сюрпризов для Ислама Каримова
Иван Муравьев, Ташкент Эта неделя для главы Узбекистана особая. Его посещение Соединенных Штатов можно считать рекордным по продолжительности - почти 7 дней.
Визит узбекского президента Ислама Каримова в США проходит, как говорили в недалекие времена, в обстановке сердечности и полного взаимопонимания, хотя теплые чувства, испытываемые Джорджем Бушем к своему азиатскому собрату, все же пытаются тщательно замаскировать.
И это объяснимо, поскольку часть американцев не может понять, почему для уничтожения одних диктаторов, надо сотрудничать с другими. В данном случае с тем, чьи действия по ликвидации легитимной оппозиции в собственном государстве в существенной степени способствовали консолидации экстремистских сил на территории Афганистана. Даже поверхностный анализ репрессий узбекских властей в отношении несогласных с "линией партии и правительства" позволяет сделать вывод, что именно Каримов, публично призывающий мировое сообщество на борьбу с терроризмом, де-факто все 10 лет подкладывал свою охапку дров в афганский костер. Узбеки, доведенные властью до нищеты, загнанные в угол произволом карательных органов, добровольно уходили в Таджикистан и Афганистан, пополняя ряды бандформирований Джумы Ходжиева (Намангани) и Тахира Юлдашева (Юлдаша).
Уместно вспомнить, что Узбекистан дольше всех хранил гробовое молчание по поводу событий 11 сентября. Однако все это уже в прошлом, и сегодня узбекский лидер числится в авангарде борцов с международным терроризмом. Он первым сориентировался в ситуации и первым в Средней Азии предоставил военную базу в Ханабаде подразделениям минобороны США.
Лояльность Каримова тут же была оценена по самым высшим меркам, и в Узбекистан один за другим зачастили военные и политические эмиссары США. Большая часть из них на публике дружно пела оды, а в кулуарах при упоминании о заслугах Каримова презрительно кривила губы.
Самые серьезные претензии к узбекским властям связаны с соблюдением прав человека и наличием независимых СМИ. Понимая, что эти вопросы станут предметом активного обсуждения в Вашингтоне, Каримов отдал распоряжение провести ряд пиаровских акций, доказывающих намерения узбеков построить демократическое и правовое государство. Министерство юстиции, например, быстро вспомнило о некоем Михаиле Ардзинове, организовавшем, но до сих пор не сумевшем зарегистрировать Независимое общество прав человека Узбекистана (НОПЧУ).
Вспомнили о нем не случайно, поскольку Ардзинов всегда был и остается желанным гостем в посольстве США. Отсюда же он получал деньги на организацию правозащитной деятельности. И тогда Ардзинову позвонил один из заместителей министра, порекомендовав быстро провести курултай (съезд по-местному) НОПЧУ. Курултай состоялся в субботу, а организация была зарегистрирована уже в понедельник.
Не забыли узбеки и о претензиях Запада в сфере экономики, которая мало чем отличается от советской, но работает гораздо хуже. Малотиражной газете локального масштаба было дано указание срочно, накануне визита Каримова в Вашингтон, опубликовать совместный меморандум между МВФ и Узбекистаном, текст которого с прошлого года считался чуть ли не тайной государственной важности. Главным пунктом этого документа является обязательство Ташкента к лету перейти на внутреннюю конвертацию национальной валюты.
Каримов первым из среднеазиатских лидеров удостоился приглашения в Вашингтон. Однако обольщаться по поводу результатов его поездки не стоит. Первый сюрприз был подготовлен Каримову сразу же, как он сошел с трапа своего президентского "Боинга". На базе ВВС США "Эндрюс" его встречала заместитель госсекретаря Элизабет Джоунс. Именно она, объясняя в Ташкенте отсутствие американских наблюдателей на референдуме по продлению сроков полномочий главы государства, заметила: "Мы считаем, что сами выборы президента Узбекистана, состоявшиеся в конце 1999 года, не были демократичными, поэтому не видим смысла давать политическую оценку прошедшему в вашей стране референдуму".
Не стала неожиданностью и достаточно прохладная встреча Каримова с Бушем. Американский президент - по информации из надежных источников - взял в беседе менторский тон. Он больше указывал, что и как Каримову надо делать, нежели слушал собеседника. Начав с заверений в полной поддержке существующей в Узбекистане власти, Буш резко перешел к проблеме общечеловеческих ценностей, а затем, столь же стремительно, - к сфере военно-технического сотрудничества.
Именно здесь интересы двух стран пересекаются и обоюдовыгодны. Этой сферы касаются шесть соглашений из семи, подписанных в Вашингтоне. Они сводятся к установлению стратегического партнерства, перестройке узбекской армии по стандартам НАТО, закупкам в США оружия, боеприпасов, военной техники и даже обмундирования.
Что касается вероятности экономической помощи, то она не будет существенной. По крайней мере, значимого притока инвестиций не предвидится. В США хорошо осведомлены, как быстро в Узбекистане уничтожили отделение компании "Кока-Кола" на том лишь основании, что глава ее представительства господин Максуди, взявший в свое время в жены одну из дочерей Каримова, рассорился с молодой супругой.
Между тем Среди документов, подписанных в ходе визита Ислама Каримова в США, сообщает ИТАР-ТАСС, - соглашение о взаимодействии в области ядерного нераспространения. Оно, в частности, предусматривает транспортировку в Россию высокообогащенного урана, накопленного на одном из узбекских ядерных объектов, с целью его дальнейшей утилизации. По имеющимся сведениям, США обязались полностью покрыть затраты на транспортировку ядерного топлива в размере 4 млн долларов.