмены на это идти не готовы. Они живут сравнительно лучше многих соседних стран СНГ.

ca-oasis.info

Предыдущая статьяНепочетное лидерство :: Интернет-журнал "Оазис"
Следующая статьяСреда выживания :: Интернет-журнал "Оазис"