CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

gazetasng.ru

Военное строительство в странах СНГ на грани провала

14 марта 2002

строительство в странах СНГ на грани провала //GazetaSNG.ru// Владимир Георгиев, "Евразия Сегодня" (?5)

Сверхцентрализованная военная машина бывшего СССР распадалась сложно и болезненно. По крайней мере, значительно медленнее, чем другие институты советского государства. Основной раздел военного наследства был закончен лишь к середине 90-х. Только в 1995 г. Украина, Белоруссия и Казахстан передали России ядерное оружие, и стратегические ядерные силы (РВСН и дальняя авиация) были выведены на российскую территорию. С большими потугами шел раздел и Черноморского флота, который завершился в 1998 г. Только сейчас заканчивается вывод российских войск и ликвидация вооружений 14-ой общевойсковой армии в Приднестровье. Судьба же российских военных баз в Грузии, видимо, еще долго будет предметом переговоров.

Лидеры и аутсайдеры братского передела

Военная инфраструктура СССР распределялась по территории братских республик неравномерно. И посему понятно, что после распада Союза это наследство было поделено совсем не по-братски. В наиболее выгодном положении оказались славянские республики. Так, маленькая Белоруссия нежданно-негаданно стала чрезмерно милитаризованным государством. В России, в Белоруссии и на Украине сосредоточилось почти 95% военных специалистов бывшей советской армии и около 90% военного потенциала СССР. Поэтому на сегодняшний день на постсоветском пространстве окончательно сформировались и обладают определенным уровнем боеспособности только три армии - российская, белорусская и украинская. Достаточно динамично и поступательно шло военное строительство в Армении и отчасти в Узбекистане. Армения, находясь в неблагоприятных геополитических условиях и в состоянии военной конфронтации с Азербайджаном, вынуждена была тратить на свою национальную оборону значительные средства - около 4 % от ВВП. (Для сравнения отметим, что в США этот показатель составляет 3 %, а в России - 2,6 %.) Процесс более эффективного военного строительства в Армении был предопределен и тем обстоятельством, что среди кадровых военных в Советской Армии после славян и татар армяне всегда составляли значительную прослойку. Поэтому при создании национальной армии Армения столкнулась с наименьшими кадровыми проблемами, чем, скажем, Азербайджан, Таджикистан или Туркмения, представителей которых среди старших офицеров Вооруженных Сил СССР можно было пересчитать по пальцам. Кроме того, Москва оказала существенную помощь Еревану в подготовке военных кадров. Государственная граница Армении с Турцией и Ираном до сих пор охраняется армянскими пограничниками совместно с российскими.

За 10 лет суверенного развития значительно укрепил свои национальные вооруженные силы Узбекистан. На это у республики были вполне резонные основания. Как на территории, так и вблизи границ Узбекистана находятся целые районы, в которых при малейшем обострении ситуации возможна эскалация межнационального противостояния, вплоть до настоящей гражданской войны. Республика, удвоившая за последние двадцать лет численность своего населения, страдает избытком трудовых ресурсов, что тоже является потенциальным источником внутригосударственных противоречий и конфликтов. Кроме того, постоянной головной болью Узбекистана, как и других центральноазиатских республик, являются религиозные экстремисты, которые до недавнего времени дислоцировались в Афганистане и осуществляли регулярные вылазки на территорию сопредельных государств. Сегодня почти в каждой области Узбекистана развернута общевойсковая или десантно-штурмовая бригада. Значительно увеличена численность внутренних войск. Заработная плата военных и представителей правоохранительных органов гораздо выше, чем у других слоев населения. Интересно, что узбекские власти делают ставку на представителей славянской национальности в среднем звене офицерского состава. По мнению руководства Узбекистана, это служит укреплению боеспособности армии и уменьшает вероятность военного переворота, вполне реального в условиях авторитарного политического режима и феодально-байского менталитета коренного населения республики. Но, поощряя службу в рядах вооруженных сил лиц славянской национальности, Узбекистан совсем не стремится к тесному военно-политическому взаимодействию с Россией. Напротив, свое влияние в республике в последнее время резко усилили США, Великобритания, Япония, Корея и Турция. После начала антитеррористической операции в Афганистане на территории Центральной Азии появились сразу две военные базы - Ханабад под Карши (Узбекистан) и Манас близ Бишкека (Киргизия).

