CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

gundogar.com

Чистка в Туркменистане указывает на нестабильность власти

14 марта 2002

в Туркменистане указывает на нестабильность власти Казавшийся монолитным режим Ниязова начинает трещать по швам

Рустем Сафронов -- Eurasianet.org, 13.03.02 своей неугомонностью туркменский руководитель Сапармурат Ниязов произвел серьезную перетряску высшего звена в аппарате госбезопасности и пограничной службе. Некоторые наблюдатели говорят, что кадровые изменения свидетельствуют о растущем недовольстве авторитарным правлением Ниязова. Другие считают, что туркменский лидер произвел увольнения, желая наказать тех, кого считал ответственным за целый ряд измен на высшем уровне и переход членов ниязовской команды в стан быстро набирающей силу политической оппозиции.

«Чистка» началась 4 марта с объявления о том, что Мухаммед Назаров освобождается от своих обязанностей главного советника президента и координатора деятельности всех правоохранительных и военных структур. Назаров сохранил пост председателя КНБ - Комитета национальной безопасности, преемника советского КГБ, однако был понижен в звании и получил взыскание по службе.

Кроме того, Ниязов уволил из органов двух заместителей Назарова - полковника Хайита Какаева, главу госбезопасности Ашгабата, и подполковника Оразмухамеда Бердыева. Оба были уволены по причине «серьезных недостатков в работе и неспособности выполнять свои обязанности», лишены всех воинских званий, наград и полагающихся привилегий. После этого Ниязов уволил ряд сотрудников госбезопасности в регионах страны.

Среди обвинений, предъявляемых сотрудникам нацбезопасности, - злоупотребление властью, незаконные обыски и аресты, взятки, вмешательство в дела других правоохранительных органов, наркоторговля и «распространение слухов». Перетряска аппарата была тем более неожиданной, что всего за неделю до этого органы национальной безопасности были объявлены опорой авторитарного правления Ниязова. Организация, державшая в повиновении все население Туркменистана, теперь сама находится под подозрением.

В дополнение к потрясениям в КНБ Ниязов 5 марта уволил главу Государственной пограничной службы Теркеша Тырмыева, который также был понижен в звании и переведен на относительно незначительную должность в аппарате комитета нацбезопасности.

Перестановки означают резкий поворот в политике Ниязова. По данным доклада по правам человека, опубликованного госдепартаментом США, Ниязов только за последний год увеличил число обязанностей Назарова, назначив его куратором военного ведомств и министерства иностранных дел. И хотя Назаров сохранил пост председателя КНБ, его дальнейшее пребывание во власти, по мнению комментаторов, поставлено под вопрос.

Наблюдатели указывают на целый ряд причин, которые могли вызвать неожиданную перетряску органов госбезопасности. Некоторые замечания Ниязова, переданные по телевидению, свидетельствуют о том, что он ищет козлов отпущения, которых можно было бы обвинить в социальном и экономическом застое в Туркменистане.

«Чины комитета госбезопасности в городах, округах и районах страны начали нарушать порядок. Сотрудники центрального управления госбезопасности берут взятки, впали в самодовольство и занялись распространением слухов. Это неприемлемо», - передало слова Ниязова на заседании кабинета 4 марта туркменское телевидение.

«Я несколько раз говорил Назарову: ваши обязанности заключаются не в этом, не делайте этого, оставайтесь честным», - продолжил Ниязов. «Мы должны очистить комитет госбезопасности. Его сотрудники должны быть преданы стране - в противном случае будет очень трудно жить».

Между тем московский журналист Аркадий Дубнов из газеты «Время новостей» пишет, что действия Ниязова были продиктованы гневом и желанием покарать лиц, которых он считает ответственными за целый ряд неприятных политических измен, совершенных в последние несколько месяцев.

Несколько высокопоставленных туркменских политических деятелей перешли в оппозицию к Ниязову. Наиболее крупным оппозиционером стал Борис Шихмурадов, бывший министр иностранных дел и посол в Китае. Среди других объявивших о своем переходе в стан оппозиции - Нурмухамед Ханамов, туркменский посол в Турции; Худайберды Оразов, бывший председатель Центробанка и вице-премьер; и Пирджан Курбанов, посол Туркменистана в Объединенных Арабских Эмиратах.

Кроме того, по словам Шихмурадова и сообщению Аркадия Дубнова, около месяца тому назад исчез советник-посланник посольства Туркмении в Вашингтоне Чары Аннабердыев. Он не сделал никакого заявления, но, как сообщает Дубнов, Ниязов поднял вопрос о местонахождении Аннабердыева на встрече с послом США в Ашгабате Лорой Кеннеди. Очевидно, что растущий список перебежчиков является источником серьезного беспокойства для Ниязова.

