CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Непочетное лидерство :: Интернет-журнал "Оазис"

28 июля 2011

Непочетное лидерство

? 14 (154) ИЮЛЬ 2011, Интернет-журнал "Оазис"

Мурод Низомов (Душанбе)

Силовики Таджикистана активизируют борьбу против запрещенных экстремистских религиозных организаций, а также нелегальных центров религиозного обучения в республике. С начала года правоохранительными органами задержаны десятки членов таких организаций, как «Хизб-ут-Тахрир» и «ДжамоатиТаблиг». Самым крупным задержанием в стране считают арест в Душанбе в начале июня Шарифджона Екубова.

По данным следствия, задержанный является «эмиром» запрещенной на территории республики экстремисткой партии «Хизб-ут-Тахрир». В отношении Екубова возбуждено уголовное дело по статье об организации преступного сообщества, возбуждении национальной расовой, местнической или религиозной вражды и публичных призывах к насильственному изменению конституционного строя Таджикистана.

В середине июля в Худжанде начался судебный процесс над подозреваемыми в терроризме и попытке насильственного свержения власти. На скамье подсудимых оказались 53 человека - все жители Согдийской области. Подсудимые обвиняются в терроризме, организации преступного сообщества, попытке насильственного свержения власти, незаконном пересечении границы, незаконном хранении огнестрельного оружия, убийствах. Среди задержанных и лица, обвиняемые в организации и совершении теракта 3 сентября 2010 года у здания Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) в Худжанде. Тогда в результате взрыва погибли трое и ранены свыше 20 сотрудников милиции. Прокуратура Согдийской области возбудила по факту уголовное дело по статье «терроризм».

«Хизб-ут-Тахрир», «Салафия», «Байат» и «ДжамоатиТаблиг» запрещены в Таджикистане с начала 2000-х годов. Ежегодно в стране арестовываются десятки членов этих религиозных организаций. По данным властей, это в основном лица, которые проходили специальную подготовку в учебно-тренировочных лагерях Пакистана, Афганистана, некоторых других стран. В правоохранительных органах Таджикистана отмечают, что в последнее время резко активизировалась деятельность таких запрещенных религиозно-радикальных партий и течений как «Хизб-ут-Тахрир» и «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ) на севере республики. Их идеи по большей части распространяются среди населения Ферганской долины. Основной целью этих организации является «свержение конституционного строя и создание исламского халифата». Большинство членов «Хизб-ут-Тахрир» действуют на севере Таджикистана в Согдийской области. Власти опасаются пополнения рядов этих партий и течений за счет молодежи, которая получает образование в незарегистрированных религиозных учреждениях и центрах. Учитывая данное обстоятельство, в начале второго квартала текущего года в республике проводилась операция под кодовым названием «Медресе». Цель операции - пресечение деятельность нелегальных центров религиозного обучения. В мае-июне 2011 года было закрыто около 60 исламских школ, действовавших на дому.

Для того, чтобы взять ситуацию под контроль, власти приняли ряд решительных мер, в частности, запретили учителям (религиозным) преподавать без соответствующего разрешительного документа и учебных программ, согласованных с Министерством образования республики.

Кроме того, в середине июня текущего года по инициативе Министерства образования страны нижняя палата таджикского парламента одобрила законопроект «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей», который запрещает гражданам республики, не достигшим 18 лет, посещать мечеть.

Эта инициатива властей вызвала широкий резонанс не только внутри страны, но и за ее пределами. К примеру, председатель Исламского общества Индии Мавлоно Саид Джалолиддин Умари осудил одобренный таджикским парламентом законопроект и потребовал от законодателей Таджикистана отозвать этот, по его мнению, «несправедливый», «нелогичный» и «антирелигиозный» документ.

«Сегодня большинство народов игнорируют идеи материализма и атеизма, предпочитая религию. Несмотря на это Таджикистан принятием закона об ответственности родителей за обучение и воспитание детей, который отдаляет детей от мечети и религии, пошел против воли своего народа. Поколение, выросшее на "антирелигиозной культуре", отдалится от таких понятий, как, человечность и патриотизм, что может стать причиной возникновения новых проблем в Таджикистане», - отметил в своем заявлении лидер Исламского общества Индии.

Против документа также выступают видные религиозные деятели, представители политических партий, в частности, официально зарегистрированная в республике «Партия Исламского возрождения Таджикистана» (ПИВТ).

Данный закон вступит в силу лишь после его подписания президентом республики.

Между тем эксперты отмечают, что лишь силовыми методами проблему религиозного просвещения в республике не решить, предлагая властям изучить причины повышенного спроса на исламское образование, а уже потом принимать соответствующие меры. Наглядным примером может служить отзыв студентов из зарубежных медресе в прошлом году. В страну были возвращены порядка 2 тыс.учащихся религиозных вузов. Однако сейчас власти признают, что большинство из них опять возвращаются за рубеж.

Аналитик Ассадулло Иброхимов отмечает, что в прошлом году студенты отозвались на призыв властей вернуться на родину из опасений применения репрессий в отношении их родителей. Однако после возвращения они не смогли реализовать себя на родине, найти работу.

«Всего около 130 студентов были приняты в ВУЗы республики от общего их количества. Хотя власти обещали пристроить всех возвращенцев. Получается, что государство вернуло их, но не нашло занятие для них, потому они возвращаются обратно», - отмечает аналитик.

В Комитете по делам религий при правительстве Таджикистана говорят, что проблема приема на учебу вернувшихся студентов заключается в том, что многие из них не могут предоставить документы, подтверждающие, что они действительно являлись студентами какого-то исламского ВУЗа в арабских странах.

«Проводились несколько встреч с ректорами исламских ВУЗов арабских стран, однако вопрос остается нерешенным в связи с тем, что часть из них там вообще не числилась как студенты, а были вольнослушателями», - отмечает руководитель ведомства Абдурахим Холиков.

15-летний Абдулло Файзалиев изучал ислам на родине, а в середине 2009 года продолжил учебу в одном из учебных заведений в Иране. В прошлом году он вернулся домой и теперь ходит в обычную школу в родном Кабадиянском районе.

«Теперь испытываю трудности в процессе обучения, поскольку стандарты и предметы таджикского обучения отличаются от иранского. Кроме того, я пропустил многое за время пребывания за рубежом, что соответственно отрицательно скажется на уровне моих знаний. Боюсь, что у меня возникнут проблемы при вступлении в высшее учебное заведение. Правильное решение было бы, если бы власти оставили нас там, и мы могли окончить учебу и поступить в какой-нибудь ВУЗ Ирана», - говорит Абдулло.

Эксперт Абдурахмон Акрамов отмечает, что если среди молодежи есть спрос на религиозное образование, то его нужно удовлетворить. Закрывать школы и ничего не предлагать взамен - это не решение проблемы, а наоборот, - ситуация может усугубиться. ________________ В настоящее время в стране действует 19 зарегистрированных медресе и Исламский университет. Ежегодно Исламский университет выпускает около 400 теологов. Много ли для 7-миллионного населения Таджикистана? Данный вопрос может стать предметом дискуссии экспертного сообщества. В Комитете по делам религии при правительстве страны отмечают, что по количеству религиозных объединений Таджикистан - абсолютный лидер в Центральной Азии.

ca-oasis.info

Предыдущая статьяБердымухамедизм :: Интернет-журнал "Оазис"
Следующая статьяГосударство для одного человека :: Интернет-журнал "Оазис"