СТАТУСЕ КАСПИЯ В СТЕНАХ ООН Письмо представителя Ирана М.Г.Фадаи-Фард Кофи Аннану
Ф.АСИМ
Между странами Каспийского региона в вопросе разделения недр Каспия и определения его статуса начинается настоящая "карусель".
По мнению Ирана, недавнее соглашение между Азербайджаном и Казахстаном о правовом режиме противоречит действующим юридическим документам, регламентирующим статус этого природного водоема. Сообщая об этом, агентство "Эм-пи-эй" ссылается на британскую газету Financial Times, которая отмечает, что представитель Ирана в ООН Мохаммед Гасан Фадаи-Фард направил письмо генеральному секретарю ООН Кофи Аннану.
Как подчеркивается в письме, распространенном в качестве официального документа в ООН, данное соглашение не имеет юридической силы. Иранская сторона вновь настаивает на том, что никакое решение относительно статуса Каспия не может быть приемлемым и окончательным до получения согласия всех прибрежных государств. Впрочем, не стоит думать, что только Азербайджан является самой "несговорчивой" страной в регионе. Хотя, надо признаться, пока у нас больше проблем с разграничением месторождений. Но не надо забывать, что Азербайджан расположен у центральной части Каспия, и, соотвественно, - в эпицентре возникающих споров.
Вот некоторые факты хроники противостояния. "Первой ласточкой" стало поднятие в воздух вертолетов ВВС Туркменистана после подписания соглашения между ГНКАР и российскими компаниями по разработке месторождения "Кяпаз" (по-туркменски "Сердар"). Этот контракт просуществовал недолго и вскоре был аннулирован (естественно, вовсе не туркменские вертолеты сыграли в этом свою роль).
Игры туркменских ВВС в "вертолетики" бледнеют по сравнению с наглым инцидентом, который произошел 23 июля: военные корабли Ирана, под угрозой открытия огня, вынудили азербайджанское исследовательское судно "Геофизик" покинуть месторождение "Алов", при этом с иранской стороны прозвучали выражения типа "территориальные воды Ирана".
Кстати, заявления Ирана в последнее время становятся все более угрожающими. На днях агентство "Media-press", со ссылкой на иранское агентство IRNA, распространило высказывание министра нефтяной промышленности Ирана Бижан Намдар Зангане о том, что "Иран не допустит проведения каких-либо работ со стороны каких-либо государств в своем 20-процентном секторе Каспийского моря". Как отметил высокопоставленный представитель официального Тегерана, Иран намерен выполнить двух- и трехкомпонентную сейсморазведку морского дна на своем шельфе в новом году, наступающем по мусульманскому календарю 21 марта.
Обстановка с разделом месторождений на морском шельфе Каспия может выйти из-под контроля: не только на юге, но и на севере уникального водохранилища не могут прийти к единому мнению по месторождениям. Не очень верится и в то, что Россия и Казахстан обо всем давно и мирно договорились. Так, казахстанское агентство Oilreview распространило мнение госсекретаря, министра иностранных дел Казахстана Касымжомарта Токаева по некоторым спорным моментам статуса Каспия. Комментируя программе "Жетi кун" постановление N 125, К.Токаев отмечает:
"В этих нападках я вижу две вещи: либо это фатальное непонимание сути постановления, либо же здесь присутствует какой-то умысел. Но, как бы там ни было, я считаю, что постановление было правильным в тех условиях. Во-первых, нужно ускорить проведение изыскательских работ на Каспии. Это очень сложный регион. Мы не определили юридический статус целого ряда крупных нефтяных структур. Речь идет о Курмангазы - в России его называют Куалинским, Хвалынским и Центральным. На эту тему ведутся очень сложные переговоры. В то же время, с российской стороны частная компания "ЛУКойл" фактически явочным порядком начала освоение структуры Хвалынского месторождения.
В этих условиях мы считали, что именно частная компания Казахстана также должна приступить к изыскательским работам на соответствующих структурах Каспия. Прежде всего, на Курмангазы. Это очень важный вопрос, потому что мы считаем, что Курмангазы должно отойти к Казахстану. Другое дело, что РФ имеет право участвовать в его освоении, но операторство и юридический статус, безусловно, должны принадлежать Казахстану - это наша принципиальная позиция".
Конечно, накал страстей в этом вопросе российско-казахстанских отношений далек от аналогичного противостояния Ирана и Азербайджана. Но сам факт его существования говорит о том, что, кроме заявлений о "едином мнении" и "необходимости выработки статуса Каспия", руководства стран Каспийского региона еще очень далеки от выработки решений по определению принадлежности того или иного месторождения.
Конечно, не хотелось бы, чтобы в конечном итоге выяснение принадлежности морских месторождений начало решаться с позиции силы. Хотя некоторые, как видим, уже начинают поигрывать "мускулами". Не хочется, чтобы "черное золото" обернулось трагедией для прибрежных стран Каспия. Хотя за золото любого цвета всегда и во все времена шла борьба...