Со дня провозглашения независимости до настоящего момента Молдавия, Грузия и Азербайджан также оказались перед необходимостью сформировать боеспособные вооруженные силы. Однако сложное экономическое положение этих стран и острый дефицит военных специалистов не позволяет должным образом выполнять поставленную задачу. Россия в последнее время активизировала военные контакты с этими государствами, стремясь противодействовать усилению здесь сил НАТО. Наиболее слабым звеном в сфере военного строительства в СНГ являются Таджикистан, Туркмения, Киргизия и Казахстан. Если в Таджикистане проблемы имеют, в первую очередь, финансовый и кадровый характер, то руководство Киргизии и Казахстана до недавнего времени вообще не торопилось укреплять свои вооруженные силы по причине якобы отсутствия внешних и внутренних врагов. Бишкек и Алма-Ата надеялись, что в случае обострения ситуации Москва всегда придет на помощь. Что, собственно, и произошло. Именно Россия в 1999 г. первой предложила помощь центральноазиатским республикам, когда боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ) попытались прорваться в Ферганскую долину. Россия оказывает значительную консультационную поддержку в вопросах укрепления границ Киргизии и Казахстана с Китаем, а также имеет свой пограничный контингент и военную базу в Таджикистане.

Своеобразный путь выбрала Туркмения. До распада СССР на ее территории находился самый мощный в Центральной Азии военный потенциал. Но сегодня республика имеет, пожалуй, наименее подготовленные вооруженные силы, тратя при этом достаточно большие денежные средства на армию - 3,4 % от ВВП. Руководство Туркмении уверено в союзнических отношениях как с исламскими странами, так и с Россией. В высших военных учебных заведениях Пакистана и Турции обучается более 100 туркменских юношей. До недавнего времени основу туркменской армии составляли военнослужащие-славяне. Однако сегодня наблюдается постепенный отток офицеров-славян из Центральной Азии вообще и из Туркмении в частности.

Особую группу республик бывшего СССР составляют прибалтийские государства. Стремясь к отделению от СССР и решая в первую очередь политические цели, эти страны не требовали своей доли от военного пирога бывшего Союза. Формирование своих вооруженных сил они связывали и связывают до сих пор с Североатлантическим альянсом. Однако и здесь прослеживается их существенная зависимость от России. Основу армий прибалтийских государств составляют бывшие советские офицеры, хорошо знающие стратегию и тактику Вооруженных Сил СССР.

В поисках безопасного Б/Удущего

Сегодня формирование вооруженных сил новых независимых государств, за исключением, может быть, Армении, организуется по остаточному принципу - не более 1-1,5 % от ВВП. Это обстоятельство обусловлено тем, что руководство этих стран определяет для своих государств приоритетными, как правило, внутренние угрозы (сепаратизм, межэтнические и иные конфликты и т.п.), и потому наипервейшей своей задачей считает развитие сил правопорядка. Оборона необходима большинству стран СНГ лишь отчасти - прежде всего, исходя из их геополитических интересов. Поэтому деньги, как правило, тратятся на содержание армий, но никак не на их развитие. Многие государства СНГ и, в частности, Грузия, Узбекистан, Азербайджан и Казахстан стремятся опереться на помощь США и Западной Европы и полностью или частично отказаться от закупок вооружений у России. Однако до настоящего времени ни одно государство СНГ, включая Россию, не смогло хотя бы на 20-30 % обеспечить свои вооруженные силы новыми видами вооружений и военной техники (ВВТ). Фактически оборонные системы государств Содружества до сих пор подпитываются багажом, оставшимся со времен СССР. Между тем за последние 10 лет произошел значительный износ и старение ВВТ. Так, в странах СНГ полностью изношен парк боевых самолетов и вертолетов, боевая техника требует капитального ремонта, некоторых видов боеприпасов попросту не хватает. Закупать ВВТ у России дорого. Однако, видимо, придется. По крайне мере, в ближайшие годы страны СНГ будут покупать запчасти и комплектующие к боевой технике и самолетам именно у России, как это намерен делать сегодня и воевавший 20 лет российским оружием Афганистан. Правда, конкурентами России здесь могут выступить Китай, Индия, Иран, а также ряд стран Европы, которые производили ВВТ советских разработок. Не исключено, что свои старые виды ВВТ захотят «спихнуть» республикам СНГ США и другие страны НАТО.

Очевидно, что решать свои военные проблемы страны Содружества намерены в соответствии с экономическими возможностями, а это означает, что развиваться, в первую очередь, будут мобильные силы быстрого реагирования, а закупаться - боевые и военно-транспортные вертолеты, а также легкие бронированные машины и вооружение к ним. Не исключено, что Азербайджан и Грузия, страдающие от военно-политических конфликтов, начнут усиленно укреплять свои вооруженные силы. Однако объективная оценка ситуации показывает, что как Абхазия, так и Нагорный Карабах еще в течение 10-20 лет будут в состоянии оказывать своим противникам адекватное сопротивление.

//ВНИМАНИЕ: Более детальную информацию по вопросам приобретения мартовского номера журнала или же оформления подписки можно получить по телефону (+7-095) 925 64 98//

gazetasng.ru

Предыдущая статьяКУРАТОРОМ СИЛОВЫХ СТРУКТУР ТУРКМЕНИИ СТАЛ РЕДЖЕПБАЙ АРАЗОВ
Следующая статьяСША перестают считаться со слабой в военном отношении Россией