С тех пор как Шихмурадов в ноябре выступил против Ниязова, Туркменистан, по-видимому, переживает так называемую вторую волну эмиграции оппозиционно настроенных граждан. Светлана Бабаева заметила в российской ежедневной газете «Известия», что хотя рост туркменского оппозиционного движения не может быть назван обвальным, измены ведущих политиков уже не могут рассматриваться в качестве исключительных случаев.

Туркменистан пережил первую волну эмиграции в 1993-1994 годах, когда из страны бежали многочисленные представители интеллигенции. Многие осели в Москве, другие - в Европе, в основном, в скандинавских странах. Большинство эмигрантов первой волны присоединились к движению Объединенной оппозиции Туркменистана во главе с Авды Кулиевым. Десять лет назад Кулиев, первый министр иностранных дел независимого Туркменистана, первым из высшего руководства страны заявил о том, что переходит в оппозицию к режиму Ниязова.

Среди эмигрантов первой волны были преимущественно писатели, историки и политологи. Кто-то покинул страну в поисках работы. Из Туркменистана уехали многие представители русскоязычных меньшинств, реагируя , в частности, на повсеместное внедрение туркменского языка и сужение поля применения русского. Туркменский демограф и историк Шохрат Кадыров считает, что в настоящее время в московском регионе проживают до 150 тыс. туркмен.

Оппоненты Ниязова пока не согласовали свои позиция и политические акции. Контакты представителей первой и второй волн эмиграции происходят на фоне взаимного недоверия. В январе 2002 года Шихмурадов сформировал Временный исполнительный совет Народного демократического движения Туркменистана. После этого разразился острый обмен мнениями между последователями Кулиева и сторонниками Шихмурадова, началась взаимная критика по вопросам стратегии и тактики смещения Ниязова.

В последние недели споры несколько поутихли. Хорошо информированные источники утверждают, что Шихмурадов и Кулиев вступили в личный контакт и изучают возможность объединения сил и энергии в борьбе с режимом Ниязова.

По-видимому, в настоящий момент Шихмурадов и Кулиев идут параллельным курсом к одной и той же цели, а именно стремятся повлиять на международное сообщество. Недавно Шихмурадов встречался в Европе с представителями ОБСЕ, а Кулиев, вместе с Назаром Суюновым, бывшим министром нефти и газа, и Махтумом Абделькеримом, духовным лидером афганских туркмен, был принят представителями Отдела Центральной Азии и Кавказа госдепартамента США.

Шихмурадов и его сторонники выступают за проведение президентских выборов в этом году согласно конституции Туркменистна. В 1999 году меджлис одобрил антиконституционное предложение Халк Маслахаты (Народного совета) о придании Ниязову статус пожизненного главы государства.

До сих пор Москва и Вашингтон терпели экстравагантные выходки Ниязова. Тем не менее, Ниязов давно считается главным препятствием на пути соглашения о размежевании границ Каспийского моря. А если ещё и учесть его прохладное отношение к возглавляемой США войне с терроризмом, Ниязов, похоже , испытывает терпение как Москвы, так и Вашингтона.

Частный сектор уже теряет терпение в Туркменистане. Крупнейшая мировая нефтегазовая компания ExxonMobil объявила о том, что намерена закрыть свои представительства в Ашгабате и районном центре Балканабаде. Эксперты оценивают потенциал вложений этой компании в Туркменистан в 10 млрд долларов. Решение компании, которое ее руководство объясняет неутешительными результатами геологической разведки, ставит под вопрос программу развития, намеченную правительством Туркменистана.

Зная Ниязова, можно ожидать дальнейших перетрясок и репрессий в борьбе за укрепление режима личной власти. По словам Б. Шихмурадова, в ближайшем будущем в высшем звене туркменского правительства будут новые невозвращенцы, порывающие с системой. Кулиев заявляет о том, что располагает 4000 сторонниками на территории Туркменистана. Очевидно, что оппозиция набирает силу, и появляются признаки того, что когда-то казавшийся монолитным режим Ниязова начинает трещать по швам.

Рустем Сафронов - политический обозреватель и независимый журналист. Его репортажи и комментарии часто звучат в передачах Русской службы Би-би-си и евразийской службы «Голоса Америки». В советский период работал в Туркменистане в системе «Госархива», затем в ЦК ЛКСМТ. В Ашхабаде был ведущим теле- и радиопрограмм, посвященных истории страны. В 1993-1996 - спецкор в Государственной Думе и политический комментатор информационной программы «Вести». Автор и ведущий двух телевизионных передач о Туркменистане на канале РТР. Публикуется в ведущих российских СМИ. Автор главы «Ислам в Туркменистане» в книге «Ислам в Центральной Азии», подготовленной Центром политических и стратегических исследований (The Center for Political and Strategic Studies). Защитил кандидатскую диссертацию в Московском историко-архивном институте. Окончил факультет журналистики ВКШ. ___________ gundogar.com

gundogar.com

Предыдущая статьяБывший председатель Центробанка Туркменистана комментирует сообщения Генпрократуры
Следующая статьяБерезовский хочет помочь Ниязову построить Байкал в Каракумах